Изобретение относится к электротехнике, а именно к релейной защите электродвигателей, и может быть использовано для защиты асинхронного электродвигателя, особенно такого, для которого по условиям эксплуатации необходимо измерение крутящего момента на валу и угловой скорости вращения вала, от повреждений и опасных анормальных режимов работы.
Целью изобретения является повьше- ние чувствительности защиты.
На чертеже представлена схема устройства для реализации предлагаемого способа.
. Устройство защиты асинхронного электродвигателя 1 состоит из датчиков 2-4 тока, датчиков 5-7 соответственно напряжения, крутящего момента и угловой скорости вращения ротора, а также контроллера 8 со свободно программируемой логикой и исполнительного органа 9. Выходы датчиков 2-7 подключены к аналоговым входам контроллера 8, выход которого подключен к входу исполнительного органа 9, а выход последнего является выходом устройства в целом.
СД
Од
4; N:)
Датчики тока представляют собой измерительные трансформаторы тока, датчик напряжения - трехфазный измерительный трансформатор напряжения Датчик крутящего момента может быть выполнен бесконтактным. Датчик угловой скорости в простейшем случае представляет собой тахогенератор. Контроллер 8 представляет собой контроллер со свободно программируемой Логикой,содержащий программное обеспечение по зшяите двигателя, а исполнительный орган - релейное устройство.
Сущность способа заключается в сравнении реального значения потерь активной мощности в работающем элект родвигателе с известным значением потерь мощности, соответствующим нормальному режиму работы двигателя и задаваемым с помощью .его рабочей характеристики.
Потери активной мощности в злект- родвигателе, определенные по данным измерений в текущем режиме работы, равны
ЛР
PI г t
(1)
где Р
- потребляемая электродвигателем из сети активная мощность;
Р - полезная механическая мощность на валу электродвигателя.
Потери активной мощности,задаваемые рабочей характеристикой электродвигателя (при тех же значениях полезной мощности на его валу и напряжения сети), равны
ЛР Р 9 2)
где Р - потребляемая электродвигателем из сети активная MonipocTb в нормальном режиме работы.
В случае возникновения повреждений или ненормальных резкимов рабопгы потери Р в электродвигателе возрастают. Близость текущего режима работы электродвигателя к нормальному режиму оценивается сравнением потерь активной мощности в обоих режимах, из (1) и (2):
ЛР - ЛР
Р - Р г, f, ,
(3)
Тлким образом, дпя выявления повреждения или ненормального режима работы электродвигателя достаточно
5
0
5
0
5
0
5
0
5
оценить величину разности значений активной мощности потребления в текущем режиме и потребляемой активной мощности, определенной по рабочей характеристике электродвигателя для измеренных значений полезной механической мощности на его валу и напряжения сети.
При выполнении условия
ЛР - ,
где Р - значение уставки, которое с учетом (3) заменяется условием
Р - Р Р f, i,/t
контроллер 8 выдает сигнал управления на исйолнительный орган 9,действующий на отключение защищаемого двигателя 1 .
Значение мощности Р вычисляется контроллером 8 по измеренным в цепи питания электродвигателя 1 значениям токов и напряжений, а значение мощности Р - по измеренным с помощью датчиков 6 и 7 значениям крутящего момента на валу и угловой скорости вращения ротора соответственно,Значение мощности Р рассчитывается контроллером 8 с помощью программно заданной раб.очей характеристики электродвигателя 1.для измеренного значения напряжения сети, что. исключает ложное срабатывание защиты при работе электродвигателя с пониженным напряжением питания, например, в условиях самозапуска или при близком коротком замыкании в сети. Действующие значения мощностей Р, и Р определяются по данным измерений за достаточно большой интервал времени, исключающий ошибочное срабатывание защиты в переходных режимах работы защищаемого электродвигателя.
Способ защиты может быть использован для защиты любого асинхронного электродвигателя, особенно такого, для которого по условиям эксплуатации требуется измерение крутящего момента на валу и угловой скорости вращения ротора.
Использование предлагаемого способа позволяет реализовать универсальную защиту асинхронных электродвигателей от повреждений и опасных анормальных режимов работы. По условиям быстродействия целесообразно использование такой завщты в качестве резервной.
Вшод
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАЩИТЫ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ | 2005 |
|
RU2302691C1 |
Устройство для повышения энергоэффективности асинхронного электропривода | 2020 |
|
RU2748215C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ОТ АВАРИЙНЫХ РЕЖИМОВ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2263382C2 |
Устройство для защиты трехфазного синхронного электродвигателя от внешних и внутренних коротких замыканий и анормальных режимов | 1981 |
|
SU1053208A1 |
Устройство контроля и защиты углесосного агрегата | 1985 |
|
SU1281751A1 |
Устройство для защиты электродвигателя от неудавшегося пуска | 1989 |
|
SU1758757A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ АВАРИЙНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | 2004 |
|
RU2275724C1 |
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАКТОРНЫЙ АГРЕГАТ С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2014 |
|
RU2550867C1 |
Способ определения крутящего момента на роторе буровой установки | 1989 |
|
SU1760398A1 |
Устройство для защиты трехфазного асинхронного электродвигателя от анормальных режимов работы В.Г.Вохмянина | 1989 |
|
SU1764118A1 |
Изобретение относится к релейной защите электродвигателей. Цель изобретения - повышение чувствительности защиты. Цель достигается тем, что измеряют потребляемую электродвигателем активную мощность и полезную механическую мощность на валу электродвигателя. Определяют соответствующую нагрузке двигателя потребляемую активную мощность в нормальном режиме работы. После этого формируют сигнал защиты, если потери мощности в защищаемом электродвигателе превышают потери мощности нормального режима работы на заданную величину. 1 ил.
Способ защиты асинхронного электродвигателя от перегрузок,обрыва фазы и незапуска | 1986 |
|
SU1374328A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Вольдек А.И | |||
Электрические машины | |||
- М.: Энергия, 1978, с | |||
КОММУТАТОР ДЛЯ ПРЕРЫВАНИЯ ТОКА В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СОЕДИНЕННЫХ ПРИЕМНИКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА | 1922 |
|
SU550A1 |
Конюхов Н.Е., Медников Ф,М., Не- чаевский М.Л | |||
Электромагнитные датчики механических величин | |||
- М.: Машиностроение, 1987, с | |||
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
Способ релейной защиты электрических цепей | 1984 |
|
SU1354330A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1990-09-23—Публикация
1988-11-10—Подача