Изобретение относится к обучаю- -щим устройствам игрового типа, с помощью которого осуществляется сложение двух чисел с переходом через десяток.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей за счет демонстрации разложения второго слагаемого.
На фиг. 1 изображено обучающее устройство, янешний вид на фиг. 2 - принципиальная схема устройства.
Обучающее устройство по математике содержит корпус 1 с наклонной панелью 2, по сторонам которой размещены контактные щупы 3, а на вертикальной панели 4 установлены диэлектрические платы 5 слагаемых и суммы 6 дляя установки сменных плас- тин 7 с графически выполненными на них цифрами и кодовыми перемычками 8. На наклонной панели 2 размещены светоиндикаторы 9 над токопроводящими гнездами 10, которые установлены вертикальными рядами, между которыми графически выполнены поясняющие надписи, и подвижной визир 11, размещенный над светоиндикаторами 9. Под каждым светоиндикатором 9 установлены токопроводящие контакты 12. Электрическая схема устройства включает электромагнитные реле 13 и 14 с замыкающими контактами 15 и 16, сигнальные лампы 17 и 18, первая из которых
размещена в сигнальном табло 19 с цифрой 1, указывающей о том, что сумма слагаемых.превышает первый десяток. Питание схемы осуществляется от источника 20 питания через двойной Трехпозиционный переключатель 21. На каждой из плат; 5 и 6 размещены в два столбца токопроводящие клеммы 22 для взаимодействия с токопроводяшими кодовыми перемычками 8. В электрической схеме размещены также разделительные диоды 23.
Токопроводящие гнезда 10 расположены по обе стороны от пластин 24, на которых графически выполнены варианты разложения второго слагаемого. При этом гнезда 10 в нечетных столбцах соединены между собой токопрово- дящими клеммами 22 в первом ряду диэлектрической платы предыдущего слагаемого, клеммы 22 второго ряда этой платы соединены соответствующи- мя клеммами 22 первого ряда платы 5 последующего слагаемого, клеммы 22 второго ряда этой платы связаны с соответствующим светоиндииатором 9. Токопроводящие гнезда 10 в четных .столбцах соединены d соответствующи15
20
25
ми не установлены в клеммные гнезда 22 диэлектрических плат 5 и 6.
Рассмотрим порядок сложения чисел, сумма которых превышает десяток например в платы 5 слагаемых устанавливаются пластины 7 с цифрами 8 и 5 соответственно
Переключатель 21 переводится в положение Работа при этом напряжение от источника 20 питания поступает от минусовой клеммы ко всем синусовым клеммам светоиндикаторов 9, а от плюсовой шины через кодирующую перемычку 8 пластины 7 к светосигнализа- тору 15, который загорается. Загорание светоиндикатора 9 (Л5) свидетельствует о том, что сумма слагаемых больше десяти и требуется разложение второго слагаемого 5 на составляющие.
Для удобства дальнейшей работы механический визир устанавливают над светоиндикатором с цифрой 5, а рычаг 21 переводят в положение Контроль. Питание подводится к сигнальным лампам 17 и 18 и реле 13 и 14.
tnТокопроводящим щупом 3. подклюми токопроводящими гнездами 10 в дру- , v е м м .
3U ченным к обмотке реле 13 в левом (нечетном) ряду контактных гнезд 10, расположенных под светоиндикатором 9 с цифрой 5, находят контактное
гих четных столбцах и соответствующей токопроводящей клеммой 22 второго ряда платы суммы 6. Разнополярные клеммы источника 20 питания соединены с соответствующими переключающими . „
, эс 13. При этом загорается сигнальная контактами переключателя 21, имеющего JJ
гнездо 10, когда срабатывает реле
три положения: Работа, Выкл. 1, Контроль.
Первый замыкающий контакт переключателя 21 соединен с каждой клеммой 22 первого ряда платы суммы 6 соответствующей клеммой 22 платы последующего слагаемого, а через соответствующие контакты 15 и 16 и сигнальные лампы 17 и 18 - с вторым замыкающим контактом переключателя 21, с которым через соответствующие обмотки реле 13 и 14 связаны токопроводящие щупы 3. Третий замыкающий контакт переключателя 21 соединен с вторыми клеммами, светоиндикаторов 9, а четвертый замыкающий контакт - с токопроводящими гнездами 10 нечетных столбцов.
Обучающее устройство по математике работает следующим образом.
В исходном состоянии переключатель 21 находится в положении Выкл., сменные пластины 7 с цифра40
45
50
55
лампа 17, которая подсвечивает сигнальное табло 19 с цифрой 1.
В данном случае таким контактным гнездом 10 оказывается то, напротив которого стоит пример разложения - 5 2 + 3.
В контактные клеммы 22 платы 6 устанавливают пластину 7 с цифрой 3 на ее верхней стороне и токопро- водящий щуп 3 (правым), связанный с обмоткой реле 14, помещают в правое токопроводящее гнездо 10, рядом с которым пример разложения 2 + 3.
Реле 14 срабатывает и загорается сигнальная лампа 18, которая свидетельствует о правильности решения.
В случае, если обучаемый установит пластину 7 с неправильной цифрой, то срабатывания реле 14 и загорания лампы 16 не произойдет, поскольку кодирующая перемычка 8 блокирует образование цепи срабатывания репе 14,
5
0
5
ми не установлены в клеммные гнезда 22 диэлектрических плат 5 и 6.
Рассмотрим порядок сложения чисел, сумма которых превышает десяток например в платы 5 слагаемых устанавливаются пластины 7 с цифрами 8 и 5 соответственно
Переключатель 21 переводится в положение Работа при этом напряжение от источника 20 питания поступает от минусовой клеммы ко всем синусовым клеммам светоиндикаторов 9, а от плюсовой шины через кодирующую перемычку 8 пластины 7 к светосигнализа- тору 15, который загорается. Загорание светоиндикатора 9 (Л5) свидетельствует о том, что сумма слагаемых больше десяти и требуется разложение второго слагаемого 5 на составляющие.
Для удобства дальнейшей работы механический визир устанавливают над светоиндикатором с цифрой 5, а рычаг 21 переводят в положение Контроль. Питание подводится к сигнальным лампам 17 и 18 и реле 13 и 14.
. „
гнездо 10, когда срабатывает реле
13. При этом загорается сигнальная
лампа 17, которая подсвечивает сигнальное табло 19 с цифрой 1.
В данном случае таким контактным гнездом 10 оказывается то, напротив которого стоит пример разложения - 5 2 + 3.
В контактные клеммы 22 платы 6 устанавливают пластину 7 с цифрой 3 на ее верхней стороне и токопро- водящий щуп 3 (правым), связанный с обмоткой реле 14, помещают в правое токопроводящее гнездо 10, рядом с которым пример разложения 2 + 3.
Реле 14 срабатывает и загорается сигнальная лампа 18, которая свидетельствует о правильности решения.
В случае, если обучаемый установит пластину 7 с неправильной цифрой, то срабатывания реле 14 и загорания лампы 16 не произойдет, поскольку кодирующая перемычка 8 блокирует образование цепи срабатывания репе 14,
При суммировании двух слагаемых, не превышающих десяти, работа происходит следующим образом.
Например в платы 5 устанавливают сменные пластины 7 с цифрами 4 и 5. Переключатель 21 переводят в положение Работа. При этом ни один из светоиндикаторов 9 не засвечивается, поскольку прохождение тока от источника 20 питания блокируется диодами 23, что свидетельствует о том, что сумма слагаемых не превышает десятка.
Затем обучаемый .находит на пластинах 24 гнезда 10, напротив которых имеется графическое изображение предложенной задачи, и устанавливает в плату 6 пластину 7 с цифрой, которая по его мнению является правильной. Затем переключатель 21 переводится в положение Контроль и правый токопроводяший щуп 3 помещается в гнездо 10 против цифр с заданным примером (в данном случае 4 + + 5). Если пластина 7 выбрана с правильной цифрой, то срабатывает реле 14, которое включает сигнальную лампу 18, свидетельствующую о правильном решении. Затем элементы управления устанавливают в исходное положение.
Использование предлагаемого устройства позволяет ускорить обучение правилам сложения цифр, сумма которых превышает десяток, за счет контроля правильности разложения второго слагаемого.
Формула изобретения 0
1. Обучающее устройство по математике, содержащее источник питания, корпус, на передней панели которого размещены табло с сигнальной лампой., установленные столбцами токопроводя- шие гнезда с графически выполненными надписями, два токопроводяших щупа, связанных с входами вычислителя гибкими проводниками, набор сменных пластин с графически выполненными надписями и кодовыми токопроводя- шими перемычками для взаимодействия с расположенными на платах слагаемых вертикальными рядами токопрсводящими клеммами, отличающееся
тем, что, с целью расширения дидактических возможностей за счет демонстрации разложения второго слагаемрго,
0
5
0
5
0
0
5
S
0
5
вычислитель содержит дополнительную сигнальную лампу, светоиндикато- ры и токопроводящие контакты по числу столбцов токопроводящих гнезд, разделительные диоды по числу токопроводящих клемм в ряду, электромагнитные реле, сдвоенный трехпозиционный переключатель и плату суммы слагаемых с токопроводящими клеммами,
при этом светоиндикаторы и токопроводящие клеммы установлены над соответствующим столбцом токопроводящих гнезд, а токопроводящие клеммы размещены столбцами, причем каждое то- копроводящее гнездо в нечетных столбцах соединено с каждым гнездом в других нечетных столбцах и соответствующей токопрсводящей клеммой в первом ргду платы предыдущего слагаемого, каждая токопроводящая клемма во втором ряду этой платы -соединена с соответствующей токопроводящей клеммой в первом ряду платы последующего слагаемого, а токопроводящие клеммы во втором ряду этой платы связаны с первыми клеммами соответствующих светоиндикаторов, при этом каждое токопроводящее гнездо в четных столбцах соединено с соответствующим токопроподящим гнездом в других четных столбцах и соответствующей токопроводящей клеммой в первом ряду платы суммы, а каждый разделительный диод подключен между соседними клеммами второго ряда предыдущего слагаемого, причем разнополяр- ные клеммы источника питания подсоединены к соответствующим переклю- . чающим контактам переключателя, первый замыкающий контакт этого переключателя соединен с каждой клеммой первого ряда платы суммы, с соответствующей клеммой первого ряда платы последующего слагаемого, а через замыкающие контакты реле и соответствующие сигнальные лампы соединен с вторым контактом переключателя, а через обмотки первого и второго реле связан с соответствующим токопроводящим щупом, при этом третий замыкающий контакт переключателя режима связан с вторыми клеммами светоиндикаторов, а. четвертый замыкающий контакт - с гнездами . нечетных столбцов.
2. Устройство поп.1, отличающееся тем, что над свето- индикаторами размещены горизонтальные направляющие с подвижным визиром.
Составитель В.ТюркинVUZ.Z
Редактор Е.КопчаТехред Л.ОлийныкКор ректор М.Самбор екая
Заказ 4249ТиражПодписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
1621070
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС | 1970 |
|
SU275554A1 |
Прибор для прозвонки жил многопроводного кабеля | 1990 |
|
SU1812527A1 |
Учебный прибор по физике | 1990 |
|
SU1720069A1 |
ЩИТ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕМ | 2008 |
|
RU2406201C2 |
Устройство для управления радиоузлом | 1924 |
|
SU42624A1 |
Панель синхронизации генераторов учебной электростанции | 1986 |
|
SU1403218A1 |
Лабораторный автоматизированный стенд для сборки электрических цепей | 1988 |
|
SU1547020A1 |
Устройство для обучения чтению | 1988 |
|
SU1596368A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ }jfl4yn!T|:n,Ts;Y';:^;cr-f/3t5..i•..^^.tt^)^v i »^.-;fLii *l.i.'f6rtikjБИБЛ^- | 1971 |
|
SU310287A1 |
Сервопривод | 1985 |
|
SU1287097A1 |
Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для -обучения сложению в курсе начальной школы. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей за счет демонстрации разложения второго слагаемого. Обучающее устройство по математике содержит кор- пус, на передней панели которого размещены табло с сигнальными лампами, светоиндикаторы с передвижным визиром над ними и токопроводящими гнездами, расположенными вертикальными столбцами, с поясняющими подписями, выполненными на пластинах, набор сменных пластин с графически выполненными на них надписями и токопроводящими кодирующими перемычками для установки на диэлектрические платы слагаемых и суммы. Электрическая схема устройства включает разделительные диоды, электромагнитные реле, соединенные с токопроводящими щупами. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л С
Авторы
Даты
1991-01-15—Публикация
1988-10-28—Подача