Изобретение относится к автомобильному колесу, изготовленному из конструкционно-технических полимерных материалов и применяемому в авто- мобилестроении.
Целью изобретения является повышение эффективности эксплуатации0
На фиг„ 1 изображено предлагаемое колесо, закрепленное на ступице авто- мобиля продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фигс 1„
Колесо состоит из обода 1 с выполненным в нем ложем 2 для шины. Обод 1 соединен с диском 3, в котором имеются отверстия А для крепежных эле- ментов. Вокруг каждого отверстия 4 дл болтов установлены равномерно размешенные в осевом направлении штифты 5, изготовленные из стали с высоким пределом упругости„ Торцы штифтов 5 соприкасаются с опорными пластинами 6 установленными по обе стороны диска З Между колесным диском 3 и ступицей 7 автомобиля установлена теплоизолирующая пластина 8. Коэффициент линейного расширения штифтов 5 равен коэффициенту линейного расширения болтов 9„
Во время эксплуатации автомобиля, когда колеса подвергаются нагрузкам и нагреву при интенсивном использовании тормозной системы, усиливается разрушение конструкционно-технического полимерного материала под действием осевого давления болтов 9, что ведет к уменьшению первоначального момента затягивания,. Разрушение материала происходит в зоне вокруг болтов 9 и между опорными пластинами 6, которые соприкасаются со штифтами 5„ Для предотвращения вредного влияния в зоне вокруг болтов 9 и между опорными пластинами 6, установленными по обе стороны диска 3, количество установленных в указанных зонах в осевом направлении штифтов 5, их диаметр и материал определяются таким образом, чтобы общая деформация штифтов
5
0
5 Q
,
5
0
0
5
5 под действием осевого давления болтов 9 оставалась в пределах упругой зоны деформации материала штифтов и, кроме того, соответствовала по своей величине деформации конструкционно- технического материала в указанных зонах„
Пример 1 о Колесо из полиамида 6, усиленного на 30% стекловолокном, имеющее штифты 5 и опорные пластины 6, изготовленные из стали марки 65с, и теплоизолирующую пластину 8 из полиаминобисмалеимида, усиленного на 65% стекловолокном, установлено в лабораторных условиях на ступице 7 автомобиля, причем четыре болта 9 затягиваются с первоначальным моментом 90 Нмо Ступица 7 вместе с установленным на ней колесом подвергается искусственному электрическому нагреву в статическом состоянии. При достижении температуры 250°С данный уровень нагрева поддерживается в течение 2 ч с точностью +10°CU После этого нагрев прекращается, и вся система колесо - ступица 7 свободно охлаждается до 25°С без обдува и проветривания,, Этот цикл повторяется Ю раз.
После окончания первого цикла, не включенного в испытания, и охлаждения ступицы 7 производится контроль и при необходимости доведение первоначального момента затягивания болтов 9 до первоначального значения., Это производится с целью пригонки болтов 9, опорных пластин 6, штифтов 5, колесного диска 3 и теплоизолирующей пластины 8„
Измеренные по окончании испытания в направлении закручивания моменты затягивания болтов 9 находятся в пределах 83-79 Нм, тье„ первоначальный момент затягивания болтов 9 уменьшается на 8-12%, что находится в допустимых пределах, установленных для безопасной эксплуатации пластмассовых колес,
П р и м е р 2„ Колесо из полиамид 6, усиленного соответственно на 43% и 50% стеклоповолокном, испытывается с соблюдением условий, указанных в примере 10 Измеренные по окончании испытания изготовленных из обоих материалов колес моменты затягивания болтов ) (измеряются в направлении затягивания) находятся в пределах 85-83 Нм, т„е, момент -затягивания уменьшается на 5-8%.
П р и м е р 30 Два колеса из полиамида 6, усиленного на 30% стеклоко- локном, устанаьпиваются на обеих передних ступенях экспериментального легкового автомобиля Четыре болта 9 затягиваются с первоначальным моментом 90 Нм0 Между ступицей 7 автомобиля и теплоизолирующей пласти ной 8 колеса установлены проволочные термопары для измерения температуры поверхностей указанных деталей, которые подвергаются нагреву вследстви интенсивного использования тормозов Автомобиль получает максимальную нагрузку, равную 400 кг, и прогоняется по ровному участку автотрассы длиной 30 км При этом выполняются 40 торможений в диапазоне скоростей 120-40 км/ч со степ шью замедления
отрицательным ускорением около 6 м/с при температуре окружающей среды 19°С,
и достигает уровня 185-190°С. После выполнения 40 торможений автомобиль отводится на стоянку, где должно произойти охлаждение нагретых ступиц 7 в статическом положении,, По достижении 25 °С на ступицах 7 производится измерение момента затягивания. Момент затягивания состарил в среднем 82 Им, т.е„ уменьшился на 9%„
Формула изобретения
Автомобильное колесо из KOHCTJ ук- ционно-технического полимерного материала, содержащее ббод с ложем для шины, соединенный с диском, выполнен
ным с отверстием для крепежных элементов и снабженным соосно установленной теплоизолирующей пластиной и опорными пластинами, каждая из которых установлена соосно соответствующему отверстию со стороны одного его торца, отличающееся тем, что, с целью
повышения эффективности эксплуатации, опорные пластины установлены также со стороны второго торца отверстия, причем вокруг каждого отверстия равномерно распределены ориентированные в осевом направлении штифты, концы которых установлены а контакте с указанными опорными пластинами, причем штифты выполнены из материала, коэффициент
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2241158C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА НА СТУПИЦЕ | 2010 |
|
RU2412064C1 |
МАХОВИКОВОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЯ | 1994 |
|
RU2201541C2 |
Литое колесо транспортного средства | 1980 |
|
SU1052430A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1991 |
|
RU2222726C2 |
Дисково-колодочный тормоз | 1979 |
|
SU931118A3 |
Гребной винт морского судна, лопасть гребного винта и способ установки гребного винта морского судна | 2019 |
|
RU2781501C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВАЛА КОЛЕС | 1997 |
|
RU2198813C2 |
КЛЕЩЕВОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО | 2012 |
|
RU2583123C2 |
Запорный механизм для двериАВТОМОбиля | 1978 |
|
SU847905A3 |
линейного расширения которого равен Максимальная температура стабили- , коэффициенту линейного расширения
зируется после первых 18 торможений
материала крепежных элементов.
материала крепежных элементов.
Фиг. 2
Авторы
Даты
1991-01-23—Публикация
1988-03-10—Подача