Известны способы контроля осей вагонных колесных нар, основанные на иснользованин излучателей продольных и нонеречных волн. Располагаемые на торце н шейке оси излучатели акустически контактируют с изделием через слой жидкости. Результаты контроля автоматически записываются на непрерывно движущейся ленте.
Предлагаемый способ отличается от известных тем, что одновременно используют излучатели поверхностных волн для обнаружения дефектов в шейках и средней части оси, а также излучатели продольных и нонеречпых волн, которые располагают на торцах оси, для контроля других элементов оси. Излучатели синхронно и поочередно с вращением колесной пары включают к ультразвуковому дефектоскопу с одновременным нереключе1 ием режима блока временной селекции отраженных импульсов.
Предлагаемый способ позволяет автоматизировать процесс отбраковки колесных пар при контроле основных элементов.
Способ контроля осей колесных пар заключается в том, что вращаемая колесная пара ноочередно контролируется несколькими излучателями в зонах возможного возникновения дефектов. При этом контролируются подступичные части оси, ее средняя часть, шейки, а также бандажи или ободы колесной пары. Выявление дефектов в перечисленных частях колесной нары основано на эхоимнзльсном и теневом методах ультразвукового контроля. Для устранения помех от напрессованной ступицы колеса излучатели продольных волн, состоящие из прямого и наклонного щупов, располагают на торцовых частях шеек оси таким образом, чтобы прямой щуп излучателя, создавая сквозное распространение ультразвуковых волн по оси колесной пары, имел максимум направленности в зоне внутренней части дальней от него ступицы, а наклонный - в зоне внешней кроМки ближней к нему ступицы.
Соответствующая настройка .блока временной селекции дефектоскопа обеспечивает прием сигналов, отраженных только из контролируемых участков оси. Излучатели поверхностных волн для контроля шеек устанавливают вблизи торцов оси колесной пары, а излучение ультразвука создается вдоль оси в сторону ступицы.
Средняя часть оси кoнtpoлиpyeтcя излучателями, расположенными вблизи середины оси
так, чтобы левым излучателем контролировалась правая сторона оси до ступицы, а правым левая - с некоторым перекрытием контролируемых зон. Бандажи контролируются прямыми и
которых создает колебания, направленные со стороны нлоской внутренней части колеса г. цилиндрической поверхности катания в направлении образующей бандажа внутри металла. Коммутация излучателей, режима селекции сигнального блока, краскоотметчиков и сигнальных ламп достигается с помощью щагового искателя, получающего команду на переключение синхронно с вращением колесной пары. Сигналы о дефекте отмечаются ня ленте самописца.
Предмет изобретения
Способ зхо-импульсного ультразвукового контроля изделий, например вагонных колесных пар, основанный на использовании излучателей продольных и ноперечпых волн, контактирующих с изделием через слой жидкости с применением автоматической записи результатов контроля, отличающийся тем,
что, с целью автоматизации отбраковки колесных пар при контроле основных элементов, используют одновременно излучатели поверхностных волн, которые располагают на цилиндрических поверхностях шеек и средней
части оси, а также излучатели продольных и поперечных волн, которые располагают на торцах оси, на бандажах или ободах колесной пары и включают к ультразвуковому дефектоскопу поочередно и синхронно с вращением колесной пары с одновременным переключением режима блока временной селекции отраженпых импульсов.
Даты
1964-01-01—Публикация