Устройство для обучения быстрому чтению Советский патент 1991 года по МПК G09B17/04 

Описание патента на изобретение SU1651308A2

о ел

Похожие патенты SU1651308A2

название год авторы номер документа
Устройство для контроля знаний обучаемых 1986
  • Кадушкин Евгений Васильевич
  • Кадушкин Александр Евгеньевич
SU1456986A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU997061A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Булавенко Валерий Ульянович
SU1176362A1
Тренажер радиотелеграфиста 1985
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Хакало Олег Владимирович
SU1305759A2
Обучающее устройство 1981
  • Бородин Виктор Петрович
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1005154A1
Обучающее устройство 1982
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
SU1024964A1
Устройство для контроля знаний 1981
  • Марков Алексей Викторович
SU989570A1
Устройство для обучения 1988
  • Гольдфельд Лев Наумович
  • Галиев Анвар Лутфракманович
SU1531124A1
Обучающее устройство 1984
  • Галиев Анвар Лутфрахманович
  • Гольдфельд Лев Наумович
SU1246126A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU1524082A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 651 308 A2

Реферат патента 1991 года Устройство для обучения быстрому чтению

Изобретение относится к техни- ческим средствам обучения и может быть использовано для обучения быстрому чтению. Целью изобретения является повышение качества обучения, Устройство для обучения быстрому чтению содержит корпус 1 с ппозрачпым экраном 2 для чтения текста и отвег стием 3 для света. В корпусе размещены основной источник света 5, носи

Формула изобретения SU 1 651 308 A2

со о

00

тель текста 6, блок предъявления учебной информации 7 и блок задания времени 8, через блок изменения освещенности 9 связанный с дополнительным источником света 10. Электрическая часть схемы устройства содержит

Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к средствам обучения чтению, может быть использовано для обучения быстрому чтению и является усовершенствованием изобретения по авт.св.№ 1259326,

Целью изобретения является повышение качества обучения.

На фиг,1 представлена блок-схема устройства; на фиг.2 - блок задания времени.

Устройство конструктивно размещено в непрозрачном корпусе 1 с прозрачным экраном 2 для чтения текста и отверстием 3, Внутри корпуса 1 за экраном 2 установлены отражатель 4, в качестве которого используется частично прозрачное стекло, основной источник 5 света, носитель 6 текста, соединенный с блоком 7 предъявления учебной информации. Блок 8 задания времени подключен первым выходом к блоку 7 предъявления информации, вторым выходом - к блоку 9 изменения освещенности, дополнительный источник 10 света.

В устройство входят регистратор 1 времени, блок 12 вычисления скорости чтения, блок 13 памяти, блок 14 ввода информации, блок 15 анализа отве- тов и блок 16 вычисления глубины освоения текста. Третий и четвертый выходы блока 8 соединены соответственно с первым и вторым входами блока 11 регистрации времени, четвертый выход блока 8 соединен с третьим входом блока 11, с вторым управляющим входом блока 12 вычисления скорости чтения и вторым управляющим входом блока 16 вычисления глубины освоения текста. Выходы регистратора 11 времени соединены соответственно с выходом блока 8 задания времени и с вторым информационным входом блока 12 вычисления скорости чтения, к первому информационному входу которого подключен информационный выход блока 14

также регистратор времени 11, блок вычисления скорости чтения 12, блок памяти 13, связанный с блоком ввода информации 14, блоком анализа ответов 15 и блоком вычисления глубины освоения текста 16. 2 э.п.ф-лы, 2 ил.

5

0

5

0

5

0

5

0

5

ввода информации, а к второму управляющему входу - управляющий выход блока 14. Третий информационный выход блока 4 связан с первым входом блока 15 анализа качества ответов непосредственно, а второй информационный выход блока 14 связан с вторым информационным входом блока 15 через блок памяти 13.

Управляющий выход блока 14 связан с третьим управляющим входом блока 1 2 и вторым управляющим входом блока 16 вычисления глубины освоения текста, к третьему управляющему входу которого подключен выход блока 15.

Регистратор 11 времени содержит последовательно включенные генератор 17 тактовых импульсов, счетчик 18 импульсов, дешифратор 19 и индика- тор 20 времени.

Блок 12 вычисления скорости чтения состоит из последовательно включенных узла 21 памяти (например, ,К573, РФЗ), регистра 22 (например, К155 ИР 13), дешифратора 23 и индикатора 24.

Блок 13 памяти выполнен на основе микросхем К155РУ5. Блок 14 ввода информации содержит два регистра (текста и вопроса) с четырьмя группами кнопок: кнопок ввода кода текста (код текста соответствует количеству знаков в тексте), подключенных к регистру текста, кнопок ввода кода вопроса, подключенных к регистру вопроса, кнопок ввода ответа по числу предлагаемых к вопросу ответов и кнопки Результат. Блок 15 анализа качества ответов содержит дешифратор 25, узел 26 схем совпадения и индикатор 27..

Блок 16 вычисления глубины усвоения текста содержит последовательно включенные счетчик 28, дешифратор 29 и индикатор 30.

Блок 8 задания времени (фиг.2) содержит переключатели 31 времени,

тельно, гаснет источник 5 и загорается источник 10, Пластина отражате- ля 4 вновь становится непрозрачной для обучаемого, и он не может считывать текст, В тот же момент останавливается счет импульсов в счетчике 18. Во время чтения индикатор 20 показывает текущее время работы нац тексjg том, а после истечения времени - время, затраченное на чтение текста. После этого переключатель 40 становится в положение б (генератор 17 запирается и тактовые импульсы не преходят

15 на счетчик 18), переключатель 34 также ставится в положение б и, учитывая, что переключатель 37 также находится в положении б, на выходе элемента 35 появляется логическая едини20 ца, которая через блок 9 обеспечивает включение источника 5 и выключение источника 10 - пластина отражателя становится прозрачной. После этого нажатием кнопки 39 через блок 7 обес25 печивается подача носителя 6 с первым вопросом к первому прочитанному тексту.

На носителе 6 помимо первого вопроса и предлагаемых к нему ответов в регламентированном режиме интер- 30 приводится код (шифр) прочитанного

выходы которых подключены к входам логического элемента 4И 32. Выход элемента 32 подключен к первому входу логического элемента 2И-НЕ 33, второй вход которого соединен с переключателем 34 режима работы (РР), а выход - с первым входом логического элемента 2И 35, у которого второй выход соединен с переключателем 36 окончания экспозиции (ОЭ), соединен- ,ным последовательно с переключателем 37 включения (ВК). В состав блока 8 входит также кнопка 38 смены текста (СТ), кнопка 39 смены вопросов (СВ) и переключатель 40 вызова вопросов (ВВ).

Устройство работает следующим образом.

В исходном состоянии все переключатели и кнопки блока 8 находятся в положении а, в результате чего на выходе логического элемента 35 будет логический ноль. Этот сигнал поступает в блок 9, обеспечивая свечение источника 10, адаптированное к внешнему освещению, и в счетчик 18, запрещая запись в него сигналов из генератора 17. При обучении быстрому чтению

вал, необходимый для предьявления текста, устанавливается переключателями 31, нажимается кнопка 38, в результате чего сбрасывается регистр 22 и счетчик 18 в исходное состояние, а также блок 7 подает носитель 6 с первым текстом. Затем переводится переключатель 37 в положение б (производится контрольный сброс счетчика 1 8), при этом на выходе элемента 35 появляется логическая единица, которая поступает на блок 9, обеспечивая выключение источника 10 и включение источника 5, свечение которого также адаптировано к внешнему освещению, и в счетчик 18, разрешая запись в него тактовых импульсов от генератора 17. В этом случае пластина отражателя 4 становится прозрачной для обучаемого и он видит текст.

По истечении времени, заданного переключателями 31, сигнал со счетчика 18 через дешифратор 19 поступает на входы элемента 32 блока 8 в виде логической единицы, в результате чего этот же сигнал с выхода элемента 32 через элемент 33 поступает на элемент 35, на выходе которого появляется логический нуль, следова35

40

45

50

55

текста и код первого вопроса. В блоке 14 обучаемый набирает с помощью соответствующих кнопок код текста, который через1,еоответствующий регистр блока 14 поступает на второй вход узла 21 памяти, на первый вход кото- 4 рого поступает сигнал о времени, затраченном на чтение текста (от счетчика 18). Узел 21 памяти на основании этих двух сигналов производит вычисление скорости чтения следующим образом.

На первый вход узла 21 памяти (третий вход блока 12) поступает двоичный код текста (код, соответствующий количеству знаков в тексте), а на второй вход узла 21 (второй вход блока 12) код затраченного времени на чтение текста от счетчика 18, Узел 21 памяти осуществляет деление этих кодов по заданной стандартной программе и на ее выходе получаем результат в размерности количество знаков в секунду. Оба входа подключены к адресным входам узла 21 памяти а его выходы являются выходами узла 21.

Программа составляется так, чтобы каждой кодовой комбинации на адрес5

0

5

0

текста и код первого вопроса. В блоке 14 обучаемый набирает с помощью соответствующих кнопок код текста, который через1,еоответствующий регистр блока 14 поступает на второй вход узла 21 памяти, на первый вход кото- 4 рого поступает сигнал о времени, затраченном на чтение текста (от счетчика 18). Узел 21 памяти на основании этих двух сигналов производит вычисление скорости чтения следующим образом.

На первый вход узла 21 памяти (третий вход блока 12) поступает двоичный код текста (код, соответствующий количеству знаков в тексте), а на второй вход узла 21 (второй вход блока 12) код затраченного времени на чтение текста от счетчика 18, Узел 21 памяти осуществляет деление этих кодов по заданной стандартной программе и на ее выходе получаем результат в размерности количество знаков в секунду. Оба входа подключены к адресным входам узла 21 памяти а его выходы являются выходами узла 21.

Программа составляется так, чтобы каждой кодовой комбинации на адресных входах узла 21 соответствовал на выходе код, представляющий результат деления двух чисел. Например, пусть на первом входе число 70- ему соответствует двоичный код 1000 ПО, а на втором - число 10, т.е. 01010. На выходе должно быть число, соответствующее результату деления двух чисел, т.е.7, двоичный ко которого 0000111. Однако запись полученного значения скорости в регистр 2 не производится, так как нет сигнала разрешения из блока 14. Затем обучаемый набирает с помощью соответ ствующих кнопок код первого вопроса, который, через соответствующий регистр поступает в блок 13 памяти. В блоке 13 на основании кода вопроса (адреса) находится код правильного ответа на этот вопрос, который с выхода блока 13 через дешифратор 25 поступает на первые входы узла 26 схем совпадения.

После изучения первого вопроса к прочитанному тексту и предлагаемых к нему ответов обучаемый выбирает тот ответ, который он считает верным, и вводит его номер нажатием соответствующей кнопки, сигнал от которой с четвертого выхода блока 14 поступает на вторые входы узла 26.

В случае правильного ответа,т.е. сопадения сигналов с дешифратора 25 и бло 14, на выходе узла 26 появляется сиг- нал, который поступает в счетчик 28., где запоминается, и на индикатор 27, где в этом случае обеспечивается подсчет надписи Верно . Если же ответ был дан неверно, то сигнала на выхо- де узла 26 не будет. После ответа на первый вопрос обучаемый вновь нажимает кнопку 39 и таким образом вызывает следующий вопрос и предлагаемые к нему ответы. Затем повторяет все описанные манипуляции по ответу на вопрос и такой цикл проделывается для всех вопросов, предлагаемых к первому тексту. По мере ответов обучаемого на вопросы в счетчике 28 накапливается информация о числе правильно отвеченных вопросов, которая поступает на дешифратор 29, выходы кторого заранее коммутируются в соответствии с заданной шкалой оценок (например, при числе вопросов 10: за 1-2 верных ответа - 1, за 3-4 - 2, за 5-6 - 3, за 7-8 - 4, за 9-10 - 5). Однако индикатор 30

g 15 20

25 30

о 50

5

не выдает оценку до окончания ответов на все вопросы, т.е. до поступления сигнала разрешения с третьего выхода блока 14. По завершению ответов на все вопросы к первому тексту, обучаемый нажимает кнопку Результат в блоке 14, в результате чего на третьем выходе блока 14 появляется сигнал, который поступает на регистр 22, разрешая запись и индикацию достигнутой обучаемым скорости чтения, и на индикатор 30, разрешая индикацию оценки глубины усвоения текста обучаемым.

Для перехода к следующему тексту обучаемый возвращает переключатели 34 и 40 в положение а и нажимает кнопку 38, в этом случае счетчик 18, регистр 22 и счетчик 28 устанавливаются в исходное состояние, а блок 7 обеспечивает подачу носителя 6 с вторым текстом. Затем повторяется весь описанный ранее цикл работы с устройством.

Если, согласно методике обучения навыкам быстрого чтения, возникает необходимость работы обучаемого в свободном нерегламентированном временном режиме, то он устанавливает пере-. ключатель 34 в положение 0. В этом случае, при переводе переключателя 37 в положение б и нажатии кнопки 38, обучаемому будет предъявляться текст (горит источник 5) до тех пор, пока- он не переведет переключатель 36 в положение б и все это время также будет идти счет импульсов в счетчике 18. После того, как обучаемый прочел текст, он переводит переключатель 36 в положение б, и в этом случае гаснет источник 10, а на индикаторе 20 видно время, затраченное на чтение текста.

Для дальнейшей работы с вопросами к тексту следует повторить все операции, описанные при иллюстрации работы устройства в регламентированном режиме.

Для возврата устройства в регламентированный режим необходимо вновь перевести переключатель 34 в положение а и повторить все манипуляции.

Таким образом, изобретение значительно улучшает психологические условия обучения навыкам быстрого чтения за счет создания стимулирующего фактора - оперативной оценки приобретенных навыков как в регламентированном,

10

так и в нерегламентированном режимах работы.

Формула изобретения

1. Устройство для обучения быстрому чтению по авт. св. tf 1259326, отличающееся тем, что, с целью повышения качества обучения, в него введены дополнительно блок ввода информации, блок вычисления скорости чтения, блок анализа ответов, ЛЗлок памяти и блок вычисления глубины освоения текста, причем соответствующие информационные выходы блока ввода информации соединены с первыми информационными входами блока вычисления скорости чтения, блока анализа ответов и блока памяти, выход которого связан с вторым информационным входом блока анализа ответов, при этом управляющий выход блока ввода информации свя-ьак с первым управляющим входом блока анализа глубины усвоения 25 текста и первым управляющим вхоцом блока вычисления скорости чтения, вторые управляющие входы указанных

15

20

0

5

5

0

блокоь соединены с соответствующим входом блока задания времен, информационный выход регистратора времени связан с зторым инфор шционным входом блока вычисления скорости чтения, а выход блока анализа ответов соединен со счетным входом блока вычисления глубины освоения текста.

2.Устройство по п.отличающееся тем, что блок вычисления скорости чтения содержит последовательно соединенные узел памяти, регистр, дешифратор и индикатор, причем первый г второй входы узла памяти являются первым и вторым инфор-- ма . ионнымн входами блока, а выходы регистра - управляющими входами блока.3.Устройство по п.I, о т л и - чающееся тем, что блок анали- а глубины освоения текста содержит последовательно соединенные счетчик, дешифратор и индикатор, причем вход индикатора является первым управляющим входом блока, а вход счетчика является вторым управляющим входом блока.

Кйл.9.18

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1651308A2

Устройство для обучения быстрому чтению 1985
  • Медведев Валерий Петрович
  • Проскуряков Александр Викторович
  • Пилецкий Андрей Евгеньевич
  • Пароходов Юрий Николаевич
  • Петров Николай Стефанович
SU1259326A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 651 308 A2

Авторы

Медведев Валерий Петрович

Гончарова Елена Юрьевна

Демина Лариса Викторовна

Лебедева Лариса Викторовна

Назаренко Виктория Алексеевна

Власюк Светлана Леонтьевна

Пилецкий Андрей Евгеньевич

Даты

1991-05-23Публикация

1989-01-25Подача