.Изобретение относится к техническим средствам обучения, в частности к средствам обучения чтению, и может быть использовано для обучения быстрому чтению.
Целью изобретения является расом- рение дидактических возможностей устройства с повьппением эффективности обучения навыкам быстрого чтения за счет устранения необходимости тепловой и световой адаптации глаз при смене текста, адаптации освещенности текста к внешней освещенности, а также реализации возможности работы обучаемого с текстом в свободном временном режиме.
При этом сущность адаптации освещенности предъявляемого текста к внешней освещенности заключается в обеспеченности постоянного оптимального яркостного контраста между освещением текста и фоном. Учитывая, что для -работы с. текстом норма освещенности лежит в диапазоне 200- 500 лкс, а оптимальная величин яр- костного контраста текста и фона 5:1, в условиях колебания общего освещения необходимо регулировать освещение текста путем увеличения освещённости его при усилении общего ос- в варения и наоборот.
На фиг, 1 приведена структурная схема устройства и пространственное расположение его элементовJ на фнг, 2-4 -структура входящих в устройство блоков.
Устройство конструктивно размещено в непрозрачном корпусе 1 с прозрачным экраном 2 для чтения текста и отверстием 3. Внутри корпуса 1 за экраном 2 установлены отражатель 4, в качестве которого используется час прозрачное зеркало, основной источник 5 света и носитель 6 текста соединенный блоком 7 предъявления учебной информации. Блок 8 задания времени подключен выходом к входу блока 9 изменения освещенности, пер- вьй выход которого соединен с источником 5, а второй - с дополнительным источником 10 света. Блок 8 подключен также к блоку 7 и к соответствующим входам регистратора 11 време- ки. Блок 9 состоит из фотоэлектрического преобразователя 12, усилителя 13 постоянного тока и коммутатора 14 первый выход которого через первый элемент 15 сравнения и первый ключ
.
-, ,
15
20
25
259326
16подключен к источнику 5 света,
а второй выход через второй элемент
17сравнения и второй ключ 18 - к источнику 10 света, причем входы
5 элементов 15 и 17 подключены к выходу генератора 19 пилообразного напряжения. Регистратор 11 содержит последовательно включенные генератор 20 тактовых импульсов, счетчик 21,
дешифратор.22 и индикатор 23.
Блок 8 (фиг. 2) содержит переключатели 24 времени, выходы которых подключены к входам логического элемента 4И 25. Выход элемента 25 подключен к. первому входу логического элемента 2И-НЕ 26, второй вход которого подключен к переключателю
27 режима работы, а выход - к первому входу логического элемента 2И. 28, у которого второй вход соединен с переключателем 29 окончания экспозиции, соединенным последовательно с переключателем 30 включения. В состав блока 8 входит также кнопка 31. смены текста.
Коммутатор 14 состоит из инвертора 32 и ключевых элементов 33-36 (фиг. 3). При этом все четыре ключевых элемента 33-36 конструктивно выполнены в виде одного корпуса микросхемы 176КТ1,
Счетчик 21 представлен последовательно включенными логическим элементом 2И 37, счетчиком 38, а
35 формирователем 39 импульсов (фиг, 4).
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии переключатели 27, 29, 30 и кнопка 31 находятся в положении а . При этом на выходе элемента 28 будет логический ноль. С выхода элемента 28 сигнал через инвертор 32 поступает на управляющие входы Ь клнзчевых элементов
5-33 ц 36,,устанавливая в них уровень логической .единицы. Элемент 17 подключен через элемент 33 к усилителю 13, а вход элемента 15 через элемент 36 - общему проводу. Элемент
50 17 сравнивает . уровни сигналов с усилителя .13 и генератора 19. Ключ 18 открыт в те моменты, когда сигнал с усилителя 13 больше сигнала с генератора 19. При этом чем
55 больше уровень внешней освещенности, тем большим является ток, протекающий через элемент 12, и больше уровень сигнала на выходе усилителя
30
40
3
13, а следовательно, больше времени открыт ключ 18 и больше яркость свечения источника 10. Этим и достигается адаптация освещенности экрана 2 к внешней освещенности. При этом пластина отражателя 4 является непрозрачной, так как не горит источник 5 и обучаемый не видит текста Учитьгоая, что выход элемента 28 подключен также к входу элемента
37,тактовые импульсы от генератора 20 не проходят через элемент 37 на счетчик 38 и последний находится в нулевом состоянии.
При обучении быстрому чтению в регламентированном режиме интервал, нео бхрдимый для предъявления текс та устанавливается переключателями 24 и затем переводит переключатель 30 в положение $ . При этом на входе и выходе элемента 28 появляется логическая единица, которая поступает на элементы 34 и 35, а на управляющих входах элементов 33 и 36 - ло- гичеркий нуль. В этом случае усилитель 13 подключается к элементу 15, а вход элемента 17 - к общему приводу, т.е. источник 10 гаснет, а источник 5 загорается (яркость свечения источника 5, как и источника 10 зависит от внешней освещенности). При этом пластина отражателя 4 становится прозрачной для обучаемого и он видит текст. В этом случае сигнал уровня логической единицы с выхода элемента 28 разрешает прохождение тактовых импульсов от генератора 20 через элемент 37 на счетчик
38.По истечении времени, заданного переключателями 24, сигнал со счетчика 38 через дешифратор 22 и переключатели 24 поступает на все входы элемента 25 в виде логической единицы, в. результате чего этот же сигнал с выхода элемента 25 поступает на вход элемента 26. Сигнал логического нуля с выхода элемента 26 поступает на вход элемента 28, в результате чего на выходе элемента 28 также появляется логический нуль, а следовательно, гаснет источник 5 и загорается источник 10. Пластина отражателя 4 вновь становится непрозрачной для обучаемого, и он не может считывать текст. В тот же Момент останавливается счет импульсов в счетчике 38. Во время чтения индикатор 23 показывает текущее время ра
10
15
20
36
455055Г
2593264
боты над текстом, а после истечения заданного времени - время, затраченное на чтение текста. Во время работы можно сделать временное прекращение экспозиции, переводя переключатель 29 в положение 5 , при этом гаснет источник 5, загорается источник 10 и останавливается счет импульсов в счетчике 38 (начальный сброс счетчика 38 осуществляется в момент времени включения от переключателя 30 через формирователь 39).
Если, согласно методике обучения навыкам быстрого чтения, возникает необходимость работы обучаемого в свободном нерегламентированном временном режиме, то он устанавливает переключатель 27 в положение S В этом случае при переводе переключателя 30 в положение Б загорается источник 5, который будет гореть все время до перевода переключателя 29 в положение В .т.е. все это время будет виден текст и будет
идти счет импульсов в счетчике 38. После того как обучаемый прочел текст, он переводит переключатель 29 в положение & , и в этом случае гаснет источник 5, загорается источник 10, а на индикаторе 23 видно время, затраченное не чтение текста.
Смена текста осуществляется нажатием кнопки 31, при этом сигнал логической единицы поступает на механизм 7, обеспечивая смену текста, и осуществляет текущий сброс счет- „ чика 38 через формирователь 39.
Для работы в регламентированном режиме необходимо вновь перевести переключатель 27 в положение а - и повторить все манипуляции.
Таким образом, предлагаемое устройство значительно улучшает психофизиологические условия обучения навыкам быстрого чтения и позволяет работать с текстом как в регламентированном, так и в свободном режиме с последующей индикацией времени, затраченного на считывание текста.
Основным преимуществом предлагаемого устройства по срйвнению с известными является исключение необходимости световой и темновой адаптации глаз обучаемого, адаптации освещенности текста внешней освещенности, а также реализация возможности работы обучаемого с текстом в свободном временнем режиме с индикацией
30
35
40
времени, затраченного на считывание текста что невозможно при использовании известного устройства. Это преимущественно позволяет значительно улучпмть психофизиологические ус- ловил обучения навыкам быстрого чтения за счет исключения дестабилизированного состояния зрительного анализатора обучаемого и снижения утомляемости путем исключения фликкер- эффекта и адаптации освещенности текста к внешней освещенности путем поддержания постоянного оптимального яркостного контраста между освещением текста и фоном, а также реализадаи дополнительного нерегламентированного во времени режима работы с текстом.
о
Кроме того, реализация нерегла- ментированного во времени режима работы обучаемого с текстом при индикации времени, затраченного на считывание текста, в значительной степени расширяет методические - во зможности устройства и позволяет создавать оптимальные условия для обучения навыкам быстрого чтения„ Ориентировочная потребность народного, хозяйства в таких объектах мо- жет исчисляться несколькими устройсвами для каждого учебного заведения а также предприятия страны, так как сейчас во многих учебных заведениях, а также на предприя тиях вводят специальные курсы по обучению навыкам быстрого чтения.
В конечном счете, исключение де- .стабилизированного состояния зрительного анализатора, снижение утомляемости и создание оптимальных ус- ловий для обучения, обеспечиваемые устройством при его широком приме- Нении, позволяет повьТсить эффективность обучения навьжам быстрого чтения, а следовательно, и качество подготовки специалистов для всех сфер народного хозяйства так как качество подготовки во многом определяется объемом полу- .ченной и переработанной информации.
Формула изобретения
1.Устройство для обучения .быстрому чтению, содержащее блок предъявления учебной информации, вход которого соединен с первым выходом блока задания времени, отражатель, размещенный между блоком предъявления учебной инфо.рмации и экраном, источник света, размещенный между блоком предъявления учебной информации
и отражателем, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства,, в него введены Дополнительный источник света, установленный между экраном и отражателем, блок изменения освешенности, первьй и второй выходы которого соединены с входами соответственно основного и дополнительного источников света, а вход - с вторым выходом блрка задания времени, и регистратор времени, первый, второй, третий,входы которого подключены к соответствующим выходам блока задания времени а выход - к входу блока задания времени.
2.Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что в нем блок изменения освещеннострг содержит последовательно включенные фотоэлектрический преобразователь, усилитель постоянного тока, коммутатор, первый элемент сравнения и первый ключ, выход которо.го является первым выходом блока, и последовательно соединенные генератор пилообразного напряжения, второй элемент сравнения к второй ключ,, выход которого является вторым выходом блока, вторые входы первого и второго элементов сравнения подключены к вторым выходам соответственно генератора пилообразного напряжения и коммутатора, вход которого является входом блока.
3.Устройство по п, 1, отличающееся тем,, что в нем регистратор времени содержит последовательно включенные генераторы так- товьж импульсов, счетчик, дешифратор и индикатор первый,второй,третий входы счётчика являются соответствую- шими входами регистратора,а выход дешифратора - выходом регистратора.
И 6/fOHO/ ft и 21 от d9uju(p/}f mopa2Z
Изобретение относится к области обучающих устройств и может быть использовано для обучения быстрому чтению. Устройство для обучения быстрому чтению содержит прозрачный экран и механизм смены текста, между которыми последовательно установлены полупрозрачная пластина и основной источник света, и блок задания времени, соединенный выходом с входом механизма смены текста. Кроме того, между прозрачным экраном и полупрозрачной пластиной установлен допол- нительньш источник света, мощность которого меньше мощности основного источника света. Входы основного- и дополнительного источников света подключены через блок изменения освещенности к выходам блока задания времени, подключенного к регистру времени. Предлагаемое устройство позволяет повысить эффективность обучения навыкам быстрого чтения за счет устранения необходимости темповой и световой адаптации глаз при смене текста, адаптащп-i освещенности текста к внешней освещенности, а также pea- лизации возможности работы обучаемого с текстом в свободном временном режиме. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. о г О1 Ф
От э/ енвнта от seHBpQm.Zt
ffm ннолниЗ}
Редактор А.Ворович
Составитель А.Карлов Техред М.Ходанич
Заказ 5127/50 Тираж 455Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
ГГроизводственно-гюлиграфическве предприятие, г, Ужгород, ул.Проектная, 4
Н deuiU9pam.22.
От перем 30
ФигМ
Корректор М.Шароши
Патент США № 4016658, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Транспортирующее устройство | 1988 |
|
SU1572936A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-09-23—Публикация
1985-01-04—Подача