Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения.
Цель изобретения - повышение срока службы за счет увеличения предела усталости и износостойкости.
На фиг. 1 изображен подшипник скольжения, образованный из двух половин; на фиг. 2 - подшипник скольжения в виде опорной втулки; на фиг. 3 - половина цельного подшипника с буртиком: на фиг, 4 - половина подшипника и две полукольцевые упорные шайбы; на фиг. 5 - выполнение пазоподобных углублений с шириной b 0,3s, b 0,23а, b 1,6t; на фиг. 6 - то же, с шириной b - 1 s, b - 0,5а, b 4t; на фиг. 7 - то же, с шириной b 3s, b 0,75а, b - 10t;
на фиг. 8 - то же, с шириной b 10s, b 0,91а, b 25t.
На фиг. 1 и 2 изображен подшипник скольжения 1 в виде двух половин 2 и 3 или в виде опорной втулки 4, которая может быть выполнена без шва или же изогнутой и с аксиальным шлицем 5.
Подшипник скольжения 1 имеет опорный слой 6 из стали и нанесенный на него несущий слой 7 на основе металлического сплава, причем по поверхности несущего слоя установлены пазоподобные углубления 8, наполненные металлическим сплавом, который может отличаться от сплава несущего слоя. Между пазолодобными углублениями 8 выполнены перемычки 9.
Пазоподобные углубления 8 могут быть выполнены самым различным образом. Так,
О
ел
VI О
ON 00
СА
например, можно импользовать круговые пазы или винтовые пазы с малым углом подъема (до 15°). Позицией 10 обозначена центральная ось подшипника. При этом соотношении ширины b пазоподобных углублений к ширине s остающихся между углублениями перемычек, расстоянию а между центрами двух смежных перемычек и их глубине t выполнено таким образом, что b (0,3-1)8, b (0,23-0,5)а, b (1,6-4)t для несущего слоя нагружаемостью 10-30 Н/мм2 с наполнителем нагружаемостью40- 100 Н/мм2 в пазах; b (1-3)s, b (0,5-0,75)а и b (4-10)t для несущего слоя нагружаемостью 30-50 Н/мм2 с наполнителем нагружаемостью 20-40 Н/мм2 в пазах; b (3-10)s, b (0.75-0,91)а и b (10-25)t для несущего слоя нагружаемостью 50-140 Н/мм с наполнителем нагружаемостью 50-20 Н/мм2 в пазах.
Между несущим слоем 7 и заполняющим пазоподобные углубления 8 материалом может располагаться диффузионный запирающий или соединительный слой с толщиной 0,5-6 мкм.
Половина 3 подшипника скольжения (фиг.З) снабжена первым буртиком 11 и вторым буртиком 12, причем буртик 11 также снабжен в несущем слое пазоподобными углублениями 8, выполненными спирально или концентрически к центральной оси подшипника, Второй буртик может быть выполнен так же, как и первый, или же обычным образом,т.е. с гладкой поверхностью несущего слоя. -Для образования полного подшипника скольжения половину 3 соединяют с второй половиной (не показана), которая может быть выполнена как и половина 3, или же обычным образом.
Так же могут быть выполнены такие подшипники скольжения, у которых имеются буртики 11 и 12 в виде разделенных упорный шайб, установленные на радиальной части подшипника через соединительные накладки.
В зависимости от выбора материала для
несущего слоя и заполнения пазоподобных углублений последние, как правило, имеют ширину 40-250 мкм и глубину 10-25 мкм, причем ширина между пазоподобными углублениями остающихся перемычек составляет 25-120 мкм.
Таким образом, достигается повышение срока службы подшипника скольжения
за счет увеличения предела усталости и износостойкости.
Формула изобретения Подшипник скольжения, содержащий слой из стали и нанесенный на него несущий слой на основе металлического сплава, на поверхности которого выполнены углубления в виде пазов, заполненные наполнителем из металлического сплава, отличающийся тем, что, с целью повышения
срока службы путем увеличения предела усталости и износостойкости, ширина, глубина пазов и расстояние между ними определяются из соотношений b (0,3-1)s, b (0,23-0,5)а. b (1,6-4)t для несущего слоя
нагружаемость 10-30 Н/мм с наполнителем нагружаемостью 40-100 Н/мм2 в пазах, b (1-3)s, b .(0.5-0.75)8 и b (4-10)t для несущего сло я нагружаемостью 30-50 Н/мм с наполнителем нагружаемостью2040 Н/мм2 в пазах, b (3-10)s, b (0,75- 0,91)а и b (10-25)t для несущего слоя нагружаемостью 50-140 Н/мм2 с наполнителем нагружаемостью 5-20 Н/мм2 в пазах, где b - ширина паза, s - ширина перемычки
между пазами, а - расстояние между центрами двух соседних перемычек, t - глубина пазов.
г. г
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам скольжения. Цепь изобретения - повышение срока службы за счет увеличения предела усталости и износостойкости. Подшипник скольжения содержит слой из стали и нанесенный на него несущий слой на основе металлического сплава. На поверхности несущего слоя выполнены углубления в виде пазов, заполненные наполнителем из металличе- скогосплава. Ширина, глубина пазов, ширина перемычки между пазами и расстояние между центрами двух соседних перемычек определяются из приведенных соотношений з зависимости от нагружаемости несущего слоя. Подшипник скольжения может быть выполнен в виде опорной втулки, из двух половин или с полукольцевыми упорными шайбами. 8 ил. Ё
/
1««г. 3
11
кг . 4
12
Фиг. 6
. 7
Сосуд для изготовления шампанских вин | 1938 |
|
SU57808A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-06-15—Публикация
1987-11-20—Подача