Коробка передач транспортного средства Советский патент 1991 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1661007A1

1

(21)4416006/11 (22) 28.04.88 (46)07.07.91.Бюл. №25

(71)Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

(72)А.П.Недялков, Е.Д.Туртанов, В.Г.Выбор- нов, А.С.Кондрашкин. С.В.Березкин, В.З.Овсянников, Л М.Зарубинский и П.П.Козубенко (53)629.113-585.1 (088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР Ms 1463526, кл. В 60 К 17/08, 1986.

(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

(57)Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение надежности работы в режиме передачи заднего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач. В коробке передач бобышка корпуса размещена между разделенными односторонней зубчатой муфтой шестернями промежуточного вала. На оси выполнена лыска для размещения зубьев шестерни промежуточного вала, с которой зацеплена шестерня вторичного вала. На последней закреплен зубчатый венец 20, На оси выполнена также лунка для шарика, стопорящегоось в угловом и осевом направлениях. Опора зубчатого колеса смещена в направлении лыски настолько, что во включенном состоянии торец ступицы размещен в зоне торца лыски. На зубчатом колесе выполнен выступ для взаимодействия с выступом, выполненным на промежуточном валу. 2 ил.

ч

ы

Ё

Похожие патенты SU1661007A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Березкин Сергей Владимирович
  • Овсянников Владимир Захарович
  • Зарубинский Леонид Михайлович
  • Козубенко Петр Петрович
SU1463526A1
Коробка передач транспортного средства 1988
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Березкин Сергей Владимирович
  • Овсянников Владимир Захарович
  • Зарубинский Леонид Михайлович
  • Козубенко Петр Петрович
SU1661006A1
Устройство управления коробкой передач 1988
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Березкин Сергей Владимирович
  • Овсянников Владимир Захарович
  • Зарубинский Леонид Михайлович
  • Козубенко Петр Петрович
SU1661010A1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ПОЛУПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2299134C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Некрасов В.И.
  • Зеленовских М.А.
RU2008230C1
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2323105C1
Коробка передач транспортного средства 1986
  • Коробка Константин Антонович
SU1411168A1
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2323104C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2020
  • Золотарев Дмитрий Николаевич
  • Мохов Павел Игоревич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
RU2738665C1
Коробка передач транспортного средства 1983
  • Коробка Константин Антонович
SU1177179A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 661 007 A1

Реферат патента 1991 года Коробка передач транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам. Цель изобретения - повышение надежности работы в режиме передачи заднего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач. В коробке передач бобышка корпуса размещена между разделенными односторонней зубчатой муфтой шестернями промежуточного вала. На оси выполнена лыска для размещения зубьев шестерни промежуточного вала, с которой зацеплена шестерня вторичного вала. На последней закреплен зубчатый венец. На оси выполнена также лунка для шарика, стопорящего ось в угловом и осевом направлениях. Опора зубчатого колеса смещена в направлении лыски настолько, что во включенном состоянии торец ступицы размещен в зоне торца лыски. На зубчатом колесе выполнен выступ для взаимодействия с выступом, выполненным на промежуточном валу. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 661 007 A1

Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к коробкам передач.

Цель изобретения - повышение надежности работы в режиме передачи заднего хода при уменьшении радиального габарита коробки передач.

На фиг.1 показана предлагаемая коробка передач; на фиг.2 - узел I на фиг.1.

В корпусе 1 (фиг.1) коробки передач установлен первичный вал 2 на подшипнике 3. На первичном валу 2 выполнена шестерня 4. На подшипниках 5 и 6 установлен промежуточный вал 7, на котором выполнено колесо 8. Последнее зацеплено с шестерней 4. На промежуточном валу 7 выполнены шестерни 9-12, каждая из которых зацеплена с

шестернями 13-16 соответственно. Шестерни 13-16 установлены на вторичном валу 17. Шестерни 4 и 13-16 выполнены с зубчатыми венцами 18-22 соответственно. На вторичном валу 17 закреплены ступицы 23- 25, на которых установлены с возможностью осевого перемещения зубчатые муфты 26-28 соответственно. На зубчатой муфте 28 выполнен венец 29, имеющий возможность зацепления с зубчатым колесом 30 заднего хода. Зубчатое колесо 30 имеет возможность перемещения по оси 31. установленной в бобышке 32 корпуса 1.

Бобышка 32 корпуса 1 размещена между шестернями 9 и 10 промежуточного вала С шестернями 9 и 10 зацеплены шестерни

О

О

о о

VI

13 и 14, между которыми размещена ступица 24 односторонней зубчатой муфты 27. Последняя разделяет шестерни 9 и 10 промежуточного вала 7. и в этсй зоне размещена бобышка 32 корпуса 1. На оси 31 выполнена лыска33 размещения зубьев шестерни 10 промежуточного вала 7. С шестерней 10 зацеплена шестерня 14, установленная на вторичном валу 17. На шестерни 14 закреплен зубчатый венен 20 односторонней зубчатой муфты. На оси 31 выполнена лунка 34 (фиг.2) для шарика 35. В корпусе 1 выполнен паз 36 для размещения шарика 35. Последний стопорит ось 31 ь угловом и осевом направлениях, поскольку ось 31 прижата к скосу паза 36, выполненного в корпусе 1. Зубчатое колесо 30 установлено на подшипнике 37, который смещен в направлении лыски 33, тем самым смещене опора зубчатого колеса заднего хода. Во включенном состоянии торец 38 ступицы 39 размещен г.1 зоне торца 40 лыски 33. На зубчатом колесе 30 заднего хода выполнен выступ 41 для взаимодействия с выступом 42, выполненнь м на промежуточном валу 7.

Размещение бобышки 32 корпуса 1 между разделенными односторонней зубчатой муфтой 27 шестернями 13 и 14 промежуточного вала 7, выполнение на оси 31 лыски на оси 33 для размещения зубьев шестерни 10 промежуточного вала 7, с которой зацеплена шестерня 14 вторичного валя 17, на которой закреплен зубчатый венец 20. и лунки 34 для шарика 35, стопорящего ось 31 в угловом v, осевом направлениях, и смещение опоры зубчатого колеса 30 в направлении лыски 33 настолько, чго во включенном состоянии торец 38 сгупицы 39 размещен в зоне торца 40 лыски 33, и выполнение на зубчатом колесе ЗС выступа 41 для взаимодействия с выступом 42, выполненным нэ промежуточном валу 7, позволяет сохранить взаимодействие зацепленных шестерен заднего хода, что повышает надежность работы коробки пере/1ач при уменьшении ее массогабаритных показателе,

Коробка передач работает при вращении первичного вала 2. Вращение может быть передано либо ча колесо 8, либо на вторичный вал 17. В свою очередь вращение от колеса 8 передается валу 7.

Вращение промежуточного вала 7 обеспечивает вращение шестерен 9-i2. Водитэль, выбрав нужную передачу, обеспечивает соединение какой-либо из шестерен 13-16 с вторичный залом 17. В этом случае происходит передача вращения

первичного вала 2 к вторичному валу 17 и обеспечивается передача момента между этими валами. Кроме того, валы 2 и 17 могут быть блокированы.

При перемещении колеса 30 по оси 31 и

зацеплении его с шестернями осуществляется противовращение валов 2 и 17. Радиальные усилия в зацеплениях колеса 30 с шестернями отжимают ось 31. Поскольку

опора зубчатого колеса 30 смещена к лыске 33, максимальный прогиб имеет место в районе этой опоры, что способствует затяжке колеса 30 по направлению к выступу 42 и может вызват ь взаимодействие выступов 41

1 42, а это в свою очередь позволяет сохранить взаимодействие в зацеплении колеса 30 с шестб рнями, что повышает надежность работы коробки передач при уменьшении ее массогэбаритных показателей, поскольку жесткость корпуса 1 велика.

Формула изобретения Коробка передач транспортного средства, содержащая соосно установленные в корпусе парвичный и вторичный валы с шестернями, зацепленными с шестернями установленного параллельно указанным валам промежуточного вала, установленную параллельно промежуточному валу ось, один коней которой размещен в выполненной в зоне шестерни промежуточного вала высшей передачи на корпусе бобышке, а другой закреплен в торцовой стенке корпуса, установленную с возможностью вращения на опоре и осевого перемещения на

указанной оси шестерню заднего хода с обращенной в сторону указанной шестерни промежуточного вала ступицей, о т л и ч а ю- ща я с я тем, что, с целью повышения надежности работы в режиме передачи заднего

хода при уменьшении радиального габарита коробки передач, бобышка корпуса размещена со стороны торца шестерни промежуточного вала непрямой передачи противоположно зоне размещения шестерни заднего хода, выполненной с выступом на торце для взаимодействия с выступом, выполненным на промежуточном валу, на оси выполнена лыска для размещения зубьев указанной шестерни промежуточного вала и лунка на конце, установленном в стенке корпуса, для размещение стопорящего ось j угловом и осевом направлении шарика, при этом расстояние от торца ступицы до торца лыски равно ходу шестерни заднего

хода из нейтрального положения в положение включения передачи заднего хода, а спора шестерни заднего хода смещена в сторону лыски оси.

сэ

Юcvj

/ J5

Фие.2

SU 1 661 007 A1

Авторы

Недялков Аркадий Петрович

Туртанов Евгений Дмитриевич

Выборнов Владимир Георгиевич

Кондрашкин Александр Семенович

Березкин Сергей Владимирович

Овсянников Владимир Захарович

Зарубинский Леонид Михайлович

Козубенко Петр Петрович

Даты

1991-07-07Публикация

1988-04-28Подача