Гидродинамическая опора Советский патент 1991 года по МПК F16C17/00 

Описание патента на изобретение SU1661497A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня вибрации турбомашин.

Целью изобретения является снижение уровня вибрации в опоре за счет повышения эффективности демпфирования.

На чертеже показана гидродинамическая опора, продольный разрез.

Гидродинамическая опора ротора содержит цапфу вала 1, плавающую втулку 2, установленную на валу с радиальным зазором 3, корпусную разъемную втулку 4, установленную в корпусе 5 с радиальным демпфирующим зазором 6, и крышку 7. Все втулки фиксированы от вращения выступом 8 на крышке 7. В корпусе 5 и во втулках 2 и

4 выполнены соосные питающие отверстия 9, обеспечивающие подачу необходимого количества смазки в демпфирующий зазор 6 и зазор 3. На наружной поверхности плавающей втулки 2 напротив питающей канавки 10, боковые поверхности которой имеют фаску 11 под углом к вертикали « 30-60°, выполнен кольцевой выступ 12 треугольного поперечного сечения с боковыми поверхностями параллельными поверхностям фасок. Выбор значения 30° ограничивает регулирующую способность конического щелевого дросселя (канавки 10), а выбор значения 60° приводит к вырождению цилиндрического демпфирующего зазора 6. Демпфирующий зазор по торцам уплотнен металлическими разрезными кольцами 13.

о

CN

Ј Ю VI

Гидродинамическая опора работает следующим образом.

Колебания вала через масляный слой передаются плавающей втулке, при перемещении которой смазка из демпфирующего зазора выдавливается в окружном направлении и в питающую канав у, за счет чего происходит рассеяние энергии колебаний. Величина демпфирования зависит от направления выдавливания смазки. Если тече- ние смазки преобладает в окружном направлении, то имеет место схема длинного демпфера, а если - в осевом направлении, например в питающую канавку, то схема короткого демпфера. Демпфирую- щую способность короткого Вк и длинного Вдл демпфера можно сравнить по зависимости

Вдл. 12ф2 Вк,

где R - радиус;

L- длина плавающей втулки.

В нашем случае соотношение , следовательно,

Вдл(12-300) Вк.

На резонансных режимах работы, когда амплитуда колебаний плавающей втулки увеличивается, кольцевой выступ на ее поверхности уплотняет питающую канавку в области сдавливания. Это приближает кон- струкцию гидродинамической опоры к схеме длинного демпфера, увеличивая демпфирование, а следовательно, снижая коэффициент передачи усилия через опору на корпус. На зарезонансных режимах, ког-

да амплитуда колебаний снижается, увеличивается зазор между кольцевым выступом и фаской питающей канавки, куда выдавливается смазка, и имеет место схема короткого демпфера. В этом случае снижается демпфирование, что приводит к снижению коэффициента передачи усилия через опору на режимах работы больше 1,4 резонансной частоты вращения ротора.

Таким образом, предлагаемая конструкция более эффективна по сравнению с прототипом за счет того, что демпфирующая способность в ней увеличивается на резонансных и снижается на зарезонансных режимах, что обеспечивает более низкий коэффициент передачи силы через опору на всех режимах работы.

Формула изобретения Гидродинамическая опора, содержащая корпусную втулку с кольцевой питающей канавкой на ее внутренней поверхности и охватываемую ею плавающую втулку с уплотнениями, расположенными п о ее наружной поверхности у торцов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, на боковых гранях кольцевой питающей канавки корпусной втулки выполнены фаски под углом 30-60° к вертикали, а на наружной поверхности плавающей втулки напротив питающей канавки корпусной втулки выполнен выступ треугольного поперечного сечения с боковыми поверхностями, параллельными поверхностям фасок корпусной втулки.

Похожие патенты SU1661497A1

название год авторы номер документа
Гидродинамический демпфер подшипниковой опоры ротора турбомашины 2020
  • Гусенко Сергей Михайлович
  • Кузьмин Максим Владимирович
  • Терешко Антон Герольдович
RU2741824C1
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА 2008
  • Балякин Валерий Борисович
  • Жильников Евгений Петрович
  • Макарчук Владимир Владимирович
  • Мурашкин Валерий Васильевич
  • Кожин Андрей Геннадьевич
RU2400655C2
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА 2012
  • Шатохин Сергей Станиславович
RU2508483C2
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР 2000
  • Балякин В.Б.
RU2179666C2
Двусторонняя радиально-осевая демпфирующая опора 1988
  • Балякин Валерий Борисович
  • Кийкова Марина Вадимовна
  • Чегодаев Дмитрий Евгеньевич
SU1590758A1
Амортизатор 1980
  • Илюшин Михаил Васильевич
  • Кукушкин Николай Антонович
SU934072A2
Гидродинамический демпфер 1990
  • Караблин Михаил Афанасьевич
  • Новиков Дмитрий Константинович
  • Пильдес Дмитрий Исакович
SU1821586A1
Гидродинамический демпфер 1990
  • Белоусов Анатолий Иванович
  • Новиков Дмитрий Константинович
  • Сидько Игорь Петрович
SU1821587A1
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ 2014
  • Эскин Изольд Давидович
RU2583206C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 661 497 A1

Реферат патента 1991 года Гидродинамическая опора

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня вибрации турбомашин. Цель изобретения - снижение уровня вибрации в опоре за счет повышения эффективности демпфирования. В корпусной втулке с кольцевой питающей канавкой на внутренней поверхности установлена плавающая втулка с уплотнениями по ее наружной поверхности. На боковых гранях кольцевой питающей канавки корпусной втулки выполнены фаски под углом 30 - 60° к вертикали. На наружной поверхности плавающей втулки напротив питающей канавки корпусной втулки выполнен выступ треугольного поперечного сечения с боковыми поверхностями, параллельными поверхностям фасок корпусной втулки. На резонансных режимах работы, когда амплитуда колебаний плавающей втулки увеличивается, кольцевой выступ на ее поверхности уплотняет питающую канавку в области сдавливания. Это приближает конструкцию гидродинамической опоры к схеме длинного демпфера. При этом снижается коэффициент передачи усилия через опору на корпус. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 661 497 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1661497A1

Радиальный подшипник скольжения 1978
  • Дехович Дмитрий Александрович
  • Кнельц Василий Федорович
  • Поперенко Виктор Павлович
SU685854A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами 1911
  • Р.К. Каблиц
SU1978A1

SU 1 661 497 A1

Авторы

Балякин Валерий Борисович

Проданов Михаил Евгеньевич

Чегодаев Дмитрий Евгеньевич

Штейнберг Сергей Михайлович

Даты

1991-07-07Публикация

1988-11-01Подача