Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня вибрации турбомашин.
Целью изобретения является снижение уровня вибрации в опоре за счет повышения эффективности демпфирования.
На чертеже показана гидродинамическая опора, продольный разрез.
Гидродинамическая опора ротора содержит цапфу вала 1, плавающую втулку 2, установленную на валу с радиальным зазором 3, корпусную разъемную втулку 4, установленную в корпусе 5 с радиальным демпфирующим зазором 6, и крышку 7. Все втулки фиксированы от вращения выступом 8 на крышке 7. В корпусе 5 и во втулках 2 и
4 выполнены соосные питающие отверстия 9, обеспечивающие подачу необходимого количества смазки в демпфирующий зазор 6 и зазор 3. На наружной поверхности плавающей втулки 2 напротив питающей канавки 10, боковые поверхности которой имеют фаску 11 под углом к вертикали « 30-60°, выполнен кольцевой выступ 12 треугольного поперечного сечения с боковыми поверхностями параллельными поверхностям фасок. Выбор значения 30° ограничивает регулирующую способность конического щелевого дросселя (канавки 10), а выбор значения 60° приводит к вырождению цилиндрического демпфирующего зазора 6. Демпфирующий зазор по торцам уплотнен металлическими разрезными кольцами 13.
о
CN
Ј Ю VI
Гидродинамическая опора работает следующим образом.
Колебания вала через масляный слой передаются плавающей втулке, при перемещении которой смазка из демпфирующего зазора выдавливается в окружном направлении и в питающую канав у, за счет чего происходит рассеяние энергии колебаний. Величина демпфирования зависит от направления выдавливания смазки. Если тече- ние смазки преобладает в окружном направлении, то имеет место схема длинного демпфера, а если - в осевом направлении, например в питающую канавку, то схема короткого демпфера. Демпфирую- щую способность короткого Вк и длинного Вдл демпфера можно сравнить по зависимости
Вдл. 12ф2 Вк,
где R - радиус;
L- длина плавающей втулки.
В нашем случае соотношение , следовательно,
Вдл(12-300) Вк.
На резонансных режимах работы, когда амплитуда колебаний плавающей втулки увеличивается, кольцевой выступ на ее поверхности уплотняет питающую канавку в области сдавливания. Это приближает кон- струкцию гидродинамической опоры к схеме длинного демпфера, увеличивая демпфирование, а следовательно, снижая коэффициент передачи усилия через опору на корпус. На зарезонансных режимах, ког-
да амплитуда колебаний снижается, увеличивается зазор между кольцевым выступом и фаской питающей канавки, куда выдавливается смазка, и имеет место схема короткого демпфера. В этом случае снижается демпфирование, что приводит к снижению коэффициента передачи усилия через опору на режимах работы больше 1,4 резонансной частоты вращения ротора.
Таким образом, предлагаемая конструкция более эффективна по сравнению с прототипом за счет того, что демпфирующая способность в ней увеличивается на резонансных и снижается на зарезонансных режимах, что обеспечивает более низкий коэффициент передачи силы через опору на всех режимах работы.
Формула изобретения Гидродинамическая опора, содержащая корпусную втулку с кольцевой питающей канавкой на ее внутренней поверхности и охватываемую ею плавающую втулку с уплотнениями, расположенными п о ее наружной поверхности у торцов, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, на боковых гранях кольцевой питающей канавки корпусной втулки выполнены фаски под углом 30-60° к вертикали, а на наружной поверхности плавающей втулки напротив питающей канавки корпусной втулки выполнен выступ треугольного поперечного сечения с боковыми поверхностями, параллельными поверхностям фасок корпусной втулки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамический демпфер подшипниковой опоры ротора турбомашины | 2020 |
|
RU2741824C1 |
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2016 |
|
RU2619408C1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА | 2008 |
|
RU2400655C2 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА | 2012 |
|
RU2508483C2 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 2000 |
|
RU2179666C2 |
Двусторонняя радиально-осевая демпфирующая опора | 1988 |
|
SU1590758A1 |
Амортизатор | 1980 |
|
SU934072A2 |
Гидродинамический демпфер | 1990 |
|
SU1821586A1 |
Гидродинамический демпфер | 1990 |
|
SU1821587A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для снижения уровня вибрации турбомашин. Цель изобретения - снижение уровня вибрации в опоре за счет повышения эффективности демпфирования. В корпусной втулке с кольцевой питающей канавкой на внутренней поверхности установлена плавающая втулка с уплотнениями по ее наружной поверхности. На боковых гранях кольцевой питающей канавки корпусной втулки выполнены фаски под углом 30 - 60° к вертикали. На наружной поверхности плавающей втулки напротив питающей канавки корпусной втулки выполнен выступ треугольного поперечного сечения с боковыми поверхностями, параллельными поверхностям фасок корпусной втулки. На резонансных режимах работы, когда амплитуда колебаний плавающей втулки увеличивается, кольцевой выступ на ее поверхности уплотняет питающую канавку в области сдавливания. Это приближает конструкцию гидродинамической опоры к схеме длинного демпфера. При этом снижается коэффициент передачи усилия через опору на корпус. 1 ил.
Радиальный подшипник скольжения | 1978 |
|
SU685854A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Авторы
Даты
1991-07-07—Публикация
1988-11-01—Подача