I
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов турбокомпрессоров.
Известен радиальный подшипник скольжения содержащий вал, расположенный в разъемном корпусе, в котором выполнен канал, сообщенный с нсточником смазки, установленную с зазором в корпусе разъемную втулку, состоящую из вкладышей, имеющих сквозные смазочные отверстия, и стопоры, фнксируюшне втулку от проворачиваиня 1 .
Однако известный радиальный подшипник скольжения имеет малый срок службы, так как износ его рабочих поверхностей, увеличива щий зазор между разъемной втулкой и валом, отрицательно сказывается на виброустойчивости подшипника.
Целью изобретения является увеличение срока службы радиального подишпника скольжени путем обеспечения оптимального рабочего зазора между разъемной втулкой и валом.
Цель достигается тем, что стопоры размещен с зазором относительно вкладышей в шправлении действия нагрузки, равным по величине
наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей и вала.
Кроме того, каждый стопор выполнен в виде плоской пяты, а канал выполнен с сечением, большим суммы сечений смазочных отверстий.
На фиг. 1 изображен радиальный подшипник скольжения, разрез; на фиг. 2 - то же, в месте разъема.
Радиальный подшипник скольжения содержит разъемный корпус 1, в котором выполнены сообщенный с источником смазки канал 2 и проточка 3.
В разъемном корпусе 1 с зазором установлена разъемная втулка, состоящая из вкладышей 4, а также удерживающие их от проворачивания стопоры 5, выполненные в виде плоской пяты, размещенные относительно вкладышей 4 с зазором f, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей 4 и вала.
Рабочая поверхность 6 вкладышей 4 выполнена с радиусьм R, центр которого смещен навеличи уДот горизонтальной плоскости 7 разъема. Вкладыши 4 установлены в корпусе 1 один относительно другого в плоскости разъема 7 с зазором д, которого равна удвоенному зазору f, при этом во вкладышах 4 выполнены сквозные смазочные отверстия 8 и торцовые лабиринтные уплотнения в виде канавок 9. При вращении вала и подаче смазки через канал 2, расточку 3 и отверстия 8 в подишпнике скольжения на рабочих поверхностях 6 вкладышей 4 образуется гидродинамический масля иый клин, а в полости, образованной проточкой 3, образуется избыточное гидростатическое давление, так как суммарная площадь сквозных смазочных отверстий 8 меньще плошади сечения канала 2. Под действием этого давления нижний вкладыш 4 всплывает вместе с валом, а другой вкладыш 4 прижимается к валу сверху, при этом происходит самоустановка вкладышей 4 в пощштнике, определяющая оптимальные зазоры между рабочими поверхностями вкладыше 4 и вала. Стопоры 5, установленные с зазором относительно вкладышей 4, предотвращают силовое воздействие одного вкладыша 4 на другой и удерживают их от проворачивания. При смещении разъемной втулки относительно корпуса 1 в горизонтальной плоскости 7 величина радиального зазора d становится переменной в окружном направлешш. Давление смазки в области меньшего радиального зазора увеличивается, при этом возникает восстанавливающая сила, стремящаяся установить вкладыши 4 разъемной втулки соосно с корпусом . Во время работы подшипника происходит износ рабочих поверхностей вкладышей 4 и вала, при этом за счет зазора f между вкладышами 4 и стопорами 5 происходит постоянное под держание оптимального рабочего зазора между вкладышами 4 и валом. Отсутствие крепления между собой вкладышей 4 разъемной втулки упрощает конструкцию подшипника и делает его более компактным. Изобретение позволяет увеличить срок службы подшипника и обеспечивает стабильность его рабочих характеристик. Формулаизобретения - 1. Радиальный подшипник скольжения, содержащий вал, расположенный в корпусе, в котором выполнен канал, сообщенный с источником смазки, установленную с зазором в корпусе разъемную втулку, состоящую из вкладышей, имеющих сквозные смазочные отверстия, и стопоры, фиксируюш се втулку от проворачивания, отлич ающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения оптимального рабочего зазора, стопоры размещены с зазором относительно вкладышей в направлении действия нагрузки, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей и вала. 2.Подшипник поп.1,отличающийс я тем, что каждый стопор вьшолнен в виде плоской пяты. 3.Подшшшик по П.1, отличающийс-я тем,-Что канал вьшолнен с сечением,большим суммы сечений смазочных отверстий. Источники информации, принятые во вьшмание при экспертизе 1. Симеон Л. Э.Турбонадув высокобортных дизелей, М., Машиностроение 1976, с. 172.
Фиё.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Опорный подшипник скольжения | 1986 |
|
SU1392259A1 |
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2398975C2 |
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 1998 |
|
RU2132980C1 |
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2182245C1 |
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА | 2002 |
|
RU2214497C2 |
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА | 1995 |
|
RU2108498C1 |
Подшипник скольжения | 1980 |
|
SU905522A1 |
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА | 2006 |
|
RU2324069C1 |
Радиально-упорный подшипниковыйузЕл СКОльжЕНия | 1978 |
|
SU796501A1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1754952A1 |
Авторы
Даты
1979-09-15—Публикация
1978-04-06—Подача