Радиальный подшипник скольжения Советский патент 1979 года по МПК F16C17/18 

Описание патента на изобретение SU685854A1

I

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве опор валов турбокомпрессоров.

Известен радиальный подшипник скольжения содержащий вал, расположенный в разъемном корпусе, в котором выполнен канал, сообщенный с нсточником смазки, установленную с зазором в корпусе разъемную втулку, состоящую из вкладышей, имеющих сквозные смазочные отверстия, и стопоры, фнксируюшне втулку от проворачиваиня 1 .

Однако известный радиальный подшипник скольжения имеет малый срок службы, так как износ его рабочих поверхностей, увеличива щий зазор между разъемной втулкой и валом, отрицательно сказывается на виброустойчивости подшипника.

Целью изобретения является увеличение срока службы радиального подишпника скольжени путем обеспечения оптимального рабочего зазора между разъемной втулкой и валом.

Цель достигается тем, что стопоры размещен с зазором относительно вкладышей в шправлении действия нагрузки, равным по величине

наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей и вала.

Кроме того, каждый стопор выполнен в виде плоской пяты, а канал выполнен с сечением, большим суммы сечений смазочных отверстий.

На фиг. 1 изображен радиальный подшипник скольжения, разрез; на фиг. 2 - то же, в месте разъема.

Радиальный подшипник скольжения содержит разъемный корпус 1, в котором выполнены сообщенный с источником смазки канал 2 и проточка 3.

В разъемном корпусе 1 с зазором установлена разъемная втулка, состоящая из вкладышей 4, а также удерживающие их от проворачивания стопоры 5, выполненные в виде плоской пяты, размещенные относительно вкладышей 4 с зазором f, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей 4 и вала.

Рабочая поверхность 6 вкладышей 4 выполнена с радиусьм R, центр которого смещен навеличи уДот горизонтальной плоскости 7 разъема. Вкладыши 4 установлены в корпусе 1 один относительно другого в плоскости разъема 7 с зазором д, которого равна удвоенному зазору f, при этом во вкладышах 4 выполнены сквозные смазочные отверстия 8 и торцовые лабиринтные уплотнения в виде канавок 9. При вращении вала и подаче смазки через канал 2, расточку 3 и отверстия 8 в подишпнике скольжения на рабочих поверхностях 6 вкладышей 4 образуется гидродинамический масля иый клин, а в полости, образованной проточкой 3, образуется избыточное гидростатическое давление, так как суммарная площадь сквозных смазочных отверстий 8 меньще плошади сечения канала 2. Под действием этого давления нижний вкладыш 4 всплывает вместе с валом, а другой вкладыш 4 прижимается к валу сверху, при этом происходит самоустановка вкладышей 4 в пощштнике, определяющая оптимальные зазоры между рабочими поверхностями вкладыше 4 и вала. Стопоры 5, установленные с зазором относительно вкладышей 4, предотвращают силовое воздействие одного вкладыша 4 на другой и удерживают их от проворачивания. При смещении разъемной втулки относительно корпуса 1 в горизонтальной плоскости 7 величина радиального зазора d становится переменной в окружном направлешш. Давление смазки в области меньшего радиального зазора увеличивается, при этом возникает восстанавливающая сила, стремящаяся установить вкладыши 4 разъемной втулки соосно с корпусом . Во время работы подшипника происходит износ рабочих поверхностей вкладышей 4 и вала, при этом за счет зазора f между вкладышами 4 и стопорами 5 происходит постоянное под держание оптимального рабочего зазора между вкладышами 4 и валом. Отсутствие крепления между собой вкладышей 4 разъемной втулки упрощает конструкцию подшипника и делает его более компактным. Изобретение позволяет увеличить срок службы подшипника и обеспечивает стабильность его рабочих характеристик. Формулаизобретения - 1. Радиальный подшипник скольжения, содержащий вал, расположенный в корпусе, в котором выполнен канал, сообщенный с источником смазки, установленную с зазором в корпусе разъемную втулку, состоящую из вкладышей, имеющих сквозные смазочные отверстия, и стопоры, фиксируюш се втулку от проворачивания, отлич ающийся тем, что, с целью повышения долговечности путем обеспечения оптимального рабочего зазора, стопоры размещены с зазором относительно вкладышей в направлении действия нагрузки, равным по величине наибольшему допустимому суммарному износу вкладышей и вала. 2.Подшипник поп.1,отличающийс я тем, что каждый стопор вьшолнен в виде плоской пяты. 3.Подшшшик по П.1, отличающийс-я тем,-Что канал вьшолнен с сечением,большим суммы сечений смазочных отверстий. Источники информации, принятые во вьшмание при экспертизе 1. Симеон Л. Э.Турбонадув высокобортных дизелей, М., Машиностроение 1976, с. 172.

Фиё.1

Похожие патенты SU685854A1

название год авторы номер документа
Опорный подшипник скольжения 1986
  • Глубоков Евгений Викторович
  • Гниппа Юрий Григорьевич
  • Поддиулин Дмитрий Митрофанович
SU1392259A1
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ СКОЛЬЖЕНИЯ 2008
  • Белоконь Игорь Иванович
  • Стеценко Юрий Николаевич
  • Макогон Владимир Анатольевич
RU2398975C2
ПОДШИПНИКОВОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Арон А.В.
  • Шишкин Ю.П.
RU2132980C1
ГАЗОТУРБОНАГНЕТАТЕЛЬ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Ульянов А.Г.
  • Крукович А.Р.
RU2182245C1
ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ ШАРОШЕЧНОГО ДОЛОТА 2002
  • Куранов В.Г.
  • Виноградов А.Н.
  • Бузов А.В.
  • Лаврухин Ю.А.
  • Глинский А.Е.
  • Разуваев В.Д.
RU2214497C2
МОТОРНО-ОСЕВОЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЛОКОМОТИВА 1995
  • Ахвердиев К.-С.-О.
  • Мурадов З.А.
  • Луговской Б.К.
RU2108498C1
Подшипник скольжения 1980
  • Зайцев Виктор Павлович
SU905522A1
ПРИВОДНАЯ ЧАСТЬ НАСОСА 2006
  • Авилкин Юрий Михайлович
RU2324069C1
Радиально-упорный подшипниковыйузЕл СКОльжЕНия 1978
  • Киселев Геннадий Федорович
  • Зикеев Вадим Абрамович
  • Рязанов Сергей Дмитриевич
  • Марсаков Александр Павлович
SU796501A1
Гидростатодинамический подшипник 1990
  • Першин Александр Васильевич
SU1754952A1

Иллюстрации к изобретению SU 685 854 A1

Реферат патента 1979 года Радиальный подшипник скольжения

Формула изобретения SU 685 854 A1

SU 685 854 A1

Авторы

Дехович Дмитрий Александрович

Кнельц Василий Федорович

Поперенко Виктор Павлович

Даты

1979-09-15Публикация

1978-04-06Подача