Изобретение относится к уплотнитель- ной технике и может быть использовано для уплотнения валов высокооборотных гидравлических машин.
Цель изобретения - повышение надежности и коэффициента полезного действия уплотнения.
На чертеже изображено уплотнение, продольный разрез.
Гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1, размещенные последовательно со стороны уплотняемой полости А на валу 2 подшипник качения 3, диск 4 со ступицей 5 и импеллер 6. В импеллере 6 выпол- нены осевые отверстия 7, в которых установлены с возможностью осевого перемещения толкатели 8, упирающиеся одним
концом 9 во внутреннее кольцо 10 подшипника 3, а другим концом 11 крепятся к подпружиненному в сторону полости А упругим элементом 12, охватывающему вал 2 уплот- нительному кольцу 13, образующему с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение. Ступица 5 диска 4 жестко закреплена на наружном кольце 15 подшипника 3. а внутреннее кольцо 10 подшипника установлено на валу 2 с возможностью осевого перемещения. Толкатели 8 могут образовывать в отверстиях 7 импеллера 6 регулируемые дроссели 16 за счет выполнения толкателей 8 с переменным диаметром, изменяющие площади проходных сечений отверстий 7 при осевых перемещениях толкателей 8. Диск 4 выполнен с наружным
о о. ы ю о
CJ
кольцевым выступом 17, охватывающим импеллер с радиальным зазором и образующим с корпусом 1 регулируемый при осевых перемещениях диска 4 осевой зазор S.
Гидродинамическое уплотнение работа- ет следующим образом.
При остановке или небольшой скорости вращения импеллера 6 со ступицей 5 диска 4, закрепленной на наружном кольце 15 подшипника 3 осевая сила, прижимающая диск 4 к импеллеру 6 невелика и подпружиненное уплотнительное кольцо 13 образует с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение. Максимальный КПД уплотнения в это время обеспечивается ус- транением утечек через торцовое уплотнение, образуемое кольцами 13 и 14.
С ростом оборотов при выходе импелле- ра 6 на расчетный режим, возросшая осевая сила смещает диск 4 вместе с подшипником 3 к импеллеру 6 и перемещает толкателями 8 кольцо 11, сжимая пружину 12. При этом торцовое уплотнение отключается. Герметичность и максимальный КПД уплотнения обеспечивается работой импеллера 6.
При вращении импеллера 6 на расчетном режиме обеспечивается герметичность за счет образования с лопаточной стороны импеллера 6 границы раздела фаз Б между уплотняемой жидкостью В и газовой поло- стью Г.
При увеличении.скорйсти вращения импеллера 6 по сравнению с расчетным значением произойдет перемещение границы раздела фаз Б к наружному диаметру им- пеллера 6.
Перемещение границы раздела фаз снизит надежность работы уплотнения за счет возникновения барботажа газа из полости Г в уплотняемую полость А. Одно- временно увеличивается осевая сила, смещающая диск 4 вместе с подшипником 3 к импеллеру 6 и еще более перемещающая толкатели 8 с переменным диаметром. Отверстия 7 приоткрываются, а осевой зазор S между выступом 17 диска 4 и кольцевым выступом корпуса 1 уменьшается. При этом
поток жидкости из уплотняемой полости А подается через отверстия 7 к лопаточной стороне импеллера 6 и уменьшается переток жидкости через осевой зазор S в полость диска 4, что приводит к восстановлению прежней границы раздела фаз Б.
Радиальный расход жидкости с лопаточной стороны импеллера 6 снижает температуру рабочей жидкости в полости уплотнения, что также повышает надежность работы.
Использование предлагаемого уплотнения позволяет свести к минимуму объемные потери и барботаж газа в уплотняемую полость, повысить надежность работы путем устранения возможностей задиров и приварки диска к импеллеру и, таким образом, повысить экономичность и межремонтный ресурс работы.
Формула изобретения
1.Гидродинамическое уплотнение вала, содержащее корпус и размещенные на валу последовательно со стороны уплотняемой полости подшипник качения, диск со ступицей и импеллер, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности в работе и КПД, в импеллере выполнены осевые отверстия, в которых установлены с возможностью осевого перемещения упирающиеся .концами во внутреннее кольцо подшипника толкатели, на противоположных концах которых закреплено охватывающее вал подпружиненное в сторону уплотняемой полости кольцо, образующее с выполненным на корпусе кольцевым выступом торцевое уплотнение, при этом ступицы диска жестко закреплена на наружном кольце подшипника, а внутреннее кольцо подшипника установлено на валу с возможностью осевого перемещения.
2.Уплотнение поп.1,отличающее- с я тем, что толкатели выполнены переменного сечения и образуют с выполненными в импеллере отверстиями регулируемые дроссели, а диск выполнен с наружным кольцевым выступом, охватывающим с радиальным зазором импеллер и образующим с корпусом регулируемый осевой зазор.
1 17
А/
3 10 96 7 Б Г
11 12 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Многофазный лопастной насос | 2021 |
|
RU2773263C1 |
МОНОБЛОЧНЫЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2000 |
|
RU2175408C1 |
Стояночное уплотнение | 1979 |
|
SU872877A1 |
СТУПЕНЬ ТУРБОМАШИНЫ Б.И.СТРИКИЦЫ | 1989 |
|
RU2005890C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС | 1999 |
|
RU2180055C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МОНОБЛОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ АГРЕССИВНЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2384743C1 |
ЧЕРПАКОВЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС | 2006 |
|
RU2309296C1 |
ТОРЦОВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА СО ВСТРОЕННЫМ ТОРМОЗНЫМ УСТРОЙСТВОМ | 2004 |
|
RU2262175C1 |
Импеллер | 1985 |
|
SU1250724A1 |
Электрическая машина | 1978 |
|
SU741377A1 |
Изобретение относится к уплотнительной технике и может быть использовано для уплотнения валов высокооборотных гидравлических машин. Цель изобретения - повышение надежности и коэффициента полезного действия уплотнения. Гидродинамическое уплотнение содержит корпус 1, размещенные на валу 2 подшипник 3 качения 3, диск 4 со ступицей 5 и импеллер 6 с осевыми отверстиями 7, в которых установлены с возможностью осевого перемещения толкатели 8, одним концом 9 упирающиеся во внутреннее кольцо 10 подшипника 3, а другим концом 11 соединенные с охватывающим вал 2 подпружиненным в сторону уплотняемой полости А кольцом 13, образующим с кольцевым выступом 14 корпуса 1 торцовое уплотнение. Ступица 5 диска 4 жестко закреплена на наружном кольце 15 подшипника 3, а внутреннее кольцо 10 подшипника 3 установлено на валу 2 с возможностью осевого перемещения, что обеспечивает возможность отключения торцового уплотнения при вращении импеллера 6 за счет осевого перемещения диска 4 под действием на него осевой силы. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.
Гидродинамическое уплотнение | 1979 |
|
SU792016A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1991-07-15—Публикация
1988-07-01—Подача