СТУПЕНЬ ТУРБОМАШИНЫ Б.И.СТРИКИЦЫ Российский патент 1994 года по МПК F01D1/04 

Описание патента на изобретение RU2005890C1

Изобретение относится к турбостроению и компрессоростроению, а также может быть использовано в насосостроении.

Известна ступень осевой турбомашины, содержащая рабочее колесо с лопатками, на периферийных бандажных полках которых выполнены скосы, образующие с корпусом зазоры переменной величины, увеличивающиеся против вращения рабочего колеса и приводящие к появлению гидродинамических усилий, часть которых направлена в сторону оси турбомашины и действует на лопатки, тем самым уменьшая напряжения в них от действия центробежных сил [1] . Такое выполнение осевой турбомашины обеспечивает повышение надежности ее работы за счет снижения нагрузок на лопатки.

Известное техническое решение обладает следующими недостатками: большие ограничения на увеличение быстроходности, связанные с тем, что ее с увеличением указанные бандажные полки в совокупности с выточками в корпусе превращаются в подшипник, а при жесткой связи полок с ротором, опирающимся в свою очередь на два собственных опорных подшипника, возникает необходимость первый подшипник центрировать по оси двух последних с большой точностью, что при резком отличии в размерах диаметров указанных подшипников выполнить практически очень трудно; особенно эта проблема усугубляется для многоступенчатых турбин [2] ; большие протечки рабочей среды из-за наличия больших зазоров между самими полками и радиальных зазоров между корпусом и полками, что приводит к снижению КПД турбомашины.

Известна ступень осевой турбомашины, в которой ротор изготовлен из трех частей: металлической ступицы с силовым валом, лопаточного керамического венца и внешнего силового кольца из армированного волокном композитного керамического материала, хорошо работающего на растяжение (см. Cotg P. J. Compression structured ceramic turbine rotor concept. "Ceram. High-Performance Appl. 3: Reliab. Proc. 6th. Army. Mater. Technol. Conf. , Orcas Island, Wash. , 10-13 July, 1979", New Jork; London, 1983, 427-441; см. также [3] . В этом техническом решении лопаточный венец сопряжен (связан) со ступицей радиально-тангенциальными шарнирными тягами, которые не препятствуют радиальной податливости (деформации) венца относительно ступицы; а на лопаточный венец насажено внешнее силовое кольцо, которое воспринимает усилия от венца и заставляет лопатки последнего работать в условиях сжатия. Последнее обстоятельство позволяет увеличить температуру рабочей среды в турбомашине, что приводит к увеличению ее термического КПД.

Известное техническое решение обладает следующими недостатками: большие ограничения на увеличение быстроходности турбомашины, так как на ступицу ротора со стороны рабочего лопаточного венца через тяги действуют значительные центробежные силы, а также в весьма тяжелых условиях работает внешнее силовое кольцо; повышенные протечки рабочей среды в проточной части турбомашины из-за наличия больших зазоров в ней, что снижает КПД турбомашины; дополнительное снижение КПД турбомашины происходит из-за необходимости пропускать большие расходы воздуха между ребрами-спицами силового кольца для его охлаждения.

Известна ступень лопастного насоса диагонального типа, содержащая направляющий орган, жестко связанный с корпусом насоса, вращающийся в подшипниках ротор с закрепленным на нем лопастным рабочим венцом, внешний обод которого опирается на радиальный подшипник скользящего типа [4] . Установка указанного дополнительного (третьего) опорного подшипника для ротора с рабочим венцом в данном случае предусматривает уменьшение вибрации ротора с консольно расположенным рабочим венцом (колесом) в условиях достигнутого в современной практике уровня быстроходности.

Известное техническое решение обладает следующими недостатками:
1) ограниченность по быстроходности вследствие отсутствия самоустанавливаемости рабочего колеса (венца) относительно опорного гидростатического подшипника, так как рабочее колесо жестко связано с силовым валом, а подшипник жестко связан с корпусом;
2) ограниченность по быстроходности также в связи с тем, что в данном случае ротор опирается на три подшипника, в результате получилась статически неопределимая система с большим числом избыточных связей, а это приводит к поломкам валов даже при умеренной быстроходности, т. е. указанное решение в целом является некорректным с точки зрения законов конструирования: каждое вращающееся звено машины следует опирать на два подшипника [5] ;
3) ограниченность применения даже при весьма умеренной быстроходности - применимо только для одноступенчатых турбомашин и не применимо для многоступенчатых турбомашин; это связано с тем, что для одноступенчатой турбомашины ротор опирается уже на три подшипника: два собственных и один для рабочего колеса, а следовательно, последний подшипник придется центрировать по оси двух первых с большой точностью, что при большом отличии в размерах диаметров указанных подшипников практически очень трудно осуществить ( см. [5] c. 64); для многоступенчатых турбомашин количество таких подшипников соответственно возрастает - и проблема центрирования подшипников (особенно с малыми эксцентриситетами - как у газостатических подшипников) становится неразрешимой.

Известна ступень турбомашины, содержащая корпус с выемкой и установленные в ней рабочие лопатки с наружной и внутренней, закрепленной в ступице ротора, полками, направляющие аппараты, контактирующие с поверхностью полок упорные и опорные втулки (гидропоршни), установленные над выходными отверстиями каналов для подвода рабочей среды, уплотнительные втулки и шпонки [7] .

В указанном техническом решении роль ротора турбомашины выполняет полый массивный ротор электрогенератора, расположенный на большом удалении от оси вращения, т. е. турбомашина оказалась встроенной в электрогенератор, что позволило уменьшить длину турбогенератора, но существенно увеличило его радиальный размер. Используемые при этом гидропоршни выполняют в нем функцию амортизаторов резких радиальных и осевых перемещений большой ротационной системы, образованной массивным ротором и рабочим лопаточным венцом с полками (ободами), но не выполняют основной несущей функции; последнюю функцию ротационной системы выполняют подшипники ротора, которые установлены на наружной поверхности корпуса турбомашины. Особенностью данного технического решения является разгерметизация корпуса турбомашины в связи с наличием прорези в нем. Эта прорезь необходима для передачи крутящего момента от рабочего венца к полому ротору, расположенного за пределами корпуса турбомашины и охватывающего его снаружи. Данное техническое решение является наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к заявляемой ступени турбомашины и принято в качестве прототипа.

Прототип обладает следующими недостатками:
1) повышенные утечки рабочего тела из проточной части турбомашины вследствие разгерметизации корпуса и больших давлений внутри корпуса; это неприемлемо для подавляющего большинства турбин (особенно для многоступенчатых большой мощности);
2) невозможность существенного увеличения частоты вращения ротора вследствие большого расстояния центра массы этого ротора от оси его вращения, что увеличивает центробежные силы;
3) ограниченное применение выбранной компоновки установки - только для прямого привода (без понижающего редуктора) электрогенератора малой мощности, что в свою очередь приводит к дополнительному ограничению частоты вращения турбомашины.

Целью изобретения является увеличение быстроходности и повышение КПД турбомашины.

Цель достигается тем, что ступень турбомашины, содержащая корпус с выемкой и установленные в ней рабочие лопатки с наружной и внутренней, закрепленной в ступице ротора, полками, направляющие аппараты, контактирующие с поверхностью полок упорные и опорные втулки, установленные над выходными отверстиями каналов для подвода рабочей среды, уплотнительные втулки и шпонки, направляющий аппарат снабжен внутренней и наружной, имеющей расположенный над наружной полкой рабочих лопаток козырек, полками, и установлен в выемке корпуса, каналы для подвода рабочей среды выполнены в полках соплового аппарата и козырьке, упорные втулки закреплены на торцевой поверхности полок направляющих лопаток, а опорная - в козырьке, во внутренней полке рабочих лопаток выполнены пазы, шпонки установлены в последних с зазором и закреплены в ступице ротора, причем направляющий аппарат с полками и рабочие лопатки с полками выполнены из однородных материалов, в полках рабочих лопаток вблизи выходных кромок лопаток выполнены кольцевые проточки, а опорные, упорные и уплотнительные втулки выполнены пористыми.

Благодаря указанным особенностям обеспечиваются:
1) выполнение ступени турбомашины в виде конструктивно самостоятельного силового агрегата, установленного в корпусе турбомашины с обеспечением свободы температурных расширений и связанного со ступицей ротора посредством соединения, в котором возникают и через которое передаются только окружные усилия, а это вместе взятое приводит к резкому ослаблению силовых воздействий со стороны корпуса и ротора (силового вала), вредных для ступени как самостоятельного механизма;
2) получение концентричных статически определимых систем подвесок венца рабочих лопаток и ротора со ступицей, имеющих каждая собственные подшипники и связанных между собой соединением, исключающим передачу радиальных усилий, дестабилизирующих устойчивую работу указанных систем подвесок; а это важно выполнять для высокооборотных турбомашин;
3) самоуплотнение между вращающимися и неподвижными элементами как внутри ступени, так и снаружи ее при выходе на рабочий режим, что уменьшает протечки в проточной части турбомашины;
4) согласования температурных расширений венца рабочих лопаток и направляющего аппарата, внутри козырька верхней полки которого расположен первый и опирается на подшипники; это необходимо для поддержания постоянных зазоров в подшипниках при изменении температур в ступени в очень больших диапазонах, что обеспечивает стабильность минимальных протечек рабочей среды и надежность работы турбомашины как на переходных, так и на установившихся режимах;
5) увеличение надежности работы турбомашины за счет выполнения кольцевых проточек в полках вблизи выходных кромок лопаток, что значительно снижает уровень температурных напряжений в районе указанных кромок, а также за счет выполнения уплотнительных, опорных и упорных втулок пористыми, так как такого типа втулки работают при наименьшем давлении подаваемой на смазку среды, что особенно важно при работе турбомашины на частичных режимах;
6) поддержание высокой частоты вращения турбомашины и повышенной ее виброустойчивости за счет применения новых типов подшипников, смазываемых рабочей средой и имеющих малые зазоры, и за счет самоустанавливаемости венца рабочих лопаток относительно как направляющего аппарата, так и ступицы ротора.

Существенные отличия заявляемого технического решения. Известна турбокомпрессорная установка [6] , в которой использована та же идея компоновки, что и в [7] : турбомашина встроена внутрь компрессора. В данной установке компрессорная часть составного ротора плотно насажена на турбинную часть ротора через промежуточные цилиндрические проставыши, выполняющие роль торцевых уплотнительных элементов для составного ротора, проходящего через прорезь в стенке корпуса установки, а также роль силовых элементов, передающих крутящий момент от турбомашины к компрессору. При этом с внешней стороны составной ротор поддерживается при помощи опорного жидкостного подшипника, встроенного в корпус установки. Такая компоновка установки позволила уменьшить ее длину, но существенно увеличила ее радиальных размер. Особенностью этого технического решения, как и решения по заявке Франции N 2333945, является разгерметизация корпуса для возможности передачи крутящего момента от турбомашины к компрессору.

К недостаткам известного технического решения относятся:
1) сильное ограничение на увеличение быстроходности турбоустановки из-за чрезмерно больших ее радиальных размеров и больших масс элементов составного ротора, а также из-за плохой работы на растяжение керамических лопастей турбомашины;
2) тяжелые условия работы торцевых уплотнений между составным ротором и стенкой корпуса; это связано с возникновением больших деформаций в уплотнениях как под действием температурных расширений составного ротора относительно корпуса, так и под действием меняющихся на переходных режимах работы установки центробежных сил составного ротора;
3) ограниченное применение выбранной компоновки установки - только для прямого привода (без понижающего редуктора), что в свою очередь приводит к дополнительному ограничению частоты вращения турбомашины;
4) повышенные перетечки рабочих сред в проточных частях турбомашины и компрессора из-за наличия больших зазоров вниз, что снижает КПД установки.

Заявляемое техническое решение отличается следующим: выполнением ступени турбомашины в виде конструктивно самостоятельного силового агрегата с резким ослаблением силовых воздействий со стороны корпуса и ротора, что способствует повышению надежности работы турбомашины при повышенных частотах вращения; получением концентричных статически определимых систем подвесок венца рабочих лопаток и ротора, обеспечивающих устойчивую работу турбомашины при повышенных частотах вращения; согласованием температурных расширений венца рабочих лопаток и направляющего аппарата, обеспечивающим поддержание постоянства величин зазоров в подшипниках на любых режимах работы турбомашины за счет выполнения направляющего аппарата с полками и венца рабочих лопаток с полками из однородных материалов, имеющих одинаковые коэффициенты температурных расширений, что при выполнении ступени в виде конструктивно самостоятельного агрегата и при омывании его элементов (направляющего аппарата и венца рабочих лопаток) рабочей средой, сохраняющей близкие значения температур в пределах последних, приводит к одинаковому их расширению; самоуплотнением элементов проточной части турбомашины, способствующим повышению КПД; поддержанием высокой частоты вращения турбомашины и повышенной ее виброустойчивости за счет самоустанавливаемости венца рабочих лопаток относительно как направляющего аппарата, так и ступицы ротора; указанная самоустанавливаемость обеспечена установкой опорной и упорного подшипников для венца рабочих лопаток во внутренней полости направляющего аппарата и установкой в осевых пазах внутренней полки венца с зазором шпонок, закрепленных в ступице ротора.

На чертеже изображена ступень турбомашины. Одна содержит ротор (диск) 9 со ступицей (силовой полкой) 8, венец рабочих лопаток 5 с осевыми пазами 6 во внутренней его полке, шпонки (радиальные штыри-пальцы) 10, направляющие аппараты (направляющие лопаточные венцы) 2 с выступающими козырьками в верхних полках, пористую втулку 3 опорного подшипника, пористые втулки 4 упорного подшипника, кольцевой фиксатор 7 втулки 3, уплотнительные подпружиненные пористые упорные втулки 12 и разрезную собранную внахлестку из нескольких секторов втулку 11, кольцевые фиксаторы 13 втулок 11 и 12, кольцевые пазы 14, каналы 15 в лопатках и каналы 16 в полках направляющего аппарата 2, штифты 22, кольцевые проточки 25, подпружиненные кольцевые усики 24, а также разъемный корпус 1 и кольцевой паз 17, канал 18, выточку 19 в нем, шпонки-фиксаторы 20, упругие шайбы 21, осевой зазор 23, зазоры δиΔ .

В качестве подшипников скользящего типа могут быть использованы либо газостатические, либо газодинамические, либо их комбинации, либо магнитные.

Для сохранения радиальных зазоров в подшипниках, подвергающихся нагреванию, целесообразно и рабочие венцы и направляющие аппараты, в которых размещаются эти подшипники, выполнять из однородного материала.

В многоступенчатых турбомашинах ступицы (силовые полки) всех ступеней целесообразно жестко связать между собой.

Внутренняя и наружная полки (ободы) венца рабочих лопаток могут быть выполнены полыми либо сплошными.

Устройство работает следующим образом.

В неподвижные каналы (сопла), сформированные лопатками в направляющем аппарате 2, расположенном в выточке 19 корпуса 1, поступает рабочая среда с давлением Ро и температурой to. Начальное давление Ро выше, чем давление Р2 за турбомашиной, поэтому рабочая среда обладает запасом тепловой (потенциальной) энергии, которая преобразуется в механическую работу по известному для турбин принципу. Одновременно рабочая среда, пропущенная через фильтры (не показаны), подается через каналы 18 в корпусе 1 к кольцевым пазам 17, а затем через соответствующие каналы 15, 16 и пазы 14 в направляющем аппарате поступает на пористые втулки 3 и 4 опорного и упорного подшипников, а также на уплотнительные подпружиненные пористые втулки 11 и 12, хорошо уплотняющие соответственно радиальный и осевые зазоры в ступени турбомашины. При наборе оборотов венец рабочих лопаток 5 устанавливается с определенным эксцентриситетом относительно пористой втулки 3 и прижимается потоком рабочей среды к пористым втулкам 4. Пористые втулки 3 и 4 в свою очередь опираются на направляющий аппарат 2, выставляемый в выточке 19 корпуса 1 подобно диафрагмам паровых турбин при помощи шпонок-фиксаторов 20 с упругими шайбами 21 и штифтов 22 с расчетными зазорами. При этом венец рабочих лопаток 5, имеющий по внутреннему периметру осевые пазы 6, связан со ступицей 8 посредством шпонок 10, закрепленных в ступице 8 и установленных в указанных пазах 6 с зазорами, обеспечивающими самоустанавливаемость венца 5 относительно втулок 3 и 4, а также, естественно, и относительно ступицы 8. Кроме того, между внутренней кромкой венца 5 и наружной кромкой ступицы 8 также устанавливается зазор Δ , величина которого задается такой, чтобы исключить касания указанных выше кромок во время работы турбомашины.

В результате принятых технических решений ротор 9 разгружается от воздействия центробежных сил со стороны рабочего венца 5 и может быть изготовлен довольно легким, венец 5 работает на сжатие и может быть изготовлен из керамики, выдерживающей сжимающие напряжения, почти на порядок превышающие допустимые растягивающие напряжения, а также создана статически определимая система подвесок венца 5 и ротора 9: подшипники венца - венец - ротор - подшипники ротора.

В итоге указанные принятые технические решения в сочетании с использованием нового типа подшипников позволяют резко увеличить быстроходность турбомашины.

Для уменьшения протечек в проточной части турбомашины, а следовательно, и увеличения ее КПД установлены уплотнительные подпружиненные пористые втулки 11 и 12, охлаждаемые рабочей средой, просачивающейся через их поры. Уменьшению протечек способствует и тот факт, что используемый тип подшипников имеет очень малые зазоры.

Для предотвращения попадания загрязненной рабочей среды в осевые зазоры 23 в пазах полок направляющего аппарата 2 установлены подпружиненные кольцевые усики 24.

С целью снижения напряжений в выходных кромках лопаток вблизи последних в полках направляющего аппарата и венца рабочих лопаток выполнены кольцевые проточки 25.

Обоснование выбранных соотношений.

Относительно величин создаваемых зазоров δиΔ следует отметить следующее:
1) величины зазоров δиΔ определяются для каждого конкретного случая;
2) величина зазора δ должна быть не меньше величины радиального зазора С в применяемых опорных подшипниках; так, например, для газостатических подшипников при относительной длине λ = 1. . . 2 (λ = = l/d) радиальный зазор С составляет около 15. . . 10 мкм, а при λ = 0,3. . . 1 С = 30. . . 20 мкм (Давыдов А. Б. и др. Расчет и конструирование турбодетандеров. М. : Машиностроение, 1987, с. 169); 3) на величину зазора Δ накладываются два ограничения: во-первых, с целью обеспечения нужного эксцентриситета в опорном подшипнике должно соблюдаться соотношение Δ≥δ; во-вторых, из-за отклонений упорного подшипника от перпендикулярности возникает второе ограничение; так, при изготовлении деталей турбомашины по нормам общего машиностроения (степень точности 3 или 4) предельное отклонение упорного подшипника от перпендикулярности составит угол θ≈ 0,1˙10-3 град (см. там же, 172), что при ширине венца рабочих лопаток, например, b = 80 мм приводит к второму ограничению Δ≥b ˙tg θ = 0,14 мкм; окончательно: Δ≥δ≥C.

Таким образом, изобретение обеспечивает:
1) увеличение быстроходности турбомашины, так как в результате принятых технических мероприятий устранены препятствия на пути увеличения теплоперепада, срабатываемого в ступени, приводящего к увеличению скорости движения рабочей среды в ней, а для сохранения наивыгоднейшего отношения скоростей U/C1t, приводящего и к увеличению окружной скорости вращения венцов рабочих лопаток (см. Васильев В. К. Теория судовых турбин. Л. : Судпромгиз, 1955, с. 5);
2) повышение КПД турбомашины как вследствие увеличения быстроходности, что ведет к уменьшению количества ее ступеней, а значит, к уменьшению суммарных потерь (см. с. 187, 333 Васильев В. К. и с. 81. 82 Маликов И. В; Современные паровые турбины морских судов. М. : Морской транспорт, 1960), так и вследствие хорошего уплотнения проточной части турбомашины;
3) уменьшение массогабаритных показателей турбомашины как вследствие увеличения ее быстроходности, так и вследствие возможности применения легких керамических материалов для изготовления элементов проточной части турбомашины. (56) 1. Авторское свидетельство СССР N 1087675, кл. F 01 D 1/04, 1986.

2. Решетов Л. Н. Самоустанавливающие механизмы. М. : Машиностроение, 1979, с. 64.

3. Турбостроение, N 2, М. , ВИНИТИ, 1984, с. 10.

4. Европейский патент N 0042345, кл. F 04 D 29/04, опублик. 1982.

5. Решетов Л. Н. Самоустанавливающие механизмы. М. : Машиностроение, 1979, с. 65.

6. Патент США N 3635577, кл. F 01 D 1/04, опублик. 1972.

7. Заявка Франции N 2333945, кл. F 01 D 1/04, опублик. 1977.

Похожие патенты RU2005890C1

название год авторы номер документа
СТУПЕНЬ ТУРБОМАШИНЫ 1990
  • Стрикица Борис Иванович
RU2018697C1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1991
  • Стрикица Борис Иванович[Ua]
RU2027054C1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 1990
  • Стрикица Борис Иванович
RU2011852C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614709C1
Компрессор низкого давления газотурбинного двигателя авиационного типа (варианты) 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Илясов Сергей Анатольевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Савченко Александр Гаврилович
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2614708C1
ТУРБОМАШИНА С ВСТРОЕННЫМ ПУСКАТЕЛЕМ-ГЕНЕРАТОРОМ (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Франше Мишель
  • Пикар Жан-Луи
RU2321755C2
ТУРБОГЕНЕРАТОР ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2007
  • Пак Александр Александрович
  • Лобода Борис Николаевич
  • Белов Леонид Владимирович
  • Каверзнев Алексей Николаевич
  • Гительман Абрам Иосифович
  • Логинов Владимир Иванович
  • Кузнецов Виталий Михайлович
  • Маркитантов Борис Степанович
  • Маркитантов Игорь Борисович
  • Коломиец Александр Владимирович
  • Горев Юрий Николаевич
  • Радионов Анатолий Александрович
RU2380547C2
Рабочее колесо четвёртой ступени ротора компрессора высокого давления (КВД) турбореактивного двигателя (варианты), диск рабочего колеса ротора КВД, лопатка рабочего колеса ротора КВД, лопаточный венец рабочего колеса ротора КВД 2016
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Сыроежкин Олег Васильевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2630919C1
ДИСК ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2014
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2565140C1
Способ работы установки погружного многоступенчатого центробежного насоса с полимерными рабочими колесами и установка для его реализации 2023
  • Трулев Алексей Владимирович
  • Шмидт Евгений Мстиславович
  • Клипов Александр Валерьевич
RU2810186C1

Реферат патента 1994 года СТУПЕНЬ ТУРБОМАШИНЫ Б.И.СТРИКИЦЫ

Использование: в турбостроении и компрессоростроении, а также может найти применение в насосостроении. Сущность изобретения: ступень турбомашины состоит из корпуса 1 с кольцевыми пазами 17, с каналами 18 и с выемкой 19, направляющих аппаратов 2 с козырьками на их верхних полках, с кольцевыми пазами 14 и с каналами 16, 15, пористой втулки 3 с фиксатором 7 для опорного и пористых втулок 4 для упорных подшипников, рабочего лопаточного венца 5 с осевыми пазами 6 во внутренней и кольцевыми проточками 25 в торцах внутренней и наружной его полках, кольцевой силовой полки 8 диска 9 со шпонками 10, опорной и упорных уплотнительных подпружиненных пористых втулок 11 и 12 с кольцевыми фиксаторами 13, подпружиненных кольцевых усиков 24, шпонок-фиксаторов 20, упругих шайб 21, штифтов 22, осевых зазоров 23, радиальных зазоров δ и D. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 005 890 C1

(57) 1. Ступень турбомашины, содержащая корпус с выемкой и установленные в ней рабочие лопатки с наружной и внутренней закрепленной в ступице ротора полками, направляющие аппараты, контактирующие с поверхностью полок упорные и опорные втулки, установленные над выходными отверстиями каналов для подвода рабочей среды, уплотнительные втулки и шпонки, отличающаяся тем, что, с целью увеличения быстроходности и повышения КПД турбины, направляющий аппарат снабжен внутренней и наружной имеющей расположенный над наружной полкой рабочих лопаток козырек полками и установлен в выемке корпуса, каналы для подвода рабочей среды выполнены в полках направляющего аппарата и козырьке, опорные втулки закреплены на торцевой поверхности полок направляющих лопаток, а упорная - в козырьке, во внутренней полке рабочих лопаток выполнены пазы, шпонки установлены в последних с зазором и закреплены в ступице ротора, причем направляющий аппарат с полками и рабочие лопатки с полками выполнены из однородных материалов.

2. Ступень по п. 1, отличающаяся тем, что в полках рабочих лопаток вблизи выходных кромок лопаток выполнены кольцевые проточки, а опорные, упорные и уплотнительные втулки выполнены пористыми.

RU 2 005 890 C1

Авторы

Стрикица Борис Иванович

Даты

1994-01-15Публикация

1989-05-06Подача