Изобретение касается технических тканей и может быть использовано в материалах с низким коэффициентом трения, которые могут применяться при перемещении длинномерных тяжелых грузов, а также в качестве подшипников скольжения в различных отраслях промышленности.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик путем повышения адгезии при пропитке.
На фиг.1 представлена антифрикционная однослойная ткань для композиционного материала, разрез; на фиг.2 - антифрикционная полутораслойная ткань, разрез; на фиг.З - антифрикционная двухслойная ткань.
Антифрикционная ткань для композиционного материала (фиг. 1) включает гидрофобные нити 1, собранные в пучки по несколько, например по девять, нитей. В частности, это могут быть политетрафторэ- тиленовые нити. Гидрофильные нити 2 также собраны в пучки по несколько, например по две, нитей. В качестве гидрофильных нитей 2 могут быть применены, в частности, хлопчатобумажные нити. Ткань выполнена однослойной. Пучки гидрофобных 1 и гидрофильных 2 нитей расположены в раппорте ткани в качестве основы и переплетены нитями 3 утка.
В качестве нитей 3 утка могут быть использованы гидрофобные или гидрофильные нити или их пучки. Во всех случаях
О
о ю
количество гидрофобных 1 больше гидрофильных 2 нитей.
Ткань-(фиг.2), входящая в состав антифрикционного материала, выполнена полуто- раслойной. Лицевой слой ткани содержит в раппорте по основе и/или по утку гидрофобные, например политетрафторэтиленовые, нити 6, собранные в чередующиеся группы пучков с большим и меньшим количеством нитей.
В ткани чередуются группы по два пуч- (са, причем в одной группе содержатся пучки С двенадцатью гидрофобными нитями 6, а в другой - с двумя гидрофобными нитями 6. Изнаночный слой содержит в раппорте по рснове и/или по утку гидрофильные, напри- Мер хлопчатобумажные, нити 7, собранные в чередующиеся группы пучков с большим и Меньшим количеством гидрофильных нитей 7.
В ткани чередуются группы по два пучка, причем в одной группе содержатся пучки По девять гидрофильных нитей 7, в другой - с двумя гидрофильными нитями. Эти пучки перевиты аримидными (полиимидными) нитями 8, в каждом пучке больше количества гидрофильных нитей 2 в пучке. Описанная ткань с металлической, например стальной, подложкой 4 соединена связующим 5.
Ткань (фиг.З), входящая в состав антифрикционного материала, выполнена двуслойной. Лицевой слой ткани содержит в раппорте по основе и/или по утку гидрофобные, например политетрафторэтиленовые, нити 11, собранные в чередующиеся группы пучков с большим и меньшим количеством нитей.
В ткани чередуются группы по два пучка, причем а одной группе содержатся пучки с девятью гидрофобными нитями 11, в другой - с двумя гидрофобными нитями 11. Изнаночный слой содержит в раппорте по основе и/или утку пучки с одинаковым количеством гидрофильных, например поливи- нилспиртовых, нигей 12. Группы гидрофобных ни гей 11 в лицевом слое перевиты гидрофобными, например политет- рафторэтиленовыми, нитями 13 и этими же нитями соединены с пучками гидрофильных нитей 12 изнаночной стороны. Пучки гидрофильных нитей 12 изнаночной стороны перевиты гидрофильными нитями 14. С металлической подложкой 15 ткань скреплена эпоксифенольным связующим 16.
Антифрикционная ткань для композиционного материала (фиг.2) работает следующим образом.
Благодаря тому, что количество гидрофобных нитей 1 в пучке больше, чем количество гидрофильных нитей 2 в пучке,
гидрофобные нити 1 образуют выступы и контртело (не показано) соприкасается с гидрофобными нитями 1. Поэтому гидрофильные нити 2 в трении не участвуют (имеющие
повышенный коэффициент трения), а трение контртела осуществляется по выступающим гидрофобных нитей 1. Если в качестве нитей 3 утка применены гидрофильные нити, то контртело, соприкасаю0 щееся с ними, уже смазано материалом гидрофобных нитей 1. Кроме того, благодаря соприкосновению контртела с антифрикционным композиционным материалом по выступающим пучкам гидрофобных нитей,
5 площадь этого контакта меньше, следовательно, давление больше, что снижает коэффициент трения при невысоких давлениях. В качестве подложки 9 использован стальной лист. Подложка 9 скреплена с антифрик9ционной тканью эпоксидным связующим 10. Работа антифрикционного композиционного материала осуществляется следующим образом. Благодаря тому, что в ткани имеются группы пучков с повышенным ко5 личеством гидрофобных нитей 6 и гидрофильных нитей 7, на поверхности антифрикционного композиционного материала образуются выступы. Контртело соприкасается при трении с выступами
0антифрикционного композиционного материала и тем самым улучшаются физико-механические свойства материала (снижаются коэффициент трения при низких нагрузках и коэффициент трения покоя).
5Благодаря тому, что нити в пучках не
скручены, а расположены параллельно друг другу, между нитями образуется свободное пространство, которое при изготовлении композиционного материала заполняется
0 связующим. В результате этого создается более прочное соединение между связующим и тканью (наполнителем), повышается износостойкость композиционного материала.
5 Формула изобретения
1.Антифрикционная ткань для композиционных материалов, содержащая гидрофильные и гидрофобные нити, раппорт которых по основе имеет чередующиеся
0 между собой разные по линейной плотности группы нитей, каждая из которых состоит из нитей с равной линейной плотностью, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем по5 вышения адгезии при пропитке, каждая из групп нитей представляет собой пучок параллельно расположенных нитей, не скрученных между собой.
2.Ткань по п.1, о тл ича ю ща я с я тем, 4jo раппорт по утку гидрофильных и гидрофобных нитей имеет чередующиеся между собой пучки параллельных, не скрученных между собой нитей с разным количеством нитей в пучках.
3. Ткань попп.1 и 2, отличающаяся тем, что пучки гидрофильных нитей имеют меньшее количество нитей, чем пучки гидрофобных нитей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вкладыш подшипника скольжения | 1990 |
|
SU1709136A1 |
Антифрикционная многослойная ткань | 1989 |
|
SU1726587A1 |
Антифрикционный материал | 1988 |
|
SU1590495A1 |
Самосмазывающийся подшипник скольжения | 1990 |
|
SU1739103A1 |
ТЕХНИЧЕСКАЯ ТКАНЬ ПОД ПОЛИМЕРНОЕ ПОКРЫТИЕ | 2001 |
|
RU2202014C2 |
Антифрикционная ткань | 1978 |
|
SU907094A1 |
ЯЧЕИСТАЯ ТКАНЬ ПОД ПОЛИМЕРНОЕ ПОКРЫТИЕ | 2002 |
|
RU2233919C2 |
Ячеистая ткань | 1987 |
|
SU1511294A1 |
ТКАНЬ ПЕРЕВИВОЧНОГО ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ, А ТАКЖЕ СПОСОБ И ТКАЦКИЙ СТАНОК ДЛЯ ЕЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2347022C1 |
Трехслойная ткань | 1990 |
|
SU1726588A1 |
Изобретение относится к техническим тканям, может быть использовано при создании антифрикционного композиционного материала, который предназначается как несущий слой при малых удельных нагрузках 5 - 25 кг/см2 при перемещении крупногабаритых изделий (при спуске судов, надвижке мостов), а также для изготовления подшипников и других узлов скольжения и позволяет улучшить эксплуатационные характеристики путем повышения адгезии при пропитке. Ткань имеет верхний слой, выполненный из гидрофобных, например, политетрафторэтиленовых нитей, собранных в группы пучков с разным количеством нитей. Второй нижний слой ткани состоит из гидрофильных нитей, обладающих хорошей адгезией к связующим. Антифрикционный слой соединен при помощи связующего с подложкой. Ткань может быть выполнена одно-, полуторо- и двухслойной. 2 з.п.ф-лы, 3 ил.
/ / 2
Фие.1
™гтч j г т
2 2
Фиг.2
Антифрикционная ткань | 1975 |
|
SU590383A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Антифрикционная ткань | 1978 |
|
SU907094A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-04-13—Подача