Способ выявления детонации в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием Советский патент 1991 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU1665252A1

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и служит для выявления детонации в ДВС с искровым замыканием.

Цель изобретения - повышение достоверности идентификации детонации ДВС.

На фиг.1 представлена блок-схема устройства, позволяющего реализовать предлагаемый способ; на фиг.2 - алгоритм работы устройства; на фиг.З - характерные формы вибросигналов, иллюстрирующие формирование огибающих вибросигналов; на фиг.4 - формирование эталонного сигнала.

Способ заключается в том что при работе двигателя регистрируют колебания, например стенок камеры сгорания, осуществляют фильтрацию этих колебаний, по меньшей мере в одном частотном диапазоне, соответствующем частоте колебаний при детонации, формируют огибающую этого сигнала а затем сравнивают ее с формой эталонного сигнала, предварительно определенного в том же частотном диапазоне путем осреднения серии огибающих сигналов датчика, полученных при работе двигателя на детонационном режиме Сравнение сигналов осуществляют по подобию форм

О

о ел ю ел

ю

указанных огибающих и на основе сравнения делают вывод о наличии или отсутствии детонации в двигателе.

Способ может быть реализован устройством, содержащим датчик 1 детонации, Например пьезоэлектрический акселеро- для регистрации колебаний стенок камеры сгорания, подключенный по меньшей мере через один полосовой фильтр 2 к блоку 3 формирования огибающей, включающему в себя пиковый детектор и низкочастотный фильтр, датчик 4 положения коленчатого вала и микропроцессорный счетно-аналитический блок, состоящий из аналого-цифрового преобразователя 5 (АЦП), арифметически-логического устройства б (АЛУ), постоянного запоминающего уртройства 7 (ПЗУ), оперативного запоминающего устройства 8 (ОЗУ), таймера 9, а тЬкже входного 10 и выходного 11 интерфейсов. Взаимосвязанная работа этих устройств осуществляется с помощью коммутатора 12.

Способ осуществляют следующим об- р азом.

Возникающие при работе двигателя колебания стенок камеры сгорания регистрируют датчиком 1 (кривая 13, фиг.З). Посредством полосового фильтра 2 осуществляют фильтрацию этого сигнала в одном из час- диапазонов, наиболее характерных для детонационного сгорания Затем с по- блока 3 формирования огибающей выделяют огибающую этого сигнала (кривая 14, фиг.З). В момент возможного возникновения детонации, определяемый с помощью датчика 4 положения коленчатого вЬла, из ПЗУ 7 микропроцессорного устройства считывается эталонный сигнал, соответствующий усредненному значению процесса изменения величины колебаний характеризующий форму огибающей при наличии детонации.

Данный эталонный сигнал предварительно получают следующим образом. Двигатель, работающий на заведомо детонационном режиме, исследуется описанным выше способом: возникающие при детонации в камере сгорания ДВС затухающие колебания давления газа в частотном диапазоне 5- 20 кГц воспринимаются датчиком 1, выделяются полосовым фильтром 2 и обрабатываются блоком 3, формирующим огибающую 15 сигнала. Из полученной при этом серии огибающих 16с помощью математической обработки определяется среднеарифметическая функция огибающей 17 (фиг.4). Преобразованная АЦП 5, она записывается в ПЗУ 7 и является эта- лонным сигналом, характеризующим

среднестатистический процесс протекания колебаний, регистрируемых датчиком при детонации в данном частотном диапазоне (фиг.З).

Идентификация детонационных циклов

производится путем сравнения формы огибающей сигнала, полученного с датчика, с эталонной формой огибающей, хранящейся в ПЗУ Это сравнение осуществляет АЛУ 6,

которое определяет параметры, характеризующие степень подобия формы сравниваемых кривых и интенсивность протекания процесса детонации. Так, если

F(t) - уровень огибающей обработанного сигнала датчика;

H(t) - эталонный сигнал, хранящийся в ПЗУ;

F(t)H(t) - коэффициент пропорциональности;

F(t)dt - постоянная составляющая;

L - длина анализируемого участка, то относительное отклонение формы огибающей от эталонной кривой Е0тн определяется из соотношения

30

dt

которое с учетом условий / Н ft) О и

Q

J H(t)J dt 1, после соответствующих преобразований принимает вид

vmt)2dt

к1

K2L

1

Если определенная таким образом величина Еотн не превышает некоторого выбранного по критерию минимально допустимого отклонения формы значения Е0тн, например 0,5, то цикл классифицируется как детонационный и выходное устройство микропроцессорного блока выдает сигнал о наличии детонации, который может быть использовано для корректировки управления углом опережения зажигания

Надежность идентификации детонации можно повысить, если анализировать сигнал датчика детонации на нескольких частотных диапазонах, характерных для детонационного сгорания. Для этого система оборудуется дополнительно полосовыми фильтрами и устройствами выделения огибающей сигнала в этих частотных диапазонах. В АЛУ каждая полученная огибающая сравнивается с соответствующей ей эталонной. Выходной управляющий сигнал о наличии детонации формируется лишь

при положительном решении о наличии детонации во всех измерительных каналах одновременно.

Таким образом, согласно предлагаемому способу, решение о наличии детонации принимается на основании сравнения формы огибающей сигнала с эталонной формой, характерной для наличия детонации, которая наиболее полно характеризуется не амплитудой отдельных составляющих, воспринимаемых датчиком колебаний, а формой огибающей процесса изменения этих колебаний. Сигналы, воспринятые датчиком от различных источников фонового шума недетонационного характера, даже при равных амплитудных значениях с эталонным сигналом, вследствие отличия формы огибающей не будут идентифицированы как детонационные. Улучшенная помехозащищенность способствует повышению чувствительности и, следовательно, повышает достоверность идентификации детонации.

Формула изобретения Способ выявления детонации в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием, заключающийся в том, что при

работе двигателя с помощью датчика регистрируют колебания стенок камеры сгорания, осуществляют фильтрацию этих колебаний, по меньшей мере в одном частотном диапазоне, соответствующем частоте колебаний при детонации, формируют огибающую этого сигнала, а затем сравнивают ее с формой эталонного сигнала, пред- варительно определенного в том же частотном диапазоне, и на основе сравнения делают вывод о наличии или отсутствии детонации в двигателе, отличающий- с я тем, что, с целью повышения достоверности идентификации детонации, в качестве эталонного используют сигнал в виде огибающей, полученный путем осреднения серии огибающих сигналов датчика, определенных при работе двигателя на детонационном режиме, а сравнение сигналов осуществляют по подобию форм указанных огибающих.

Похожие патенты SU1665252A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ 1994
  • Гирявец А.К.
  • Муравлев В.В.
RU2078323C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ ОШИБОК ИЛИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ В ЦИФРОВОМ УСТРОЙСТВЕ ОБРАБОТКИ СИГНАЛОВ 2001
  • Заулер Юрген
  • Торно Оскар
  • Хайнштайн Аксель
  • Клут Карстен
  • Хэминг Вернер
RU2287780C2
СПОСОБ ОБНАРУЖЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ОШИБОК ПРИ КОНТРОЛЕ РАБОЧИХ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2001
  • Франке Штеффен
  • Эберле Кристина
  • Клут Карстен
  • Хайнрих Детлеф
  • Эдельманн Томас
RU2271459C2
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ДЕТОНАЦИОННЫХ СТУКОВ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
  • Франке Штеффен
  • Торно Оскар
  • Хайнштайн Аксель
  • Клут Карстен
  • Хэминг Вернер
  • Бойерле Михаэль
RU2230931C2
СПОСОБ РАСПОЗНАВАНИЯ ДЕТОНАЦИОННЫХ СТУКОВ 2000
  • Франке Штеффен
  • Торно Оскар
  • Хайнштайн Аксель
  • Клут Карстен
  • Хэминг Вернер
  • Бэюрле Михаэль
RU2258833C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КОРРЕКЦИИ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ ЗАЖИГАНИЯ 1990
  • Гутцайт Л.Э.
  • Пустельников С.Г.
  • Тютина С.В.
RU2028501C1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2002
  • Язынин М.П.
RU2214586C1
УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИИ И СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТОНАЦИИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2008
  • Канеко Рихито
  • Касасима Кендзи
  • Йосихара Масатомо
  • Сенда Кендзи
  • Ханаи Норихито
  • Ямасако Ясухиро
  • Такемура Юити
RU2424497C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Бабошин Андрей Александрович
  • Малышев Владимир Сергеевич
RU2451276C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 665 252 A1

Реферат патента 1991 года Способ выявления детонации в двигателе внутреннего сгорания с искровым зажиганием

Изобретение относится к измерительной технике и служит для обнаружения детонации в двигателях внутреннего сгорания (ДВС) с искровым зажиганием. Целью изобретения является повышение достоверности идентификации детонации в ДВС. Способ определения детонации в ДВС заключается в том, что с помощью датчика регистрируют колебания, например, стенок камеры сгорания по меньшей мере в одном частном диапазоне, соответствующем частоте колебаний при детонации, осуществляют фильтрацию этих колебаний, формируют огибающую этого сигнала, а затем сравнивают ее с эталонным сигналом, определенным в том же частотном диапазоне, и на основе оценки подобия формы сравниваемых кривых делают вывод о наличии или отсутствии детонации в двигателе. В качестве эталонного используют сигнал в виде огибающей, полученный путем осреднения серии огибающих сигналов датчика, определенных при работе двигателя на детонационном режиме. Поскольку детонация в камере сгорания двигателя, воспринимаемая датчиком колебаний, наиболее полно характеризуется формой огибающей процесса изменения колебаний, а не амплитудой отдельных составляющих, предлагаемый способ обеспечивает повышение достоверности идентификации детонации. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 665 252 A1

J

72

Запуск таймера

№о Иет тмера

Да

ВВод уробня сигнала с АЦП

I

Ввод из ПЗУ уровня эта- лонной огибающей

Ъне$

фидающеи).Вгп s

Да .

Расчет коэффициент, nodtfi Фиг.1

Фиг.3

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1665252A1

Патент США N54346516, кл.73-35, 1982.

SU 1 665 252 A1

Авторы

Гирявец Александр Константинович

Теремякин Павел Геннадиевич

Наджаров Самсон Гургенович

Кохно Владимир Васильевич

Муравлев Виктор Вячеславович

Тупикин Владимир Николаевич

Филимонова Нина Михайловна

Синичкин Дмитрий Николаевич

Шмидт Юлия Спиридоновна

Даты

1991-07-23Публикация

1989-06-30Подача