Реактор с движущимся слоем катализатора Советский патент 1991 года по МПК B01J8/12 

Описание патента на изобретение SU1666175A1

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к конструкции реакторов для проведения каталитических процессов, таких, как каталитический риформинг, дегидрирование парафинов и т.д.

Цель изобретения - повышение эффективности работы реактора за счет более полной и равномерной замены отработанного катализатора свежим с одновременным улучшением технологичности его сборки.

На фиг.1 показан общий вид реактора, разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - конструктивное решение нижней части реактора; на фиг.4 - вид Б на фиг.З; на фиг. 5 - сечение В-В на фиг.4; на фиг. 6 -10 эпюры вертикальной составляющей скоростей.

Реактор с движущимся слоем катализатора состоит из цилиндрического корпуса 1, верхнего 2 и нижнего 3 днищ, штуцера ввода газосырьевой смеси (ГСС) 4 и штуцера вывода продуктов реакции (ПР)5, кольцевой катализаторной камеры 6, наружной 7 и внутренней 8 перфорированных обечаек. Верхняя часть катализаторной камеры 6 соединяется с загрузочными трубами 9, нижняя - с помощью сборного ложного конического днища 10-с размещенными на его поверхности тормозными элементами 11 и состоящего из отдельных кольцевых секторов 12 переходит в кольцевой выгружС

с о

VJ ел

ной канал 13, образованный наружной 1-4 и внутренней 15 обечайками. Внутри кольцевого выгружного канала установлены направляющие воронки 16 (фиг.2-5), каждая из которых состоит из двух наклонных пластин 17 и 18, шириной, соответствующей ширине выгружного кольцевого канала 13. Одним концом воронки жестко соединяются с центрирующей втулкой 19, свободно вставляемой в верхний конец разгрузочных труб 20, чем достигается фиксация воронок 16 в строго определенном положении. Стыковка соседних воронок.осуществляется в месте контакта свободных концов пластин. При этом отогнутый конец 21 одной из них перекрывает образующуюся между ними монтажную щель. Тем самым исключается попадание частиц катализатора в свободное пространство кольцевого выгружного канала под пластинами и исключается заклинивание воронок при их демонтаже. На определенном расстоянии от центрирующей втулки 19 пластины 17 и 18 соединяются между собой жесткой перемычкой 22.

На внутренней 15 и наружной 14 обечайках располагаются опорные устройства 23, выполненные в виде непрерывных выступов, плотно прилегающих снизу к пластинам 17 и 18 направляющих воронок 16 вдоль линии их контакта со стенками кольцевого выгружного канала 13. Эти опорные устройства, перекрывая монтажную щель, препятствуют просыпанию частиц катализатора под направляющие воронки.

Предусматривается эксплуатация реактора в следующих режимах: со стационарным слоем катализатора (движение катализатора в катализаторной камере отсутствует); с движущимся слоем (в этом случае происходит постоянная замена закоксованного катализатора, выводимого из нижней части реактора, свежим, поступающим в реактор сверху); полунепрерывный режим работы (сочетание первого и второго режимов работы. В этом случае замена отработанного катализатора свежим начинается по достижении на нем заданного содержания кокса).

Реактор работает следующим образом.

ГСС, поступив в реактор через штуцер 4, направляется в кольцевой зазор между корпусом 1 и наружной обечайкой 7. Далее газовый поток через перфорированную обечайку в радиальном направлении поступает в катализаторную камеру 6, из нее - во внутреннюю перфорированную обечайку 8 и затем выводится из аппарата через штуцер 5. Подача свежего катализатора в катализаторную камеру 6 с целью замены им отработанного с последующим направлением последнего на регенерацию производится с помощью загрузочных труб 9. Для гравитационного потока сыпучего материала в кольцевом канале с вертикальными стенками в отсутствии фильтрации газа характерно, как и для цилиндрических каналов, наличие двух основных участков с различным движением частиц.

Участок Г стабилизированного движе0 ния занимает почти всю высоту канала и характеризуется безградиентным по скорости движением частиц, отсутствием у них взаимных смещений и поперечных перемещений. Частицы движутся по вертикальным

5 траекториям.

Участок D выпуска характеризуется ускоренным движением частиц к выпускному отверстию разгрузочных труб 20 с относительным и взаимным смещением. Частицы,

0 прилегающие к внутренней перфорированной обечайке 8, движутся вертикально, а отстоящие от нее - по наклонным сходящимся траекториям. Скорость катализатора на этом участке потока снижается в направ5 лении от оси канала к периферии.

При наличии поперечной фильтрации газов в движущемся потоке частиц происходят определенные изменения (фиг 7). Под действием гидродинамического давления

0 газового потока движущийся слой частиц стремится отжаться от наружной перфорированной обечайки 7 и прижаться к внутренней 8. В результате давление твердого материала на внутреннюю обечайку возра5 стает, а на наружную - падает. Соответствующим образом изменяются и силы трения на боковой поверхности слоя. Это приводит к нарушению безградиентного движения частиц на участке Г стабилизированного

0 движения, в слое развивается неравномерное послойное течение. Скорость нисходящего движения сыпучего материала в потоке нарастает в направлении от оси канала к периферии. Развитию неравномер5 ности способствует и переменность гидродинамического давления в поперечном сечении кольцевого канала, обусловленная постоянным нарастанием скорости фильтрации газового потока по мере его

0 проникновения в глубину слоя. На участке выпуска Д с усилением фильтрации газа профиль скоростей частиц катализатора приобретает такой же вид, как и на участке Г. Заполнение кольцевого выгружного ка5 нала 13 осуществляется главным образом частицами быстротечных слоев, формирующихся в области, прилегающей к нижнему концу наружной перфорированной обечайки 7 и скользящих далее в радиальном направлении по поверхности конического днища 10. Здесь, в отличие от остальных областей, катализатор движется в условиях прямоточной фильтрации газа, чем и объясняется его повышенная скорость.

Тормозные элементы 11 (фиг. 1,8) позволяют затормозить движение катализатора вдоль конического днища 10, что приводит к выравниванию скоростного профиля потока на участке Д выпуска и, в конечном счете, обеспечивает равномерное движение материала по всей длине катализаторной камеры 6. В качестве тормозных элементов могут быть использованы как отдельно стоящие вертикальные элементы 11 (фиг.8) или наклонные пластины, расположенные ради- ально или под углом к направлению движения катализатора по ложному коническому днищу, так и конструкции из отдельных пластин, жестко соединенных между собой, а также кольцевые пороги.

Экспериментально установлено, что можно эффективно управлять скоростью отдельных слоев катализатора (сыпучего материала) при его движении внутри реактора, варьируя высоту и количество тормозных элементов. Исследования проводились для тормозных элементов, выполненных в виде вертикальных, радиально расположенных ребер, которыми могут являться и стыковые опорные фланцы отдельных секторов составного ложного конического днища. Этот вариант выполнения тормозных элементов является предпочтительным, поскольку является наиболее технологичным.

Для обеспечения тормозного эффекта минимальная высота Н ребер должна составлять Н 10 dk, где dk - диаметр частиц катализатора, а их количество п определяется минимальным расстоянием между ними L L 20dk.

Конкретное значение высоты и количества тормозных элементов зависит от скорости фильтрации газа в слое катализатора задаваемым видом каталитического процесса и его технологическими параметрами.

Однако следует отметить, что действие тормозных элементов 11 направлено в первую очередь на достижение равномерности движения в пределах, одного продольного сечения потока. Полного равенства скоростей частиц в соседних продольных сечениях по всей длине потока они не обеспечивают. Это оказывается возможным лишь при организации равномерного движения частиц в выпускном отверстии катализаторной камеры 6, т.е. на входе в выгрузной канал 13. Из-за отсутствия фильтрации газа течение катализатора

в нем подчиняется законам свободного движения (фиг. 8,9). В этом случае обеспечение равномерного движения материала на входе в кольцевой выгружной канал 13 возможно лишь тогда, когда его высота превышает максимальную высоту Н выходного участка, формирующегося над входными отверстиями разгрузочных труб 20. Верхний уровень выходного участка определяется условной

границей С (фиг.Ю) перехода от равномерного стержневого движения слоя к неравномерному, проходящей через вершины зон ЖСЕ, которые ограничены коническими поверхностями с образующими, наклоненными к горизонтали под углом динамического откоса Р 65-70° и отделяющими зону потока с относительно быстрым движением твердых частиц от периферийных с медленно движущимся и полностью неподвижным материалом. Максимальная высота выходного участка Н определяется выражением

H(l-f)tg/.(1)

где 1-расстояние от точки С до оси нагрузочной трубы,

d - внутренний диаметр разгрузочной трубы.

Принимая, с целью уменьшения разме- ров застойных зон катализатора в кольцевом канале 13, d Д , где А - ширина кольцевого выгружного канала, получим

)

.t9((-cos2|4 r

35

40

где R - радиус внутренней обечайки 15 выгружного кольцевого канала 13, а величина угла (р при равномерном расположении по сечению канала 13 N числа разгрузочных

труб 20 составит р (л 180°).

С учетом (2) и максимального значения угла / 70° минимальная высота кольцево- го выгружного канала 13 может быть определена из выражения

,75 (2F2+3F + 1)()+i -1

(3)

Для ликвидации застойных зон катализатора в кольцевом выгружном канале 13 применяются легкосъемные направляющие воронки 16 (фиг. 3,4). Угол наклона их пластин 17 и 18 зависит от свойств сыпучего материала и ограничен с одной стороны углом естественного откоса осыпания, превышающим угол естественного откоса в среднем на 20% и равный 30-43° для хорошо сыпучих материалов, с другой - угол динамического откоса / 65-70°.

Для обеспечения бесперебойного поступления катализатора в разгрузочные трубы 20 и вывода его из аппарата с целью предотвращения сводообразования над выпускными отверстиями воронок имеются перемычки 22, жестко соединенные с пластинами 17 и 18. Одновременно перемычки 22 придают воронкам 16 необходимую жесткость, а также облегчают их демонтаж из выгружного канала 13 при проведении профилактического осмотра.

Формула изобретения 1. Реактор с движущимся слоем катализатора, содержащий вертикальный корпус с днищем, штуцера ввода газосырьевой смеси и вывода продуктов реакции, катализа- торную камеру и выгружной канал, снабженный направляющими воронками и загрузочными и разгрузочными трубами, о т- личающийся тем, что, с целью повышения эффективности работы реактора за счет более Тюлной и равномерной замены отработанного катализатора свежим с одновременным улучшением технологичности его сборки, катализаторная камера снабжена ложным коническим днищем с,тормозными элементами, размещенными на его внутренней поверхности, и центрирующими

втулками, свободно установленными в верхних концах разгрузочных труб, направляющие воронки выполнены в виде жестко соединенных между собой перемычками отдельных пластин, нижние концы которых жестко соединены с центрирующей втулкой, а верхние - отогнутые, установлены с возможностью перекрытия монтажных щелей, при этом минимальная высота кольцевого выгружного канала удовлетворяет условию

,75х

15

(2 FZ + 3F + 1 )(1 )

5ттг-а/

Н - минимальная высота кольцевого выгружного канала;

Л- ширина кольцевого выгружного канала, А dB + 2 д ,

где de - внутренний диаметр центрирующей втулки, д - толщина ее стенки;

R - радиус внутренней обечайки кольцевого выгружного канала;

N - число разгрузочных труб. 2. Реактор по п. 1,отличающийся тем, что ложное коническое днище выполнено составным в виде отдельных кольцевых секторов, боковые стенки которых выполнены в виде стыковых опорных фланцев одно- временно являющихся тормозными элементами.

3. Реактор по п.1,отличающийся тем, что пластины направляющих воронок размещены под углом 30-70° к горизонтали, а кольцевой выгружной канал снабжен опорными устройствами, размещенными на

обечайках канала.

Газосырьедая

Похожие патенты SU1666175A1

название год авторы номер документа
Реактор с движущимся слоем катализатора 1989
  • Николаев Сергей Павлович
  • Мамонтов Геннадий Васильевич
  • Мухин Иван Иванович
  • Феофанов Игорь Сергеевич
  • Мельников Семен Михайлович
  • Медведев Александр Иванович
  • Скипин Юрий Анатольевич
  • Лобанов Евгений Леонидович
  • Ковров Геннадий Георгиевич
SU1797988A1
Реактор с движущимся слоем катализатора 1990
  • Николаев Сергей Павлович
  • Феофанов Игорь Сергеевич
  • Мухин Иван Иванович
  • Мельников Семен Михайлович
SU1710119A1
Каталитический реактор 1990
  • Мухин Иван Иванович
  • Николаев Сергей Павлович
  • Феофанов Игорь Сергеевич
  • Мельников Семен Михайлович
SU1710118A1
РЕАКТОР С ДВИЖУЩИМСЯ СЛОЕМ КАТАЛИЗАТОРА 1994
  • Воробьев Б.Л.
  • Лобанов Е.Л.
  • Карпов С.Д.
  • Лычагин В.Ф.
RU2064823C1
Реактор с движущимся слоем катализатора 1985
  • Лобанов Евгений Леонидович
  • Скипин Юрий Анатольевич
  • Ковров Геннадий Григорьевич
  • Гущевский Адольф Борисович
SU1299618A1
Каталитический конвертор газа 1989
  • Мешенко Николай Трофимович
  • Веселов Валентин Васильевич
  • Вовк Наталья Ивановна
  • Круглянский Владимир Яковлевич
  • Сявриков Александр Яковлевич
SU1655554A1
УСТАНОВКА КАТАЛИТИЧЕСКОГО РИФОРМИНГА С НЕПРЕРЫВНОЙ РЕГЕНЕРАЦИЕЙ КАТАЛИЗАТОРА 2019
  • Лебедской-Тамбиев Михаил Андреевич
  • Калабин Дмитрий Александрович
  • Ермоленко Алла Дмитриевна
  • Шишкин Сергей Николаевич
  • Яблоков Алексей Сергеевич
  • Александров Денис Сергеевич
  • Дьяченко Константин Васильевич
  • Воронина Юлия Вадимовна
  • Чулков Константин Сергеевич
  • Черненко Александр Алексеевич
  • Завьялова Наталья Николаевна
  • Ханова Наталия Геннадиевна
RU2727887C1
Пневматическая флотационная машина 1991
  • Злобин Михаил Николаевич
  • Пермяков Георгий Петрович
  • Злобин Евгений Михайлович
SU1814924A1
РЕАКТОР С ГРЕЮЩЕЙ СТЕНКОЙ 2016
  • Каданцев Владимир Васильевич
RU2706050C2
АППАРАТ ДЛЯ КОНТАКТИРОВАНИЯ ТВЕРДОЙ И ЖИДКОЙ ФАЗ 1992
  • Муллов В.М.
  • Чернов В.К.
  • Войлошников Г.И.
  • Червонин В.М.
RU2036723C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 666 175 A1

Реферат патента 1991 года Реактор с движущимся слоем катализатора

Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к конструкции реакторов для проведения каталитических процессов, таких, как каталитический риформинг, дегидрирование парафинов, и позволяет повысить эффективность работы реактора за счет более полной и равномерной замены отработанного катализатора. Реактор с движущимся слоем катализатора содержит корпус с днищами, штуцера ввода и вывода газового потока, катализаторную камеру, кольцевой выгружной канал, загрузочные и разгрузочные трубы. Новым в реакторе является установка сборного ложного конического днища с размещенными на его внутренней поверхности тормозными элементами, направляющие воронки, установленные в кольцевом выгрузном канале высотой, обеспечивающей равномерное поступление в него катализатора. 2 з.п.ф-лы, 10 ил.

Формула изобретения SU 1 666 175 A1

in

Vj&

TV:; . ,

Т j :v

8

.I

8

Ч

. Свежий

катализатор 2

:v

.I

Щ

.-1:

Л

Отработанный катализатор

Продукты реакции

/6

Фаг. 2

ю fсс CD со

te $

«tss

Свежий катализатор (св. кр)

-4

Отработанны т катализатор с (Отр.к-р)J фиг6

ё

01

.. .. - - - i/.-.-

.--iVv.

gr ---1:;-; -- - :--- т

e rr : - ..- - .

A.. Yf3-L

Qo

fc fc - « « 4

. ь i ;Ч

5

Л

гл-Х -. -: уЧУs

k

J o a

Траектории дбихения твердых частиц

Эпюры бертикальной составляющей скоро стей частиц на участках стадилизиро- оаиного ддимения и быпуско J

0ЧЗ.Ю

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1666175A1

Патент США № 3706536
кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США N° 4567023, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 666 175 A1

Авторы

Николаев Сергей Павлович

Мамонтов Геннадий Васильевич

Мухин Иван Иванович

Феофанов Игорь Сергеевич

Мельников Семен Михайлович

Лукьянов Виктор Алексеевич

Скипин Юрий Анатольевич

Лобанов Евгений Леонидович

Ковров Геннадий Георгиевич

Лычагин Виктор Федорович

Даты

1991-07-30Публикация

1989-08-11Подача