Изобретение относится к машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных машин.
Целью изобретения является упрощение управления коробкой передач и расширение диапазона передаточных отношений за счет кинематической схемы коробки.
На фиг.1 показана кинематическая схема предлагаемой коробки передач; на фиг.2 - пример выполнения той же схемы с перестановкой местами второго и третьего рядов.
Планетарная коробка передач содержит входной 1 и выходной 2 валы, шесть элементов управления: четыре тормоза 3-6 и две муфты 7-8 и три планетарных ряда, каждый из которых включает два центральных колеса и водило с сателлитами. Первый планетарный ряд содержит центральное колесо 9 с наружными зубьями, центральное колесо 10 с внутренними зубьями и водило
11 с сателлитами Второй ряд включает центральное колесо 12 с наружными зубьями, центральное колесо 13 с внутренними зубьями и водило 14 с сателлитами. Третий ряд содержит центральное колесо 15 с наружными зубьями, центральное колесо 16 с внутренними зубьями и водило 17 с сателлитами.
Входной вал 1 соединен с центральным колесом 9 и муфтой 7 с водилом 11 первого ряда. Водило 11 соединено с центральным колесом 13 второго ряда и тормозом 3. Центральное колесо 10 первого ряда соединено с тормозом 4. Выходной вал 2 соединен с центральным колесом 16 третьего ряда и водилом 14 второго ряда. Центральные колеса 12 и 15 соответственно второго и третьего рядов соединены между собой и связаны муфтой 8 с центральным колесом 10 первого ряда и с тормозом 5. Водило 17 третьего ряда соединено с тормозом 6.
О
о
ю .&. о
Планетарная коробка передач работает следующим образом.
Для получения определенного передаточного отношения необходимо включить два элемента управления.
В таблице приведены величины передаточных отношений на каждой из передач, указаны включенные на каждой из передач элементы управления (передаточные отношения получены для отношений числа зубьев центрального колеса с внутренними зубьями к числу зубьев центрального колеса с наружными зубьями для первого, второго и третьего рядов соответственно 1,927; 1.927 и 2,151).
На первой передаче включены тормоз б и муфта 8. Мощность от входного вала передается на выходной по нескольким потокам. Первый поток идет через центральное колесо 9 на водило 11 и связанное с ним центральное колесо 13, далее поток разделяется на две части: первая часть передается на выходной вал 2 через водило 14, вторая часть - через центральные колеса 12, 15 и 16.
Второй силовой поток передается на выходной вал 2 через центральное колесо 10, муфту 8 и центральные колеса 15 и 16.
Оба силовых потока суммируются на выходном валу 2.
На второй передаче включены тормоза 4 и 6.
Мощность передается через центральное колесо 9 и водило 11 на колесо 13. Далее поток разделяется на две части: первая часть передается через водило 14, вторая часть - через центральные колеса 12 и 15 на центральное колесо 16 и связанный с ним выходной вал 2.
На третьей передаче включены тормоза 4 и 5.
Мощность передается через центральное колесо 9, водило 11, центральное колесо 13 и водило 14 на выходной вал 2.
На четвертой передаче включены тормоз 6 и муфта 7.
Мощность передается на центральное колесо 13, далее поток мощности разделяется на две части и передается на выходной вал аналогично второй передаче.
На пятой передаче включены тормоз 5 и муфта 7.
Мощность от входного вала 1 через муфту 7 передается на центральное колесо 13, далее на водило 14 и выходной вал 2.
На шестой передаче включены две муфты 7 и 8.
Указанные муфты блокируют все звенья коробки, обеспечивая прямую передачу. На передаче заднего хода включены тормоз 3 и муфта 8.
Мощность передается через центральное колесо 9 на центральное колесо 10, от которого приводятся во вращение центральные колеса 12 и 15 и водило 14. связанное с выходным валом 2.
Выполнение коробки с кинематической схемой по фиг.2 может быть более приемлемо в конструктивном плане за счет более благоприятного расположения опор выходного вала 2.
Таким образом, планетарная коробка за
счет эффективного использования элементов управления и особенностей кинематиче- ской схемы обеспечивает простоту управления и большой диапазон передаточных отношений.
Формулаизобретения Планетарная коробка передач, содержащая входной и выходной валы, три плане- тарных ряда, включающих каждый
центральное колесо с наружными зубьями, центральное колесо с внутренними зубьями, водило с сателлитами, шесть элементов управления, состоящих из тормозов и муфт, выходной вал соединен с центральным колесом с внутренними зубьями третьего ряда и водилом второго, водило третьего ряда связано с первым тормозом, центральные колеса с наружными зубьями второго и третьего рядов соединены между собой и
связаны с вторым тормозом, отличающаяся тем, что, с целью упрощения управления коробкой передач и расширения диапазона передаточных отношений, входной вал соединен с центральным колесом с наружными зубьями и первой муфтой с водилом первого ряда, центральное колесо с внутренними зубьями второго ряда соединено с водилом первого и третьим тормозом, центральные колеса с наружными
зубьями второго и третьего рядов соединены второй муфтой с центральным колесом с внутренними зубьями первого ряда, а последнее связано с четвертым тормозом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1698538A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1991 |
|
RU2097624C1 |
Планетарная коробка передач | 1985 |
|
SU1359525A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1705648A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1985 |
|
SU1301730A1 |
Планетарная коробка передач | 1991 |
|
SU1796813A1 |
Планетарная коробка передач | 1989 |
|
SU1726871A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1728555A1 |
Планетарная коробка передач | 1990 |
|
SU1730490A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2045417C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к трансмиссиям транспортных машин. Цель изобретения - упрощение управления коробкой и расширение диапазона передач за счет кинематической схемы коробки. Коробка содержит входной и выходной валы, шесть элементов управления, состоящих из тормозов и муфт, три планетарных ряда, включающих каждый два центральных колеса и водило с сателлитами. При включении двух элементов управления коробка обеспечивает шесть передач вперед и одну передачу заднего хода. 2 ил.
Проектирование трансмиссий автомобилей./ Справочник под общей ред | |||
А.И.Гришкевича, М., 1984, с | |||
Автоматическая акустическая блокировка | 1921 |
|
SU205A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1991-08-15—Публикация
1989-05-03—Подача