Известны центробежные сцепления для самодвижущихся ман1ин с двигателем внутреннего сгорания, содержащие колодочную центробежную муфту с колодками, закрепленны.ми на маховике двигателя, дисковую предохранительную муфту, ведущим элементом которой служит ведомый барабан центробежной муфты и муфту свободного хода, состоящую из наружного и внутреннего колец и сепаратора с роликами.
Особенностью описываемого сцепления является то, что наружное кольцо муфты свободного хода, выполненное с заклинивающими поверхностями, связано с ведомым элементом предохранительной муфты, а внутреннее кольцо - с первичным валом коробки передач.
Благодаря такой связи муфты свободпого хода обеспечивается разъединение трансмиссии при умепьщении оборотов коленчатого вала двигателя и соединение ее при увеличении оборотов.
Кроме того, для блокирования трансмиссии при торможении автомобиля двигателем муфта свободного хода выполнена с заклинивающими поверхностями двухстороннего действия и снабл ена скобой со стопором сепаратора, управляемым из кабины водителя.
В картере сцепления 1 па фланце коленчатого вала 2 двигателя закреплен маховик 3. На нем с помощью пальцев 4, шайб 5 и пружин 6 закреплены колодки 7. Эти колодки под
действием центробежной силы деформируют пружипы и, перемещаясь радиально, прижимаются к барабану 8. Диск барабана установлен на корпусе 9 муфты свободного хода и зажат между фланцем этого корпуса и нажимным диском 10 предохраните.1ьной муфты, нагруженным усилиями пружины 11, опирающейся на кольцо 12. В корпусе муфты свободного хода, соединенном с крышкой 13 болтами, запрессовано наружное кольцо 14,
имеющее внутреннюю цилиндрическую рабочую поверхность с заклиниваюн ими поверхностями. Ролики 15 муфты свободного хода заключены в сепаратор 16, имеющий упор 17 и связанный фрикционными дисками /8 с
внутренним кольцом 19 с наружной цилиндрической рабочей поверхностью.
Корпус муфтьь свободного хода вместе с крыщкой установлен с помощью текстолитовых втулок-подшипников 20 на внутреннем
кольце 19, которое, в свою очередь, закренлено на шлицах первичного вала 21 коробки передач.
На крышке муфты свободного хода установлена скоба 22 со стопором 23 сепаратора.
шайбы 24 и кольца 25, перемещаемого посредством тросового привода. Для этого кольцо 25 должпо быть перемещено в крайпее левое положение. При этом стопор не будет ограничивать перемещения сепаратора и ведомая часть центробежной муфты окажется блокированпой с первичным валом коробки передач. Если кольцо 25 переместить в крайнее правое положение, то прзжины 26 отведут шайбу 24 вправо и скоба, повернувшись вокруг своей оси, введет стопор внутрь муфты свободного хода, ограничив перемещение сенаратора.
При этом положении кольца 25 муфта свободного хода разъединяет трансмиссию каждый раз, как только ведомый барабан центробежной муфты отстанет от первичного вала или первичный вал отстанет От ведомого барабана центробежной муфты.
Описанные узлы механизма работают следующим образом. При увеличении скорости вращения маховика 3 двигателя по сравнению со скоростью, соответствующей холостому ходу, центробежные силы колодок 7 преодолевают сопротивление пружин 6, колодки прижимаются к ведомому барабану 8 и начинают передавать крутящий момент на него. При снижении скорости вращения коленчатого вала до скорости, соответствующей холостому ходу вала, центробе кная муфта автоматически выключается. Это обеспечивает плавное трогаппе автомобиля с места и разъединение трансмиссии при переводе двигателя на холостой ход.
Г:;кая центробежная муфта полностью устраняет возмол ность самоустановки двигателя во всех случаях эксплуатации автомобиля.
Для разъединения трансмиссии, необходимого для переключения передач и перехода на свободный накат, в конструкцию введена двухсторонняя управляемая муфта свободного хода.
При вращении наружного кольца муфты свободного хода по стрелке (в направлении вращения маховика двигателя) и неподвижном или отстающем от него внутреннем кольце сепаратор, удерживаемый силами трения, возникающими между фрикционными дисками 18, закрепленными на нем, и внутренним кольцом, также стремится отстать от наружного кольца и переместить ролики к заклинивающей поверхности /. Это приведет к заклиниванию роликов между поверхностями наружного и внутреннего колец и жестко свяжет ведомый барабан центробежной муфты и первичный вал коробки передач. При вращении внутреннего кольца по стрелке и ненодвижном или отстающем от него наружном кольце сепаратор будет перемещать ролики к заклинивающей поверхности //, что также свяжет первичный вал с ведомым барабаном центробежной муфты. Таким образом, при любом направлении вращения колец ведомый барабан центробежной муфты и первичный вал коробки передач будут связаны.
Такая работа муфты свободного хода обеспечивается при нахождении кольца 25 в крайнем левом положении, когда стопор 23 выведен из корпуса муфты и не ограничивает перемещение сепаратора. Если при заклиненных поверхностях / отвести кольцо 25 в крайпее правое положение, то нод действием пружин 26 скоба со стопором 23 займет положепие, ограничивающее перемещение сепаратора
так, что ролики не будут заклиниваться поверхностями // наружного кольца. В этом случае муфта свободного хода обеспечит передачу момента от двигателя, к первичному валу коробки передач и будет разъединять
трансмиссию каждый раз, как только скорость
вращения коленчатого вала двигателя будет
меньше скорости вращения первичного вала.
Если кольцо отвести в крайнее правое полол ение при заклиненных поверхностях //,
то стопор предотвратит заклинивание роликов поверхностями / наружного кольца. В этом случае муфта свободного хода обеспечит передачу крутящего момента от первичного вала к маховику двигателя и будет разъедипять трансмиссию, когда скорость вращения коленчатого вала будет больше скорости вращения первичного вала коробки передач.
Для запуска двигателя буксировкой автомобиля сцепление должно быть снабжено автоматическим или управляемым устройством, связывающим ведомый барабан центробежной муфты с маховиком двигателя. Такие устройства известны и при необходимости могут быть введены и в предлагаемую конструкцию сцепления.
Предмет изобретения
1.Центробежное сцепление для самодвижущихся мащин с двигателем внутреннего сгорания, содержащее колодочную центробежную муфту с колодками, закрепленными на
маховике двигателя, дисковую предохранительную муфту, ведущим элементом которой служит ведомый барабан центробежной муфты и муфту свободного хода, состоящую из наружного и внутреннего колец и сепаратора
с роликами, отличающееся тем, что, с целью разъединения трансмиссии при уменьщении оборотов коленчатого вала двигателя и соединения ее при увеличении оборотов, наружное кольцо муфты свободного хода, выполненное с заклинивающими поверхностями, связано с ведомым э.лементом предохранительной муфты, а внутреннее кольцо - с первичным валом коробки передач.
2.Центробежное сцепление по п. 1, отличающееся тем, что, с целью блокирования трансмиссии при торможении автомобиля двигателем, муфта свободного хода выполнена с заклинивающими поверхностями двухстороннего действия н снабжена скобой со стопором
.3
Фиг.}
гг
Фиг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХПОТОЧНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2357125C1 |
Гаситель крутильных колебаний | 2022 |
|
RU2793989C1 |
Механическая коробка передач (варианты) | 2019 |
|
RU2715829C1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 2010 |
|
RU2436689C1 |
Силовая передача | 1984 |
|
SU1238985A1 |
Трансмиссия велосипеда или мотоцикла (варианты) | 2018 |
|
RU2693387C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ | 2006 |
|
RU2349807C2 |
Силовая передача пускового двигателя внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1227826A1 |
Даты
1965-01-01—Публикация