Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к силовым передачам, преимущественно, транспортных средств.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик.
На фиг. 1 изображена силовая передача; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез.
Коленчатый вал 1 двигателя жестко соединен с маховиком 2. На последнем ш.ар- нирно установлены ролики 3 при помоши подвесов 4 на осях 5 качания. Ведомый барабан 6 с профилированной поверхностью 7 установлен на первичном валу 8 коробки 9 передач, который соединен с коленчатым валом 1 механизмом 10 блокировки, выполненным в виде обгонной муфты. Разворот подвесов 4 к радиальному направлению ограничен клиновидными подвижными упорами 11, связанными с нажимным диском 12 через упругие элементы 13. На нажимном диске 12 установлен нажимной подшипник 14, который через штоки 15 передает усилие управляюш,его кольца 16 клиновидным упорам И. Возврат в исходное положение упоров, нажимного диска 12, подшипника 14, QjTOKa 15 и управляющего кольца 16 осушествляется пружиной 17. Ролики 3 с подвесками 4 стянуты к оси враш,ения пружинами 18.
Малоинерционные ролики 3 установлены на осях 19 с помощью многослойных подшипников 20. Коробка 9 передач имеет нейтраль, прямую передачу, пониженную передачу для тесных улиц и проселочных дорог, а также реверсивную передачу для заднего хода (не показаны).
Силовая передача работает следующим образом.
При нейтральном положении коробки передач производится заводка двигателя, опробование его работы и прогрев. Затем после легкой перегазовки включается необходимая передача в соответствии с дорожной обстановкой, и увеличением газа осуществляется трога.ние с iviecTa. При увеличении частоты вращения двигателя ролики 3, стянутые к оси вращения пружинами 18, под действием центробежных сил расходятся и начинают обкатывать профилированную поверхность 7 ведомого барабана 6. Когда радиус обкатки изменяется в сторону уве тиче- ния (участки б-в, г-д, е-ж, з-а) линейная скорость движения ролика 3 возрастает и от ведущего вала отнимается работа, равная изменению кинетической энергии роликов 3 на этих участках. При движении роликов 3 (по участкам а-б, в-г, д-е, ж-з). где радиус вращения массы ролика 3 уменьшается одновременно уменьшается линейная скорость движения, т.е. скорость движения тормозится профильной поверхностью 7 ведомого барабана 6 и ведущим валом 1. Таким образом, при неподвижном
0
ведомом барабане 6 кинетическая энергия, полученная роликами 3 на участках разгона (б-в, г-д, е-ж, 3-а), возвращается к ведущему валу 1, кроме потерь на трение в
подшипниках 20 роликов 3, качании подвесов 4 и трения роликов 3 при качении. Во время торможения роликов 3 на ведомом барабане 6 развивается движущий момент, в несколко раз превыщающий движущий момент двигателя, но меньший момента тро- гания.
При дальнейшем увеличении частоты вращения двигателя увеличивается движущий момент на ведомом барабане 6. Когда вращающий момент на ведомом барабане 6
5 превысит момент трогания, начинается его вращение и трогание транспортного средства с места. По мере увеличения частоты вращения ведомого барабана 6 часть кинетической энергии роликов 3 передается ведомому барабану 6, т.е. транспортному средству, и момент Сопротивления на валу двигателя 1 возрастает, а движущий момент на ведомом барабане 6 уменьшается. Когда момент на валу 1 двигателя становится равным моменту на ведомом барабане 6, про5 исходит синхронизация.
Часть роликов 3 занимает максимально удаленные от центра вращения участки профилированной поверхности 7 ведомого барабана 6, а вариатор работает как упругая соединительная муфта с центробежными упру0 гими связями.
Скорость движения транспортного средства в этом случае определяется только частотой вращения двигателя и выбранной передачей.
При изменении дорожной обстановки (съезд на проселочную дорогу или наоборот) водитель ногой выжимает сцепление и вручную переключает необходимую передачу. В этом случае, при нажатии на педаль сцеп0 , ления управляющее кольцо 16 через шток 15 и выжимной подшипник 14 воздействует на нажимной диск 12, который через упругие элементы 13 вдавливает клиновидные упоры 11 в отверстия маховика 2, ограничивая радиус вращения роликов 3 до тех пор, пока они не начнут выходит из соприкосновения с обкатываемой поверхностью 7 и совершать колебательные движения. В момент отклонения ролика к центру клиновидный упор 11 энергично проталкивается впеQ ред упругим элементом 13, что уменьшает усилие управления. Вдавливание упоров 11 производится до тех пор, пока ролики 3 не перестанут касаться обкатываемой поверхности 7 и не произойдет полное разъединение ведомого вала 8 от ведущего вала 1.
5 В результате появляется возможность свободного переключения передач. После переключения передачи педаль сцепления отпускается и под действием пружины 18 упо5
ры 11 с нажимным диском 12 штоками 15 и управляющим кольцом 16 возвращаются в исходное положение. Ролики 3 входят в контакт с обкатываемой поверхностью 7 и происходит трансформация вращательного момента двигателя на выходной вал 8, а после выхода на режим синхронизация вращения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Силовая передача | 1986 |
|
SU1391976A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
МЕХАНИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2350803C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРОБЕЖНО-ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2403469C2 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2014 |
|
RU2558414C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ КАТАНКИ ОТ ОКАЛИНЫ | 1998 |
|
RU2149724C1 |
ДВИГАТЕЛЬ-РЕДУКТОР | 2002 |
|
RU2221926C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНО-ИНЕРЦИОННЫЙ ВАРИАТОР | 2005 |
|
RU2287102C1 |
Механизм сцепления с его приводом для управления преселективной коробкой передач автомобиля | 1984 |
|
SU1155474A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНКИ ОТ ОКАЛИНЫ | 1998 |
|
RU2149725C1 |
12
18
20
19
11
Редактор П. Коссей Заказ 3340/13
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг. 2
Составитель С. Белоусько Техред И. ВересКорректор И. Эрдейи
Тираж 647Подписное
Авторы
Даты
1986-06-23—Публикация
1984-06-21—Подача