Изобретение относится к средствам передвижения на воде, в частности к разборным надувным судам.
Цель изобретения - повышение надежности судна и увеличение его продольной остойчивости при сплаве по горным рекам.
На фиг.1 схематично изображено предлагаемое судно; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.З - сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 - схема работы судна в потоке.
Судно состоит из нескольких корпусов 1 и может быть выполнено в виде катамарана или тримарана. Корпусы 1 имеют носовые и кормовые секции 2 обтекаемой формы с гидродинамическим профилем, гибкую оболочку 3, внутри которой размещены надувные секционные емкости 4. Корпусы судна скреплены между собой каркасом, состоящим из продольных балок 5, поперечных балок 6 и узлов крепления 7, выполненных в виде гибких стропов, присоединяющих
балки к корпусам. В верхней центральной части корпусов имеется плоская площадка для экипажа. Надувные емкости 8 носовых и кормовых секций имеют поперечные перегородки 9, расположенные в местах концевых узлов креплений 7 продольных балок 5 к корпусам 1. Надувные емкости 4, 8 выполнены в виде сдвоенных усеченных цилиндров 10, между которыми имеется продольная перегородка 11. В ысота перегородки 11 выполняется меньше диаметра сдвоенных цилиндров Это обеспечивает образование верхней и нижней поверхностей корпусов плоскими. Hocoo..ie и кормовые секции 2 корпусов 1 выступают за габариты продольных балок 5 и выполнены с возможностью излома относительно концевых креплений 7 балок 5 к корпусам 1. При этом концевые крепления каждой балки расположены на расстоянии 0,15-0,25 от общей длины корпуса 1 судна
(Л
С
о
i v|
сл
1сл
j4
Судно в потоке работает следующим образом (фиг 4).
Основное назначение судна - использование его в качестве туристического катамарана (тримарана) для прохождения водных маршрутов по рекам, имеющим порожистые участки.
При прохождении на судне порогов и водопадов корпус 1 судна получает значительный дифферент на корму или на нос в зависимости от направления движения. При этом кормовая или носовая секция 2 притап- ливаетсй и под действием потока изламывается относительно плоскости, проходящей через концевые крепления 7 продольных балок 5. Выступающей секцией 2 корпуса обеспечивается жесткость за счет наличия торцевой поперечной перегородки 9 и продольной перегородки 11, образованной сдвоенными усеченными цилиндрами 10 надувной емкости. Излом секции 2 происходит за счет смятия надувных емкостей корпуса 1. На плоской поверхности секции 2, изломанной под углом к потоку, образуется выталкивающая сила, которая способствует преодолению потока. При этом за счет уменьшения длины притопленной части корпуса, происходящего в результате излома секции 2, также уменьшается опрокидывающий момент, что достаточно для обеспечения продольной остойчивости.
Формула изобретения
1. Надувное разборное судно, содержащее по крайней мере два корпуса и соединительные продольные и поперечные балки с узлами крепления их к корпусам, при этом каждая продольная балка выполнена с длиной менее длины соответствующего ей корпуса, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности судна и увеличения его продольной остойчивости при сплаве по горным рекам, каждый корпус выполнен с
носовой и кортовой поперечными переборками, каждая из которых установлена в районе концевых креплений соединительных балок к соответствующему корпусу судна, при этом концевые крепления каждой балки
размещены на расстоянии, равном 0,15- 0,25 длины корпуса от носовой и кормовой его оконечностей соответственно.
2. Судно по п. 1.отличающееся тем, что каждый корпус выполнен по форме
сдвоенных усеченных цилиндров и снабжен продольной перегородкой, установленной в месте сопряжения этих цилиндров, при этом высота указанной перегородки меньше диаметра цилиндра.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАЗБОРНЫЙ КАТАМАРАН | 1992 |
|
RU2034735C1 |
Разборный туристический катамаран | 1980 |
|
SU921941A1 |
МОТОРНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО КАТАМАРАННОГО ТИПА | 2014 |
|
RU2575295C2 |
ДВУХКОРПУСНОЕ МАЛОМЕРНОЕ СУДНО (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2591557C1 |
НАПЛАВНОЕ СУДНО ПОНТОННОГО ТИПА | 2009 |
|
RU2403168C1 |
МНОГОКОРПУСНОЕ ПОЛУПОГРУЖЕННОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2287448C1 |
МОТОРНАЯ НАДУВНАЯ ЛОДКА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2237593C2 |
ТРАНСФОРМИРУЕМЫЙ КАТАМАРАН | 1996 |
|
RU2099232C1 |
ПЕНТАМАРАН | 1991 |
|
RU2076056C1 |
НАДУВНОЙ КОРПУС РАЗБОРНОГО СУДНА КАТАМАРАННОГО ТИПА | 2000 |
|
RU2169681C1 |
Изобретение относится к средствам передвижения на воде, а именно к разборным многокорпусным надувным судам. Цель изобретения - повышение надежности судна и увеличение его продольной остойчивости при сплаве по горным рекам Для этого оконечности судна выполнены с возможностью излома относительно концевых креплений продольных балок с корпусом за счет размещения в носовой и кормовой частях оболочки 3 дополнительных надувных емкостей 8 с торцовой перегородкой 9. При прохождении участков реки водопадного типа корпус судна получает значительный дифферент, что приводит к излому кормовой оконечности за счет смятия надувныл емкостей 4 и 8. При этом за счет уменьшения длины притопленной части корпуса уменьшается опрокидывающий момент, действующий на судно. 1 з.п {) лы, 4 ил
аz
SL
Фи9.1
, i
л
ГХ
/
/ V
х
хп
/ / 7 7
Фиг. 2
1011
Фиг.З
излом (смятие) кормооой
секции
Фие.Ь
Разборный надувной катамаран | 1983 |
|
SU1171399A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Гребенчатая передача | 1916 |
|
SU1983A1 |
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1989-04-14—Подача