Изобретение относится к производству сталей, в частности подшипниковых, и может быть использовано при производстве стали регламентированной прокаливаемости, предназначенной для изготовления деталей подшипников, упрочняемых объемно-поверхностной закалкой.
Целью изобретения является повышение выхода годного металла.
При выплавке подшипниковой стали на свежей шихте или переплавом легированных отходов после расплавления всей шихты посылают пробу для экспресс-анализа на углерод марганец серу, фосфор, хром, никель, медь Никель не удаляется в процессе окисления и рафинирования стали и его количество определенное после расплавления шихты, сохраняется неизменным и в готовом металле.
Хром в виде феррохрома вводится в печь в количестве, зависящем от содержания никеля после расплавления шихты Далее следуют обычные операции металлургического передел; рачливка, прокатка отжиг.
Способ осуществляют следующим об- разсм
При выплавке подшипниковой стали ШХ4, предназначенной длч л ч-ч.н-й буксовых подшипников желе:и1од( вагонов с толщиной стенки 1 15 мм, содержание никеля пмсгк- рш плавления шихты колеблется в прил- . 0.30% Превышение содержа ты м.- fm ПРИ с охраО XI
сл
CJ
J о
нении содержания хрома в пределах 0,43 - 0,50% (что возможно по ГОСТ 80178) приводит к недопустимо глубокой либо сквозной прокаливаемости деталей. Для устранения этого недостатка в соответствии с предлагаемым способом введение хрома в качестве легирующего элемента осуществляют из расчета в зависимости от содержания никеля в стали по соотношению:
Сг Сгмакс-0,75(М ±0,04),
где Сг - требуемое содержание хрома в плавке;
Ni - содержание никеля в шихте, определяемое после ее расплавления;
0,04 - поправочный коэффициент;
0,75 - коэффициент корреляции;
Сгмакс - максимально допустимое содержание хрома по ГОСТ 801-78.
Пример. Если в расплавленной шихте получено 0,12% Ni, то хрома необходимо ввести 0,36 - 0,44%. Полученный интервал содержания хрома обеспечивает прокали- ваемость подшипниковой стали при данном содержании Ni в пределах 2,5 - 3,5 мм. Такая прокаливаемость подшипниковой стали необходима для достижения высокой конструктивной прочности подшипников, упрочняемых методом обьемно-поверхно- стной закалки.
Задача стабилизации прокаливаемости подшипниковой стали типа ШХ4 имеет большое значение, так как почти весь подвижный состав на железнодорожном транспорте работает на подшипниках, изготавливаемых из этой стали. Из-за нестабильности прокаливаемости брак составляет около 10% от всей выплавляемой стали типа LUX4. Потери составляют несколько тысяч тонн, что соответствует сотням тысяч неизготовленных железнодорожных подшипников. Эти подшипники, имеющие кольца с толщиной стенки 14 - 16 мм, являются наиболее массовыми серий но-выпускаемыми подшипниками.
Если при определении количества вводимого хрома взять коэффициент большим, чем 0,75, то прокаливаемость стали недостаточна, т.е. менее 2,5 мм В этом случае количество вводимого хрома недостаточно для обеспечения нужной прокаливаемости.
Если коэффициент меньше, чем 0,75, то расчитанное по предлагаемой зависимости
количество вводимого хрома велико и приводит к превышению уровня прокаливаемости, равного (для колец с толщиной стенки 14-16 мм) 3,5 мм. или к сквозной закалке.
Сквозная закалка резко снижает долговечность и надёжность подшипников.
Прокаливаемость различных плавок, выплавленных на основе предлагаемого соотношения в промышленных
условиях и определенная по толщине закаленного слоя в кольцах подшипников 232726Л4М/02 с толщиной стенки 15 мм после объемно-поверхностной закалки, приведена в табл. 1.
Все приведенные в табл. 1 плавки обеспечивают толщину закаленного слоя в оптимальных пределах 2,5 - 3,5 мм.
Результаты контроля прокаливаемости промышленных плавок стали ШХ4, выплавленных при сочетании никеля и хрома за пределами приведенного соотношения по предлагаемому способу, приведены в табл.2.
Прокаливаемость плавок 11 - 18 лежит
за пределами оптимальной толщины закаленного слоя и составляет менее требуемых 2,5 мм (плавка 11)либо более 3,5 мм (плавки 12 - 18).
Использование предлагаемого изобретения позволяет устранить отбраковку плавок стали ШХ4 с неудовлетворительной прокаливаемостью и повысить выход годного металла при изготовлении колец буксовых подшипников для железнодорожных
вагонов.
Формула изобретения
Способ производства подшипниковой стали регламентированной прокаливаемости, включающий плавление шихты, окисление и легирование стали, отличаю щи й- с я тем, что, с целью повышения выхода годного металла, определяют содержание никеля после расплавления шихты и доводят содержание хрома до величины, определяемой по соотношению:
Сг Сгмакс }0,75(Ni ±004) %
где Сгмакс-максимально допустимое содержание хрома в стали по ГОСТ 801-78,
0,75 и 0,04 - эмпирические кочффицррн- ты.
Таблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ ПОНИЖЕННОЙ И РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТИ | 2010 |
|
RU2451090C1 |
СПОСОБ ВЫПЛАВКИ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ ПОНИЖЕННОЙ (ПП) И РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ (РП) ПРОКАЛИВАЕМОСТИ 4-го ПОКОЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2732272C1 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА В МАРТЕНОВСКОЙ ПЕЧИ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ С ПОНИЖЕННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТЬЮ | 2000 |
|
RU2164536C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ИЗДЕЛИЙ | 1995 |
|
RU2087549C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ | 1995 |
|
RU2089624C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ХРОМА И СПОСОБ ВЫПЛАВКИ СПЛАВА НА ОСНОВЕ ХРОМА | 2014 |
|
RU2557438C1 |
СПОСОБ ЗАКАЛКИ КОЛЕЦ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ И ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2493269C2 |
КОРРОЗИОННО-СТОЙКАЯ СТАЛЬ МАРТЕНСИТНОГО КЛАССА И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕЕ | 2008 |
|
RU2369657C1 |
СПОСОБ ТЕРМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ИЗ КОНСТРУКЦИОННОЙ СТАЛИ ПОНИЖЕННОЙ И РЕГЛАМЕНТИРОВАННОЙ ПРОКАЛИВАЕМОСТИ | 2010 |
|
RU2450060C1 |
КОНСТРУКЦИОННАЯ СТАЛЬ ДЛЯ ОБЪЕМНО-ПОВЕРХНОСТНОЙ ЗАКАЛКИ | 2011 |
|
RU2450079C1 |
Изобретение относится к черной металлургии, конкретно к выплавке подшипниковой стали регламентированной прокаливаемости. Цель повышение выхода годного металла. Проводят плавление шихты, окисление и легирование стали, при этом определяют содержание никеля после расплавления и доводят содержание хрома до величины, определяемой по соотношению: Сг Сгмакс - 0,75(Ni ±0,04), %. где Сгмакс максимальное содержание хрома в стали по ГОСТ 801-78; 0,75 и 0.04 - эмпирические коэффициенты. 2 табл Ј
Таблица 2
Воинов С.Г., Шафимов А.Г | |||
Шарикоподшипниковая сталь | |||
- М.: Металлургия, 1962, с | |||
Бесколесный шариковый ход для железнодорожных вагонов | 1917 |
|
SU97A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Руководящий технический материал | |||
- ВНИИ подшипниковой промышленности, 1974 | |||
Крутильная машина для веревок и проч. | 1922 |
|
SU143A1 |
- Завод Днепроспецсталь, 1983. |
Авторы
Даты
1991-09-07—Публикация
1988-11-23—Подача