Изобретение относится к турбомашино- строению, в частности к авиационным двигателям.
Целью изобретения является повышение точности, надежности и упрощение измерения зазора.
На фиг.1 представлено радиальное лабиринтное уплотнение; на фиг.2 - осевое уплотнение; на фиг.З - структурная схема устройства для реализации данного способа измерения зазора; .4 - график зависимости (P2-), где Pi -относительная величина давления перед уплотнением; Р2 - то же, за уплотнением.
Устройство, реализующее данный способ измерения зазора в лабиринтном уплотнении, имеющее корпус 1 и гребешки 2 и 3, установленные на роторе 4 с зазорами д и & относительно корпуса 1, содержит датчики 5, 6, 7 статического давления, установленные в корпусе соответственно до
лабиринтного уплотнения, между гребешками 2 и 3 за уплотнением, и связанные с преобразователем 8, соединенным с процессором 9, который связан с исполнительным механизмом 10, регулирующим величину зазора. Диаметр первого гребешка 2 равен di, а диаметр второго гребешка 3 равен d2. Зазор- дг между гребешком 3 и корпусом 1 является функциональным зазором турбо- машины и зависит от режима ее работы, при«- чем величина зазора 5t , больше дг , а разница зазоров A (5i -62 назначается при изготовлении уплотнения.
Способ измерения зазора реализуется в этом устройстве следующим образом.
С помощью датчиков 5, 6, 7 определяют соответственно давления PI - до лабиринтного уплотнения; Р1 - давление в полости между гребешками 2 и 3, и Р2 - давление за лабиринтным уплотнением.
Ј
О 4 S4 00
сл
Давления от датчиков 5, б, 7 поступают в преобразователь 8, который вырабатывает сигналы для процессора 9, который, в свою очередь, вырабатывает управляющий сигнал на исполнительный механизм 10, регулирующий величину зазора, например на заслонку или клапан, которые изменяют расход воздуха на охлаждение корпуса 1, а величину радиального зазора определяют в процессоре 9 по зависимости
дг -
1
уР2(Р-Р2) 1
Km
PI(I-P ) где дг - fc/A; К d2/di; А 5i - 62 - положительная разница между зазорами с корпусом первого и второго гребешков, назначенная при изготовлении уплотнения;
5i - зазор между корпусом и первым гребешком;
02 искомая минимальная величина зазора между корпусом и вторым гребешком;
Р2-Р2/Р; P-P /Pi
Р2 и Р - относительные величины давлений перед и за уплотнением соответственно;
ch и d2 - диаметры первого и второго гребешков;
К - величина отношения диаметров di и d2;
m - экспериментальный коэффициент, определяемый для уплотнения при известной величине дг.
При достижении р2 0,55 величина зазора определяется по формуле, учитывающей режим течения рабочего тела
1
0
5
0
Kmfgg T-1
Р (1 -Р )
Формула изобретения Способ измерения зазора в лабиринтном уплотнении турбомашины, включающий замер давлений рабочего тела до и после лабиринтного уплотнения, имеющего корпус и гребешки на роторе, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, надежности и упрощения измерения, гребешки выполняют с различной вели- чиной зазора относительно корпуса, измеряют величину давления рабочего тела в полости между гребешками уплотнения, а величину зазора определяют по зависимости
1
(52
5
0
5
0
Pi(1-P ) .
где дг «52/Д; К d2/di; А 5i - дг - положительная разница между зазорами с корпусом первого и второго гребешков, назначенная при изготовлении уплотнения;
(5i и дг - зазоры между первым и вторым гребешками и корпусом;
di - d2 - диаметры первого и второго гребешков;
f P РТ
Р2 - относительная величина давления за уплотнением;
Р - относительная величина давления между гребешками;
Pi; и Р - соответственно давления до уплотнения, за ним и в полости между гребешками;
m - экспериментальный коэффициент.
е 7P2 P2/Pi;P
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фазовый волоконно-оптический датчик | 1990 |
|
SU1805294A1 |
РАДИАЛЬНОЕ ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ТУРБОМАШИНЫ | 1988 |
|
RU2053371C1 |
Способ определения расхода и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1682795A1 |
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ РАДИАЛЬНОГО ЗАЗОРА ТУРБОМАШИНЫ | 1992 |
|
RU2033527C1 |
ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ТУРБОМАШИНЫ | 2010 |
|
RU2451195C1 |
Клапанный узел нагнетательного трубопровода скважинного насоса | 1990 |
|
SU1721306A2 |
ТУРБИНА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩАЯ ЭЛЕМЕНТ ЛАБИРИНТНОГО УПЛОТНЕНИЯ | 2016 |
|
RU2722122C2 |
Уплотнение вала | 1988 |
|
SU1643834A1 |
ОСЕВОЕ ЩЕТОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2012 |
|
RU2596889C2 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КОМПРЕССОР | 2013 |
|
RU2605546C9 |
Изобретение относится к турбостроению, преимущественно к авиационному, и позволяет повысить надежность, точность измерения зазора и добиться упрощения процесса измерения. Способ измерения радиального зазора состоит в том, что помимо давления F перед.лабиринтным уплотнением и за ним-Р2 измеряют давление Р1 между гребешками 2 и 3, установленными на роторе 4 с зазорами 5i и 5а - соответственно относительно корпуса 1, По этим давлениям определяют величину действительных радиальных зазоров д и & , ho которым вырабатывают сигнал, поступающий на исполнительный орган 10, который управляет подачей холодного воздуха на корпус 1. 4 ил.
Поток газа Фиг.г
5 ФигЗ
Ј
10
Скубачевский Г.С., Авиационные ГТД.;- М.: Машиностроение, 1969, с.68. |
Авторы
Даты
1991-09-15—Публикация
1988-09-20—Подача