Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станках в качестве аварийного тормоза.
Цель изобретения - повышение надежности путем обеспечения безударного торможения в аварийных ситуациях. .
На фиг. 1 показано предложенное устройство, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2
Тормоз шариковинтовой передачи состоит из двух пар кулачковых полумуфт, причем две кулачковые полумуфты 1 и 2 установлены на концах шарикового винта 3 у его опор 4, а две другие 5 и 6 - на торцах гайки 7, закрепленной на перемещаемом узле 8. Все кулачковые полумуфты 1, 2 и 5, 6 оснащены жесткими кулачками 9, с помощью которых происходит в аварийной ситуации зацепление полумуфт 1 или 2 с полумуфтами 5 или 6. Полумуфты 1, 2 содержат цанговую втулку 10, на наружной поверхности которой предусмотрены шлицы, а внутренняя поверхность сопрягается с винтом 3 по резьбе. Конец цанговой втулки 10 выполнен в виде цанги, охватывающей своими лепестками 11 тело винта 3 и взаимодействующей конусной поверхностью 12 с втулкой 13, которая при помощи винтов 14, полуколец 15 и кольца 16 осуществляет зажим цанговой втулки 10 на винте 3. На цанговой втулке 10 располагаются тормозные диски 17,18, поджатые через опорные кольца 19 пружинами 20 к втулкам 21, несущим жесткие кулачки 9. Нечетные диски 17 имеют по наружному контуру шлицы 22, которые взаимосвязаны со шлицами 23, предусмотренными во втулке 21. Четные диски 18 своими шлицами 24, расположенными по контуру отверстия, взаимосвязаны со шлицами 25, предусмотренными на наружной поверхности цанговой втулки 10.
Число тормозных дисков 17 и 18 и усилия пружин 20 определяются в соответствии с массой узла и скоростью его перемещения,
Тормоз работает следующим образом.
В процессе работы станка винт 3 вращается, перемещая узел 8, и вместе с винтом 3 вращаются диски 17, 18 кулачковых полумуфт 1,2.
В аварийной ситуации, когда, например, не сработала команда о торможении двигателя, а неуправляемый тяжелый узел на большой скорости продолжает перемещаться по шариковому винту 3, жесткий кулачок 9 на полумуфте 6, прикрепленной к гайке 7, входит в контакт с кулачком 9, находящимся на полумуфте 1 или 2 в зависимости от того, в какую сторону движется узел.
Втулка 21, несущая жесткий кулачок 9, останавливается, соответственно, прекращают вращаться связанные с ней диски 17, Возникает между дисками 17 и 18 момент торможения, который нарастает по мере
дальнейшего незначительного перемещения гайки 7по винту Зза счет сжатия пружин 20. Усилия пружин возрастают, увеличивается сила трения межу дисками 17 и 18, и диски 18, а следовательно, и винт 3 прекращают вращаться, узел 8 останавливается. Торможение происходит, плавно нарастая, ударные нагрузки отсутствуют, При ликвидации аварийной ситуации перемещающийся узел 8 возвращается в исходное
положение, а тормозные диски 17, 18 под действием пружин 20 восстанавливают свое первоначальное положение.
30
Формула изобретения
Тормоз шариковинтовой передачи, содержащий установленные на торцах гайки передачи кулачковые полумуфты и две кулачковые полумуфты, установленные на
концах винта между гайкой и опорами с возможностью взаимодействия с кулачковыми полумуфтами гайки, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем обеспечения безударного торможения в
аварийных ситуациях, он снабжен шлице- вым цанговыми втулками, установленными на концах винта, и пакетом фрикционных дисков, подпружиненным к кулачковой полумуфте относительно цанговой втулки, при
этом фрикционные диски поочередно связаны с кулачковой полумуфтой и цанговой втулкой, а каждая кулачковая полумуфта, установленная на конце винта, смонтирована на цанговой втулке с возможностью поворота относительно нее,
8 7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2514452C1 |
Устройство для передачи тарированного крутящего момента | 1974 |
|
SU752070A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРОВОЧНЫЙ РЫЧАГ | 2004 |
|
RU2282072C2 |
ОБГОННАЯ КУЛАЧКОВАЯ МУФТА | 1991 |
|
RU2018738C1 |
Фрикционная муфта | 1977 |
|
SU732598A1 |
Прецизионный блокиратор комбинированного действия для пространственного блокирования вала | 2018 |
|
RU2674956C1 |
Тормозное устройство постоянно замкнутого типа | 1984 |
|
SU1200031A1 |
Резцедержатель | 1974 |
|
SU513790A1 |
Поводковый патрон | 1981 |
|
SU948550A1 |
ПОЛУАВТОМАТ ДЛЯ НАМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ КАТУШЕК | 1992 |
|
RU2015586C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станках в качестве аварийного тормоза. Цель изобретения - повышение надежности путем обес- печения безударного тарможения в Ю П Ач аварийных ситуациях. На концах шарикового винта установлены кулачковые полумуфты (КП) 1 и 2, а две другие КП 5 и 6 установлены на торцах гайки 7. КП 1, 2 и 5, 6 имеют кулачки 9. КП 1 и 2 установлены с возможностью поворота на цанговых втулках (ЦВ) 10. Фрикционные диски 17 и 18 поочередно связаны с каждой ЦВ 10 и КП 1 и 2 и поджаты пружиной 20. ЦВ 10. закреплены на концах винта 3. При аварийном тор- можении кулачки 9 КП 5 или 6 (в зависимости от направления движения) входят в зацепление с кулачками 9 КП 1 или 2. При этом за счет возникающего фрикционного взаимодействия между дисками 17 и 18 и сжатия пружины 20 торможение происходит плавно. 3 ил. )3 т 12 сл с о 00 О 00 сл 20
Ю
Фиг.з
Динамометрическая втулка | 1921 |
|
SU600A1 |
Италия, 1982. |
Авторы
Даты
1991-09-30—Публикация
1989-09-08—Подача