Фиг 1
Изобретение относится к области транспортных средств, в частности к автомобильному .транспорту, и предназначено для защиты глаз водителя в ночное время от ослепления светом фар встречного транспорта.
Цель изобретения - повышение эффективности работы и расширение функциональных возможностей.
На фиг. 1 представлена функциональная схема системы; на фиг. 2 - эпюры напряжения; на фиг. 3 - схема системы при взаимодействии в первый промежуток времени; на фиг. 4 - то же, во второй промежуток времени.
Система содержит последовательно включенные приемник 1, триггер Шмитта 2, генератор 3 импульсов возбуждения, формирователь 4 импульсов управления, на входы которого поступают импульсные последовательности с генератора 3 импульсов возбуждения и генератора 5 гасящих импульсов, переключатель 6 фазы управления, усилитель 7 импульсов управления, с выхода которого сигналы непосредственно поступают на защитный экран 8 водителя и экран 9 фар.
Синхронизация работы устройства защиты на всех транспортных средствах организуется от внешнего источника, которым может быть специально организованный радиомаяк, формирующий импульсную последовательность, либо действующий на территории страны навигационный радиомаяк.
Один из возможных вариантов реализации генератора 3 импульсов возбуждения представляет собой последовательно соединенные одновибратор 10, на первый вход которого поступают синхроимпульсы с приемного устройства 1 через триггер 2 Шмитта, а выход соединен с входами одно- вибратора 11 и кварцевого генератора 12. Сигналы с выхода одновибратора 11 поступают на второй вход одновибратора 10, а выход кварцевого генератора 12 соединен с входом делителя 13 частоты. Формирователь 4 импульсов управления имеет инвертор 14 и два логических элемента И-НЕ 15 и 16. Первый вход логического элемента И-НЕ 15 соединен с выходом генератора 3 импульсов возбуждения, а первый вход элемента И-НЕ 16 - соединен с выходом 3 генератора импульсов возбуждения через инвертор 14. Вторые входы элементов И-НЕ 15 и 16 соединены с выходом генератора 5 гасящих импульсов.
Работа системы может быть пояснена эпюрами напряжений (фиг. 2), где показаны сигналы на входе приемника 1 (а), сигналы на выходе приемника 1 (б), сигналы с выхода
триггера Шмитта 2 (в), сигналы с выхода одновибратора 10 (г), сигналы с выхода одновибратора 11 (д), сигналы с выхода кварцевого генератора 12 (е),-сигналы с выхода
делителя 13 частоты (ж), сигналы с выхода инвертора 14 (з), сигналы с выхода генератора 5 гасящих импульсов (и), сигналы с выхода элемента И-НЕ 15 (к), сигналы с выхода элемента И-НЕ 16 (л).
0 Система работает следующим образом. На вход приемного устройства 1 поступают радиосигналы (фиг. 2а) от внешнего источника. Сигналы радиомаяка, усиленные и продетектированные (фиг. 26) в приемни5 ке 1, поступают на вход триггера Шмитта 2, где преобразуются в импульсную последовательность (фиг. 2в), которая подается на первый вход одновибратора 10, где по переднему фронту первого импульса этой после0 довательности формируется синхроимпульс (фиг. 2г). Кварцевый генератор 12 вырабатывает импульсную последовательность частотой 1500 Гц (фиг. 2е). В момент прихода синхроимпульса с выхода одновибратора 10
5 на генератор 12 по его переднему фронту происходит срыв, а по заднему фронту запуск генерации импульсов возбуждения. Такая постоянная подстройка генерации импульсов возбуждения по сигналу,
0 сформированному из радиосигналов внешнего источника, обеспечивает синхронную работу устройства защиты от ослепления для всех транспортных средств.
Период посылок импульсов радиомая5 ком выбирается с учетом нестабильности частоты кварцевого генератора. В случае использования навигационного радиомаяка для обеспечения помехозащищенности ис- г1ольауется одновибратор 11. На его вход
0 подается синхроимпульс, по переднему фронту которого одновибратор 11 опрокидывается в нуль, чем запрещает прохождение последующих импульсов пачки сигнала навигационного радиомаяка и всех импуль5 сов помех в период времени между синхроимпульсами. Работа одновибратора 11 пояснена эпюрой (фиг. 2д).
С выхода кварцевого генератора 12 импульсная последовательность (фиг. 2б) по0 ступает на делитель 13 частоты, который обеспечивает деление ее до частоты 30-40 Гц. Сформированная таким образом последовательность импульсов возбуждения жидких кристаллов (фиг. 2д) поступает на
5 первые входы элементов И-НЕ 15 и 16, причем на первый вход элемента И-Н Е 16 через инвертор 14. На вторые входы логических элементов И-НЕ 15 и 16 подается импульсная последовательность с генератора 5 гасящих импульсоэ (фиг. 2и) с частотой 10-40
кГц. Таким образом, на выходе элементов И-НЕ 15 и 16 формируются две противофазные последовательности сигналов управления (фиг. 2к и л), одна из которых через переключатель 6 фазы управления и усилитель 7 импульсов управления поступает на защитный экран 8 водителя и экран 9 фар.
В случае работы системы для защиты от ослепления на встречных транспортных средствах синфаэно водитель одного из встречных транспортов переключателем 6 устанавливает противофазный режим работы, при котором обеспечивается взаимная защита водителей от ослепления.
При этом первый момент времени (фиг, 3), определяемый приходом импульсов 17 возбуждения, на автомобиле 18 экран 19 водителя и экран 20 фар затемнены, а соо - ветствующие экраны 21 и 22 автомобиля 23 прозрачны, что обеспечивает освещение дорожной обстановки фарами автомобиля 23 и наблюдения ее водителем этого транспорта.
В следующий момент времени (фиг. А), Определяемый приходом последовательности гасящих импульсов 24, на автомобиле 18 экраны 19 и 20 прозрачны. При этом, одновременно, на экраны 21 и 22 автомобиля 23 поступает импульс возбуждения, обеспечивающий затемнение данных экранов. В течение этого периода времени водитель автомобиля 18 наблюдает дорожную обста- новку, освещенную фарами этого транспорта.
Чередование переключений экранов происходит с частотой, превышающей порог критической частоты слияния мельканий, что позволяет водителям встречных автомобилей видеть дорожную обстановку и одновременно быть защищенными от света фар встречного транспорта.
Синхронизация работы устройства управления экранами обеспечивается внешним источником радиосигналов - ради омаяком 25. К преимуществам устройства следует отнести простоту управления, хорошую помехозащищенность, небольшую потребляемую мощность.
Формула изобретения
1. Система для защита глаз водителя от
ослппления светом фар встречного транспортного средства, содержащая стационарную радиопередающую станцию, размещенные на каждом из транспортных средств передние фары, защитный экран водителя, приемник, переключатель фазы, связанный своим входом с выходом приемника, а выходом - с защитным экраном водителя и исполнительным элементом регулировки яркости светэ
фар и формирователь импульсов управления защитным экраном водителя и светом фар, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы и расширения функциональных возможностей, исполнительный элемент регулировки яркости фар выполнен в виде экрана фар, а формирователь импульсов управления размешен на каждом транспортном средстве и пыпол- нен s виде последовательно соединенных
триггера Шмитта, подключенного входом к приемнику, генератора импульсов, инвертора и двух смесителей, един из иходов которых соединен с гензрйтором гасящих импульсов, а другие - с выходом генератора
импульсов, один непосредственно, другой через инвертор, при этом выходы смесителей соединены с входами переключателя фазы.
2.Система по п. 1,отличающаяся тем, что защитные экраны водителя и экраны фар выполнены жидкокристаллически.ми.
3.Система поп. 1,отличающаяся тем, что генератор импульсов содержит одновибратор, к выходу которого присоединены второй одновибратор и кварцевый генератор, соединенный своим выходом с делителем частоты, причем выход второго одновмбратора соединен с вторым входом
первого одновибратора, а второй вход второго однооибратора соединен с корпусом.
1
Изобретение относится к транспортным средствам,- в частности к автомобильному транспорту, и предназначено для защиты глаз водителя в ночное время от ослепления светом фар встречного транспорта. Цель изобретения - повышение эффективности работы и расширение функциональных возможностей. Система содержит последовательно включенные приемник 1, триггер Шмитта 2, генератор 3 импульсов возбуждения, формирователь 4 импульсов управления, на входы которого поступают импульсные последовательности с генератора 3 импульсов возбуждения и генератора 5 гасящих импульсов, переключатель 6 фазы управления и усилитель 7 импульсов управления, с выхода которого сигналы непосредственно поступают на защитный экран 8 водителя и экран 9 фар. 2 з.п. ф-лы. 4 ил.
n
и
Г
Фиг. 2.
В
Приспособление для синхронной работы распределительных механизмов паровых машин, обслуживающих механические колосниковые решетки топок, снабженных ртутными катарактами | 1929 |
|
SU14277A1 |
кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-10-23—Публикация
1988-08-10—Подача