трос 8. Концы троса 8 посредством колец 9 соединены с кабелями Ютрала. На горизонтальном ограничителе 4 установлены с возможностью поворота на своих осях траловые дуги 11 для соединения с ваерами промыслового судна.
Сегментная обойма 1 с вертикальными ограничителями 2-3 и горизонтальным ограничителем 4 с фронтальной стороны траловой доски имеет прямолинейную форму, а с тыльной стороны - криволинейную,сферическую форму.
Вертикальные ограничители 2 и 3 предназначены для ограничения перемещения рабочей плоскости 5 в вертикальном направлении. Верхний вертикальный ограничитель 2 выполнен в виде сегментной коробчатой крышки, нижний ограничитель 3 - в виде сегментной полки. Горизонтальный ограничитель4 выполнен в виде пояса, имеющего сферическую коробчатую форму с тыльной стороны траловой доскп и прямолинейные полки с фронтально стороны траловой доски.
Вертикальные ограничители 2-3 и горизонтальный ограничитель 4 жестко соединены с вертикальными направляющими стойками 12 рамкой обоймы 1.
Горизонтальный поясной ограничитель 4 предназначен для ограничения прогиба эластичной плоскости 5 в горизонтальном направлении.
Обойма 1 вместе с ее вертикальными направляющими стойками 12, вертикальнм- ми и горизонтальным ограничителями 2, 3 и 4 предназначена для формирования и размещения эластичной рабочей плоскости 5, Рабочая плоскость 5 набрана из отдельных одинаковых по размерам и форме, например прямоугол ьных, пластин 6, выполненных из эластичного упругого материала, органопластиков с включением сверхпрочных нитей, двухслойной ткани, покрытой полиуретаном, или эластомера, способных обратимо деформироваться, т.е. изменять размеры под воздействием нагрузки и восстанавливать их при ее снятии. Рабочая плоскость 5 предназначена для восприятия основной распорной нагрузки при тралении с возможностью изменения своей формы с прямолинейной на сферическую в зависимости от глубины и скорости траления и саморегулирования равнодействующей и уравновешивающей сил.
Пластины 6 сформированы в рабочую плоскость 5 при помощи стяжного троса 8. Последний продет через верхний ряд отверстий в стойках 12 и пластинах 6, затем через нижний ряд соответствующих отверстий 7 и стоек 12. На входе и выходе стяжного троса
8 на него свободно одеты пружины 13 и неподвижно закреплены на тросе опорные шайбы 14 Так, образована гибкая и эластичная рабочая плоскость распорной траловой
доски.
Пластины 6, из которых набрана рабочая плоскость 5, могут иметь и другую форму в продольном сечении в зависимости от материала, из которого они изготовлены. При
0 недостаточной эластичности материала прогибающаяся часть рабочей плоскости 5 может быть утоньшена, а верх и низ пластин 5, в которых проделаны отверстия для стяжного троса 8, могут быть утолщены.
5 К нижней стороне полки нижнего вертикального ограничителя 3 неподвижно и жестко прикреплен киль 15 траловой доски. Киль 15 выполнен в виде прямоугольных коробчатых полозов с закругленными кон0 цами и загружен балластом.
Распорная траловая доска работает следующим образом.
При постановке трала на малых глубинах, когда одновременно травится ваер в
5 воду, скорость хода трала незначительная. Рабочая плоскость 5 траловой доски в это время имеет обычную для нее прямолинейную форму Пластины 6 прижаты друг к другу под действием пружин 13. Траловая доска
0 с прямолинейной рабочей плоскостью 5 устойчиво идет по грунту, не создавая большой распорной силы (фиг. 1-3).
Когда ваера вытравлены на достаточ5 ную длину и остановлена траловая лебедка, промысловое судно набирает скорость, траловые доски расходятся в стороны. При увеличении скорости траления увеличивается давление на рабочую плоскость 5 траловой
0 доски, эластичные пластины 6 которой начинают прогибаться в вертикальном и горизонтальном направлениях, одновременно прогибается и стяжной трос 8, сжимая пружины 13. Прогиб каждой пластины 6 и всей
5 рабочей плоскости 5 происходит по профилю ограничителей 2 4 и направляющих боковых стоек 12 рамной обоймы 1. При этом щелей между пластинами 6 не образуется, они остаются плотно прижатыми одна к дру0 гой под воздействием стяжного троса 8, получающего большое натяжение от агрегатного сопротивления трала. Кроме того, пластины 6 и вся рабочая плоскость 5 в прогнутом состоянии не выходят за пред5 елы рамной обоймы 1, их прогиб в горизонтальном направлении ограничен поясным- горизонтальным ограничителем 4, а образование щелей между обоймой 1 и плоскостью 5 предотвращено коробчатыми направляющими полками вертикального ограничителя 2 и боковых стоек 12. Таким образом, при больших скоростях траления под воздействием давления встречного потока воды рабочая эластичная плоскость 5 изменяет свою форму, из прямолинейной превращается в сферическую, увеличивая полезную площадь и распорную силу траловой доски практически без изменения нагрузки на силовую установку промыслового судна. Увеличенный распор траловых досок по горизонтали увеличивает раскрытие трала и его уловистость. Различной величиной прогиба рабочей плоскости 5 при разных скоростях траления создана возможность широкого варьирования распорной силой траловых досок (фиг. 4-8).
При уменьшении скорости траления давление встречного потока воды на рабочую эластичную плоскость 5 уменьшается, уменьшается и ее стрела прогиба. При малых скоростях траления и при выборке трала под воздействием пружин 13 рабочая плоскость 5 принимает первоначальную прямолинейную форму,и траловая доска устойчиво идет по грунту.
Сущность изобретения заключается в возможности изменения распорной силы траловой доски в процессе траления и обеспечения ее устойчивого положения при тралении на малых глубинах и малых скоростях.
Изобретение обеспечивает повышение эффективности лова путем саморегулирования распорной силы траловой доски при изменении скорости траления; увеличение горизонтального раскрытия трала за счет улучшения гидродинамического качества траловой доски как отношения коэффициента ее распорной силы к коэффициенту, лобового сопротивления без увеличения ее площади и сопротивления без увеличения нагрузок на силовую установку промыслового судна; обеспечение устойчивости хода по грунту траловой доски на малых глубинах и при малых скоростях траления, особенно при постановке и выборке трала.
Как показали модельные испытания заявляемой распорной траловой доски при ра- бочих углах атаки 30-35°, расчетное значение коэффициента сопротивления, коэффициента распорной силы, гидродинамического качества колеблется в пределах соответственно от 0,6; 0,9; 0,67 (как для прямоугольных щитовых донных досок) до 1,35; 0,75; 1,8 (как для сферических донных до- ок).
Расчетный центр давления как точка приложения равнодействующей сил гидродинамического давления определялся как для прямоугольных щитовых досок Таким же образом определялось и расчетное удлинение доски, которое взято в пределах 0,5- 0,75 (для макета взято 0,6) Указанные расчетные значения взяты из условий равновесия и устойчивости хода прямоугольной траловой доски по грунту при малых глубинах и малых скоростях траления, когда наиболее вероятно переворачивание (опрокидывание) досок.
При увеличении же скорости траления,
когда рабочая плоскость распорной траловой доски принимает сферический профиль, равновесие распорных досок и их устойчивое положение саморегулируется в соответствии с действием по одной линии
равнодействующей и уравновешивающей сил. Равнодействующая сила складывается из полного гидродинамического давления в центре давления и натяжения от сопротивления трала и кабелей с одной стороны трала, которая приложена в точках входа и выхода стяжного троса 8 в стойках 12 рамной сегментной обоймы 1 траловой доски, а уравновешивающей силой будет натяжение ваера, прикрепленного к траловым дугам
11. Это уравновешивающее усилие направлено в обратную сторону и равно равнодействующей силе.
Формула изобретения
1.Распорная траловая доска, содержа- щая опору, гибкую упругую и рабочую поверхность, несущие тросы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и улучшения гидродинамических свойств за счет возможности саморегулировки распорной силы в широких пределах, в процессе траления рабочая поверхность выполнена в виде набора отдельных вертикальных пластин с двумя рядами отверстий, в которые продет несущий стяжной трос, и
свободно установлена в опору, которая представляет собой жесткую обойму сег- ментовидной формы с верхними, нижними и боковыми ограничителями
2.Траловая доска по п. 1, отличаю- щ а я с я тем, что пластины рабочей поверхности имеют одинаковую форму и размеры и выполнены преимущественно из эластомера с возможностью саморегулирования равнодействующей и уравновешивающей
сил.
1
а
I
О)
со -J
00 О5
П
15
5
Фиг.Ь
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для горизонтального раскрытия трала | 1990 |
|
SU1725795A1 |
РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2004 |
|
RU2267271C1 |
РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2000 |
|
RU2172584C1 |
Распорная траловая доска | 1989 |
|
SU1697662A1 |
Траловая система для лова гидробионтов | 1988 |
|
SU1671212A1 |
Траловая распорная доска | 1986 |
|
SU1414372A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОВА ГИДРОБИОНТОВ | 1990 |
|
SU1833980A1 |
ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2001 |
|
RU2203543C2 |
РАСПОРНАЯ ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 1971 |
|
SU296540A1 |
Трал для лова рыбы | 1983 |
|
SU1158134A1 |
Изобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к распределительным устройствам донных и разноглубинных тралов. Цель изобретения - повышение надежности и улучшение гидродинамических свойств распорной траловой доски за счет возможности саморегулирования распорной силы в шиИзобретение относится к промышленному рыболовству, в частности к распределительным устройствам донных тралов, а именно к распорным траловым доскам. Цель изобретения - повышение надежности и улучшение гидродинамических свойств за счет возможности саморегулировки распорной силы в широких пределах в процессе траления. На фиг. 1 изображена распорная траловая доска, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б -Б на фиг. 1; на фиг. 4 - распорная траловая доска в аксонометрии с прямоугольным профилем рабочей плоскости при работе на малых скоростях и малых глубинах; на фиг. 5 - то же, роких пределах в процессе траления Распорная доска содержит опору, гибкую плоскость и несущие тросы. Опора выполнена в виде жесткой, сегментовидной формы обоймы, образованной верхним, нижним и боковыми направляющими ограничителями. В обойму свободно установлена рабочая гибкая плоскость, набранная из отдельных вертикальных пластин. В пластинах выполнены два ряда отверстий, в которые продет несущий стяжной трос. Входной и выходной концы троса подпружинены посредством надетых на них пружин и неподвижно закрепленных опорных шайб. Пластины рабочей ппоскости имеют одинаковую форму и размеры, выполнены из упругого материала, преимущественно эластомера, с возможностью изменения профиля рабочей плоскости от прямолинейного до сферического с саморегулируемой стрелой прогиба в зависимости от давления на плоскость встречного потока воды. 1 з.п. ф-лы. 8 ил. со сферическим профилем рабочей плоскости при работе на больших скоростях траления; на фиг. 6 - распорнаь траловая доска, общий вид.при ее работе на малых глубинах и больших скоростях траления, на фиг. 7 - разрез В-В на фиг. 6; на фиг. 8 - разрез Г-Г на фиг. 6. Распорная траловая доска содержит жесткую металлическую (опору) раму, выполненную в виде сегментной обоймы 1, с вертикальными ограничителями 2 и 3 и го- , ризонтальным ограничителем 4 В обойму 1 свободно установлена рабочая поверхность - плоскость 5, набранная из гибких пластин 6 с верхним и нижним рядами отверстий 7, через которые продет несущий стяжной (/ С о со vi оо о
14
Щи г. 5
О
ДОС
i
t
г 1
/
8
гги
±J
VJ
Распорная траловая доска | 1985 |
|
SU1306536A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-10-30—Публикация
1989-06-19—Подача