Механизм подачи горной машины Советский патент 1991 года по МПК E21C29/00 

Описание патента на изобретение SU1694890A1

1

(21)4807528/03 (22)25.01 90 (46)30.11.91. Бюл.

(71)Тульский прлитехнический институт

(72)В.А.Бреннер, Д.А.Ветчинкин, Л.М Гель- фанд, Э.Г.Годынский, В.П Заволодько, В.Г.Лукиенко Л.В. Лукиенко, В.А.Потапенко, В.Д.Потапов, Г.А.Сагитов, А.Д.Сергеев, С.Н.Смирнов, А.Ю.Ткачев и Н.А.Шальнов

(53)622.284(088.8)

(56)Авторское свидетельство СССР N 1263843, кл. Е 21 С 29/02, 1984.

Бесцепная система подачи зарубежных очистных комбайнов, серия Добыча угля подземным способом. Вып. 37, М.: ЦНИЭ- ИУголь, 1982, с.10-11, рис.3.

(54)МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ ГОРНОЙ МАШИНЫ

(57)Изобретение относится к средствам механизации выемки полезных ископаемых и м.б. использовано в бесцепных системах перемещения выемочных и проходческих машин. Цель изобретения - повышение надежности работы при одновременном увеличении ресурса работы. Механизм включает зубчатое колесо (3К) и зубчатую рейку (ЗР). Профиль зуба ЗК выполнен по радиусу, а ЗК установлено с возможностью взаимодействия с ЗР. Отношение радиусаркривизны профилей ЗК к радиусу R центров их кривизны составляет

/9/R {2Ssin(r/2)}:(Pp +Htg«2+ H2cosa 1/2+ + tg { г/2 - arctg H/PP + Htg a) cos а, где S - расстояние от точки начала контакта ЗК с зубом ЗК до оси, нормальной к ЗР и проходящей через центр ЗК, мм, г- угловой шаг ЗК, рад; Рр- шаг зацепления, мм, Н - высота рабочего профиля зуба ЗР, мм, а- угол наклона профиля зуба ЗР, рад. Расстояние от точки начала контакта зуба ЗК с зубом ЗР до оси, нормальной к ЗР и проходящей через центр ЗК, составляет 0,05-0,25 от величины шага зацепления Высота рабочего профиля зуба ЗР составляет 0,01-0,1 от величины шага зацепления. Отношение радиуса кривизны профилей зубьев ЗК к радиусу центров их кривизны находится в диапазоне 0,2-0,5. Величина Н задается при расчете. Увеличение высоты рабочего участка профиля зуба ЗР улучшает условия работы движителя, уменьшая скольжение в зацеплении, однако при этом растет металлоемкость ЗР. Величины S д.б положительна, поэтому ее минимальное значение принято 0,05 Рр, что обеспечивает выполнение реального условия при реальных погрешностях при изготовлении ЗК и ЗР. При износе направляющей ЗР и опорной поверхности лыжи, горной машины происходит смещение точки входа зуба ЗК с зубом ЗР вниз, при превышающем 20 мм предусмотрено увеличение S до 0.1 Рр 1 з.п ф-лы, 3 ил.

со

с

о о

±

00

чэ

ю

Похожие патенты SU1694890A1

название год авторы номер документа
ЗУБЧАТО-РЕЕЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 1996
  • Потапенко В.А.
  • Голуб В.П.
  • Бреннер В.А.
  • Серов Л.А.
  • Потапов В.Д.
  • Постников В.И.
  • Федоровский Ю.Д.
  • Лукиенко Л.В.
  • Бураков В.А.
  • Иванов В.Е.
  • Лямин Ю.А.
  • Лукиенко В.Г.
  • Жучкова Н.Г.
  • Меркулов В.С.
RU2134781C1
Способ шевингования зубчатых колес двумя дисковыми шеверами и станок для его осуществления 1988
  • Гаврилов Владилен Николаевич
SU1768359A1
Бесцепная система подачи очистного комбайна 1981
  • Ветчинкин Дмитрий Александрович
  • Гельфанд Лазарь Михайлович
  • Потапов Валентин Дмитриевич
  • Романов Павел Дмитриевич
  • Крутилин Владимир Иванович
  • Крылов Владимир Федорович
  • Лукиенко Виктор Георгиевич
SU992737A1
Зубчатая передача 1983
  • Едунов Валентин Владимирович
  • Едунов Андрей Валентинович
SU1357628A1
Зубчатая передача с зацеплением Новикова 1984
  • Иванов Борис Дмитриевич
  • Чухнов Сергей Валентинович
  • Дергаусов Александр Устинович
  • Полтавский Олег Абрамович
SU1200036A1
Зубчатая передача смешанного зацепления 1979
  • Журавлев Герман Александрович
  • Онишков Николай Петрович
  • Федякин Роман Васильевич
  • Чесноков Виктор Алексеевич
  • Бойко Леонид Сергеевич
  • Кузовков Борис Петрович
  • Галиченко Эмма Николаевна
SU1048197A1
Зубчатая передача внешнего зацепления 1988
  • Ворончихин Михаил Алексеевич
SU1677411A1
Спироидное зацепление 1980
  • Вашенцев Николай Сергеевич
  • Ковтушенко Анатолий Александрович
  • Лагутин Сергей Абрамович
  • Буданов Виктор Владимирович
  • Тихонов Владимир Семенович
  • Райзман Абрам Нафтулович
SU937827A1
Цевочно-реечная передача 1978
  • Лукиенко Виктор Георгиевич
  • Полосатов Лев Павлович
  • Попов Александр Григорьевич
  • Гончаров Виктор Васильевич
  • Алексеев Михаил Степанович
  • Гавриков Анатолий Сергеевич
  • Гельфанд Лазарь Михайлович
  • Потапов Валентин Дмитриевич
SU706626A1
Способ изготовления зубчатой передачи, составленной из колес с выпукло-вогнутыми профилями зубьев 1988
  • Шульц Всеволод Витальевич
SU1657296A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 694 890 A1

Реферат патента 1991 года Механизм подачи горной машины

Формула изобретения SU 1 694 890 A1

Изобретение относится к средствам механизации выемки полезных ископаемых и может быт использовано в бесцепных системах перемещения выемочных и проходческих машин

Целью изобретения является повышение надежности ее работы при одновременном увеличении ресурса работы за счет обеспечения действия в зацеплении колеса с рейкой радиальной силы одного направления

На фиг. 1 приведена схема работы зацепления в случае, когда точка начала контакта зуба колеса с зубом рейки лежит по осевой линии, проходящей через центр колеса нормально к рейке; на фиг,2 - схема работы зацепления в случае, когда точка начала контакта лежит за осевой линией; на фиг.З - расчетная схема, поясняющая вывод данной зависимости.

Возможны три случая работы движите- ля: линия зацепления при вращении колеса по часовой стрелке лежит справа от осевой, проходящей через центр колеса нормально к рейке {фиг. 1); линия зацепления лежит слева от осевой (фиг.2); линия зацепления начи- нается справа от осевой и кончается слева (фиг.1 и 2).

Когда линия зацепления находится справа от осевой, проходящей через ось ко- леса перпендикулярно к рейке (фиг.1), точка контакта в момент входа в зацепление лежит у головки зуба колеса, перемещаясь за фазу зацепления к ножке. Следствием этого является смещение линии действия окруж- ной силы F относительно общей нормали п-п на угол трения в зацеплении р к центру колеса, Это приводит к уменьшению факти- ческого усилия подачи РПод и росту радиальной выталкивающей составляющей Ррад, ухудшающей устойчивость комбайна, ломающей обратные захваты опорно-направляющего механизма и ускоряющей износ обратных захватов и бортов реек, В этом случае величина радиальной составляющей Ррад F sin (а + (р), а РПод F cos (а + $ Когда линия зацепления лежит слева от осевой (фиг.2), зацепление начинается у ножки зуба колеса и точка контакта за фазу зацепления перемещается к головке зуба колеса. В результате этого линий действия окружной силы F отклоняется от общей нормали п-п на угол трения вниз и величина радиальной силы:

Ррад F- Sin (а - (f))

Одновременно увеличивается и фактическая величина РПОД F cos (a - р.

Когда линия зацепления начинается справа от осевой, а кончается слева, в момент перехода точки контакта через осе- -вую происходит смена направления перемещения точки контакта и соответственно величины радиальной силы. При а (р изменяется не только величина, но и направление ее действия, что приводит к ухудшению устойчивости комбайна и его раскачиванию.

Данная зависимость обусловливает пересопряжение зубьев рейки и колеса по схеме,

0 5

0 5 0 : 5 0

приведенной нэ фиг.2, обеспечивающей оптимальное соотношение сил, действующих в зацеплении,

Эта зависимость получена из следующих соображений (фиг.З), где введены следующие обозначения: Ла+ и Л а - допуски на изменение межосевого расстояния в паре колесо-рейка из-за зазора в обратном захвате опоры и ее износа, соответственно: Xi, YI, Xa, Ya, XA, YA, ХБ, Ув- координаты точек пересопряжения 1 и 2 и вспомогательных точек А и Б соответственно :

Из Д ОАБ

р.. А Б

п 2 sin (T/2J

Из Д АБС

АБ V(XA-Xi7 +(YB -YAf .

где

Хд Xi +р cos а Рр + (Н + Д a4) tg а + р cos а.: XB X2+pcosa Да+ tg« +pcos а ; YA YI +/osin a: YB Y2+/9sin a Да tgtz+psin a.

После преобразований

R + H tg dTTW 2 sin (г/2)

ИЗ&А1Е

сi,

о I p с

r.

« R sin (til -ft

+ DA

cos a

-«таг

После подстановки значений YB, YD, ХА. ХБ и преобразований

TbTHlga- S+Rtg(r/2-arctg Рр+ tg „ )

05

0 5

cos a

Тогда в окончательном виде отношение. 2 Sin (г/2 )

ЈV ( Рр + н tg a )2 +JH2 cos a tg(r/2-arctg Pp + H tg a

cos a

выбор параметров по которому гарантирует действие в зацеплении радиальной силы одного направления.

Диапазон рекомендуемых величин высоты рабочего участка профиля зуба рейки Н {0,01-0,1) Рр выбран из следующих соображений. Величина Н является исходной, задаваемой при расчете. Минимальной величиной может быть точка или близкая к ней величина, чему соответствует значение 0,01 Рр . Увеличение высоты рабочего участка профиля зуба рейки улучшает условия работы движителя, уменьшая скольжение в зацеплении. С другой стороны, в этом случае растет металлоемкость рейки. Опыт эксплуатации очистных, комбайнов с БСП показывает, что ресурс движителя вполне удовлетворителен при высоте рабочего профиля в пределах 10 мм, чему и соответствует верхний предел 0,1 Рр для движителей с шагом 100 мм, С увеличением шага растет скольжение в зацеплении, что требует увеличения высоты рабочего участка зуба рейки.

Диапазон рекомендуемых величин рас- стояния точки начала контакта зуба колеса в направлении вращения колеса с зубом рейки от оси, нормальной к рейке и проходящей через центр колеса, S (0,05...0,1) Рр выбран из следующих соображений.

В соответствии с поставленной за дачей зацепление должно происходить по схеме, приведенной на фиг.2, причем величина S должна быть положительна. Поэтому минимальное ее значение принято S 0,05 Рр, что обеспечивает выполнение поставленного условия даже при реальных погрешностях изготовления колеса и рейки,

В процессе работу изнашивается направляющая рейка и опорная поверхность лыжи, что обусловливает смещение точки входа зуба колеса с зубом рейки вниз. Следствием этого при значительном износе и больших углах а точка входа в зацепление может оказаться справа от оси, т.е. зацепле- ние будет происходить по схеме фиг.1 с вытекающими отсюда недостатками, Для исключения этой возможности для случая, когда совместный износ лыжи и опорной поверхности превышает 20 мм, предусмот- рено увеличение величины S до 0,1 Рр.

Таким образом линия зацепления зуба колеса с зубом рейки лежит за осевой, проходящей через ось колеса перпендикулярно к рейке, что обеспечивает действие в зацеп- лении колеса с рейкой радиальной силы одного направления, в отличие от прототипа, где линия зацепления лежит по обе стороны осевой и в зацеплении действуют знакопеременные радиальные силы.

Формула изобретения 1. Механизм подачи горной машины, включающий зубатое колесо, профиль зуба которого выполнен по радиусу, и установленную с возможностью взаимодействия с зубчатым колесом зубчатую рейку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности его работы его одновременном увеличении ресурса работы, отношение радиусар кривизны профилей зубьев зубчатого колеса к радиусу R центров их кривизны составляет

2 sint-cAa)

p/R

v(Pp+H tg«f + H2 cos a

Н

,. tg(r/2-arctg Pp + H tg g )

cos a

где S - расстояние от точки начала контакта зуба колеса с зубом рейки до оси, нормальной к рейке и проходящей через центр зубчатого колеса, мм;

г-угловой шаг зубчатого колеса, мм;

Рр - шаг зацепления, мм;

Н - высота рабочего профиля зуба рейки, мм;

а - угол наклона профиля зуба рейки, ряд, при этом расстояние от точки начала контакта зуба колеса с зубом рейки до оси, нормальной к рейке и проходящей через центр зубчатого колеса, составляет 0,05- 0,25 от величины шага зацепления, причем высота рабочего профиля зуба рейки составляет 0,01-0,1 от величины шага зацеп- ления.

2, Механизм по п. 1,отличающийся тем, что отношение радиуса кривизны профилей зубьев зубчатых колес к радиусу центров их кривизны находится в диапазоне 0,2-0,5.

(, глф

068ИШ

AS

W2P

Фиг.З

SU 1 694 890 A1

Авторы

Бреннер Владимир Александрович

Ветчинкин Дмитрий Александрович

Гельфанд Лазарь Михайлович

Годынский Эдуард Георгиевич

Заволодько Владимир Петрович

Лукиенко Виктор Георгиевич

Лукиенко Леонид Викторович

Потапенко Вячеслав Алексеевич

Потапов Валентин Дмитриевич

Сагитов Григорий Ахнавович

Сергеев Алексей Дмитриевич

Смирнов Сергей Николаевич

Ткачев Александр Юрьевич

Шальнов Николай Алексеевич

Даты

1991-11-30Публикация

1990-01-25Подача