Изобретение относится к снаряжению для занятий альпинизмом, производства верхолазных работ, в частности к страховочным зажимам.
Целью изобретения является повышение надежности страховки путем исключения возможности выскакивания страховочной веревки из рабочего канала и расширение функциональных возможностей устройства.
Указанная цель достигается тем, что в зажиме-крючке, содержащем присоединит тельное ушко, рычаг с закладным каналом и рабочим каналом, ось которого образует прямой угол с линией ушко-рычаг-нагружа- емая ветвь страховочной веревки, корпус выполняется в виде дужки и двух несоосных соединенных торцами спиралей с одинаковым числом витков и встречными направлениями навивки, причем первая спираль идет от рычага и охватывает нагружаемую ветвь страховочной веревки, а вторая встречная
спираль идет от свободного конца крючка и охватывает свободный конец веревки. Закладной канал составляется из закладного отверстия и спирального пространства между витками встречных спиралей. Рабочий канал образован внутренним пространством спиралей с внутренним диаметром намотки спиралей, равным диаметру страховочной веревки, а размеры закладного отверстия составляют ,5 d; H-1,5d, где L, Н - длина и ширина закладного отверстия; d - диаметр веревки.
С целью повышения надежности страховки путем увеличения суммарного угла перелома веревки в зажиме ось второй спирали составляет с указанным направлением тупой угол больший, чем угол оси первой спирали. Кроме того, упрощение конструкции и повышение надежности срабатывания устройства при нагружении достигается тем, что корпус выполняется только из первой спирали, содержащей три
О
о ел ю ел VI
витка, причем угол наклона оси каждого витка увеличивается по мере отхода витков от рычага и входного конца рабочего канала. Кроме того, расширение функциональных возможностей предлагаемого устройства достигается тем, что дужка корпуса выполнена с дополнительным ушком, расположенным против торцового соединения спиралей.
При выполнении корпуса в виде спиралей рабочий канал образуется внутренними поаерхностями витков спиралей, При этом страховочная веревка, заложенная в рабочий канал и расправленная в нем,оказывается охваченной стенками рабочего канала (т.е. витками спиралей) со всех сторон, и при рывках любого направления любого из концов веревки выпадение веревки из рабочего канала исключается.
Излом соосности спиралей улучшает сцепление веревки, заложенной в рабочий канал, с его стенками, что обеспечивает повышение надежности срабатывания зажима и увеличение суммарного угла перелома веревки. Торцовое соединение двух встречных спиралей с одинаковым числом витков и встречными направлениями завивки дает возможность заложить веревку а рабочий канал.
Указанный выбор размеров закладного отверстия дает возможность проходить петле от сложенной вдвое страховочной веревки, совместно с выбором внутреннего диаметра намотки спиралей и расстояния между витками в каждой из встречных спиралей, равного диаметру веревки, позволяет осуществлять присоединение предлагаемого зажима-крючка к любому месту страховочной веревки путем закладывания сложенной петли сначала в закладное о гверстие, а затем одновременно каждой из ветвей петли через соответствующие встречные спиральные части закладного канала в рабочий канал зажима-крючка.
Схватывание первой спиралью нагружаемого конца веревки позволяет выполнить первый перелом веревки на входе рабочего канала, охват второй встречной спиралью свободного конца веревки позволяет выполнить второй перелом веревки на выходе рабочего канала.
Заложенная в рабочий канал и расправленная в нем веревка при рывках любого направления любого из концов страховочной веревки не может обратно вытянуться в петлю в области торцового соединения спиралей и выкрутиться обратно по спиральным составляющим закладного канала.
Кроме того, выполнение зажима-крючка только из первой спирали, содержащей
три витка, упрощает конструкцию и повышает удобство работы спортсмена, так как присоединение данного варианта зажима- крючка к веревке осуществляется простыми
круговыми движениями с заложением путем наматывания веревки прямо в рабочий канал через спиральный закладной канал первой спирали, причем без предварительного образования веревочной петли. Увели0 чение тупого угла наклона оси каждого витка первой спирали по мере отхода витков от входного конца рабочего канала увеличивает суммарный угол перелома веревки в зажиме и улучшает сцепление ве5 ревки с поверхностью рабочего канала, что повышает надежность срабатывания устройства при срыве спортсмена или нагруже- нии зажима при подъеме по веревке.
Кроме того, выполнение дужки корпуса
0 с дополнительным ушком под присоединенный карабин расширяет функциональные возможности предлагаемого зажима-крючка,
При заложенной в рабочий канал пе5 рильной веревке прикрепление спортсмена присоединительным карабином к устройству не посредством ушка в рычаге, а через дополнительное ушко в дужке корпуса дает возможно гь использовать предлагаемое
0 устройство в качестве перильного карабина. Расположение дополнительного ушка против торцового соединения спиралей, т.е. на равных расстояниях от входного и выходного концов рабочего канала и на малом по
5 сравнению с длиной рычага расстоянии от рабочего канала, исключает возможность переламывания веревки и дает возможность устройству свободно скользить, позволяя спортсмену перемещаться в нужном.
0 направлении вдоль перильной веревки.
Кроме того, выполнение дужки с дополнительным ушком и наличие закладного отверстия позволяет использовать предлагаемое устройство в качестве спуско5 вого тормоза для спуска по веревке с двумя степенями торможения и с возможностью закрепления спортсмена на веревке. Торможение первой степени с перегибанием веревки в двух местах обеспечивается зало0 жением петли из сложенной вдвое веревки в закладное отверстие с одной стороны корпуса и пропусканием этой петли с другой стороны корпуса через присоединительный карабин, прищелкнутый к зажиму в допол5 нительное уижо. Такая организация торможения первой степени позволяет также использовать предлагаемый зажим-крючок в качестве тормоза для осуществления динамической страховки, так как позволяет выдавать веревку с- протравливанием под
нагрузкой. При заложенной в рабочий канал веревке торможение второй степени с перегибанием веревки в пяти местах обеспечивается вставлением петли веревки из ее участка из области торцового соединения спиралей в присоединительный карабин, прощелкнутый в дополнительное ушко. Возможность закрепления спортсмена при заложенной в рабочий канал веревке обеспечивается пропусканием скрученной на 180 или 360° петли из участка веревки из области торцового соединения спиралей в присоединительный карабин, прощелкнутый в дополнительное ушко. При этом скручивание данной петли производится в направлении, при котором нагружаемая ветвь веревки поджимает петлю к дужке и одновременно пережимает скрутку, чем достигается усиление эффекта закрепления.
На фиг.1-6 изображен зажим-крючок.
Предлагаемый зажим-крючок (фиг.содержит присоединительное ушко 1, рычаг 2, корпус, состоящий из первой спирали 3, второй встречной спирали 4 и дужки 5 с дополнительным ушком 6, закладной канал из закладного отверстия 7 и спиральных участков 8 между витками спиралей, торцовое соединение 9 первой 3 и второй встречной 4 спиралей со встречными направлениями завивки.
Присоединение предлагаемого зажима-крючка к страховоуной веревке поясняется на фиг.2 и фиг.З. Петля 10 пропускается в закладное отверстие 7 (фиг.2) с той стороны корпуса, куда направлены витки навивки спиралей. При этом нагружаемая (НВ) ветвь веревки находится у основания рычага и начала первой спирали 3, а свободный конец (СВ) веревки находится у начала второй встречной спирали 4 на свободном конце крючка. Далее производится поворот петли в сторону навивки спиралей с одновременным заложением каждой из ветвей петли в соответствующие спиральные участки 8 закладного канала с одновременным выбира- нием лишней длины петли путем вытягивания нагружаемой НВ и свободной СВ ветвей веревки.
После заведения петли за торцовое соединение 9 встречных спиралей (фиг.З) пет- ля окончательно распрямляется выдергиванием одного из концов веревки, и веревка таким образом оказывается заложенной в рабочий канал и охваченной стенками рабочего канала - витками спиралей. Отсоединение предлагаемого зажима- крючка от страховочной веревки производится в порядке, обратном описанному.
На фиг.4 показано предлагаемое устройство при использовании в качестве спускового тормоза с первой степенью торможения или в качестве устройства для динамической страховки. При этом петля веревки заложена в закладное отверстие 7 с одной стороны корпуса и в присоединительный карабин 11с другой стороны корпуса, причем карабин 11 прощелкнут в дополнительное ушко 6. Работа предлагаемого устройства в данном режиме происходит аналогично работе известных спусковых тормозов, обеспечивается излом веревки в двух местах - в присоединительном карабине и вокруг дужки корпуса и имеется возможность быстро выдавать веревку с протравливанием под нагрузкой.
На фиг.5 показано предлагаемое устройство при использовании в качестве спускового тормоза с второй, более высокой. степенью торможения. Веревка заложена в рабочий канал, петля веревки из ее участка из области торцового соединения 9 вытянута и пропущена в присоединительный карабин 11, прощелкнутый в дополнительное ушко 6. Вторая, более высокая, степень торможения обеспечивается изломом веревки в пяти местах - на входе рабочего канала. на одном витке первой спирали, вокруг присоединительного карабина, на одном витке второй встречной спирали и на выходе рабочего канала.
На фиг,6 показано предлагаемое устройстве при использовании в качестве тормоза для закрепления спортсмена на веревке. Петля веревки из ее участка из области торцового соединения 9 спиралей пе- рекручена на 180° и вставлена в присоединительный карабин 11, прощелкнутый в дополнительное ушко 6. Нагружаемая НВ ветвь веревки поджимает петлю к дужке и пережимает скрутку. Совокупность изломов веревки, скрутки петли и ее пере- жимание под нагрузкой исключают проскальзывание веревки в предлагаемом устройстве, чем и обеспечивается надежное закрепление спортсмена в выбранном месте страховочной веревки,
Таким образом, по сравнению с известным предлагаемое конструктивное выполнение корпуса обеспечивает полный охват веревки, заложенной в рабочий канал, витками спиралей, исключает произвольное выскакивание веревки из рабочего канала, чем и достигается повышение надежности страховки. Кроме того, выполнение дужки корпуса с дополнительным ушком расширяет функциональные возможности устройства.
Формула изобретения
Зажим-крючок, содержащий корпус с присоединительным отверстием, закладным каналом, выполненный в виде дужки и двух соединенных внутренними торцами спиральных направляющих, имеющих одинаковое число витков и встречное направление навивки,отличающийся тем,что, с целью повышения надежности страховки, корпус снабжен рычагом, закрепленным со
стороны внешнего торца одной из спиралей, направленным перпендикулярно оси этой спирали, на консольном конце рычага выполнено присоединительное ушко, а оси спиралей расположены под углом 170-175° между собой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Страховочное устройство для альпинистов | 1985 |
|
SU1353448A1 |
Страховочное устройство | 1980 |
|
SU961715A1 |
Снежный якорь-лопата | 1985 |
|
SU1333349A1 |
АЛЬПИНИСТСКОЕ СТРАХОВОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2091108C1 |
Страховочное устройство | 1981 |
|
SU971369A1 |
Карабин | 1991 |
|
SU1796221A1 |
Страховочное устройство для альпинистов | 1990 |
|
SU1780782A1 |
СТРАХОВОЧНЫЙ КАРАБИН | 1989 |
|
RU2092207C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТРАХОВКИ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ВЕРЕВКЕ | 1990 |
|
RU2026701C1 |
СТРАХОВОЧНЫЙ КАРАБИН "БУРЕВЕСТНИК" | 1993 |
|
RU2085240C1 |
Изобретение относится к альпинистскому снаряжению и позволяет повысить надежность страховки путем исключения возможности выскакивания страховочной веревки из рабочего какала. Устройство содержит присоединительное ушко, рычаг, корпус, состоящий из первой спирали, второй встречной спирали и дужки с дополнительным ушком, закладной канал из закладного отверстия и спиральных участков между витками спиралей, торцовое сое- динение первой и второй спиралей с одинаковым числом витков и встречным направлением завивки, Первая и вторая спирали несоосны. 6 ил.
8
СВ
9иг.2
(8
Фиг.З
С8
Фиг. 5
Фиг. 6
Методологические рекомендации по использованию спелеотуристического снаряжения.-М., 1978, с.31, рис | |||
Рельсовый башмак | 1921 |
|
SU166A1 |
Авторы
Даты
1991-12-07—Публикация
1988-12-01—Подача