Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трений.
Цель изобретения - повышение достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций.
На чертеже представлена блок-схема устройства.
Устройство содержит установленный на поверхности неподвижной пары 1 трения широкополосный преобразователь 2, широкополосный предварительный усилитель 3, фильтр 4 высоких частот или полосовой фильтр, блок 5 выделения опорного уровня полосы сигнала вибрации, блок 6 выделения уровней пересечения полосы сигнала,
многоканальный счетчик 7 количества пересечения сигнала. Выходы этого счетчика соединены с входами блока 8 вычисления отношений, выход которого соединен с входом индикатора 9.
Способ осуществляется следующим образом.
Широкополосным преобразователем 2, установленном на поверхности неподвижной части пары 1 трения, вибрации пары трения преобразуются в электрический сигнал, который усиливается усилителем 3. Область высоких частот сигнала вибрации несет информацию о наличии микродефектов на поверхностях элементов пары трения (микротрещины, микрошероховатости и т.д.), а также о стационарности процесса трения. При этом характер высо4 1
«очастотной области сигнала также зависит от скорости движения, нагрузки и прочих условий работы пары трения. Область низких частот несет информацию о несовершенстве геометрии элементов ПТ, нагрузке, скорости движения, качестве смазки, балансировки и т.п. Таким образом, при изменении характера сигнала в области низ ких частот из-за указанных причин при вычислении отношения подвижноетеи в ВЧ- и НЧ-областях происходит изменение значения диагностического признака даже без изменения характера сигнала в ВЧ-области. ПоэтЪму в способе используется вычисление отношения подвиж- ностей на выбранных уровнях к подвижности на нулевом уровне в той же полосе частот. При этом устраняется влияние параметров области низких частот и проявляющихся в ней дефектов. Фильтр верхних частот выделяет полосу верхних частот, при этом частота разделения примерно в десять раз выше частоты вращения диагностируемой пары трения, чтобы исключить первую наиболее сильную гармонику вы нужденмой частоты. Верхняя граница определяется частотными характеристи- ками усилительного тракта, датчика и способом крепления последнего,
Ограниченная диапазоном 1-3 октавы полоса высоких частот расположена в районе вынужденных или собственных частот колебаний диагностируемого узла. Причем в качестве вынужденных частот обычно выступают частоты, получаемые в виде произведения частоты вращения пары трения на количество локальных дефектов по ее окружности.
Сигнал с фильтра k верхних частот поступает в блок 5 выделения опорного
Q
5
уровня. В качестве такого блока мог жет использоваться детектор средне- квадратического, средневыпрямленного или амплитудного значения. Блок 5 соединен с блоком 6, в качестве которого может быть использован усилитель с необходимым коэффициентом усиления и делитель напряжения. Усилитель необходим для того, чтобы можно было получать уровни пересечения выше, чем опорный уровень.
Выбор в диагностическом параметре одной из составляющей отношения равной подвижности на нулевом уровне в той же высокочастотной полосе вибрационного сигнала позволяет повысить достоверность контроля, а определение подвижностей на разных опорных уровнях - диагностическую чувствительность .
Формула изобретения
1.Способ диагностики состояния пар трения по коэффициенту подвижности, определяемому как величина отношения подвижностей вибрационного сигнала в высокочастотной области
к подвижности на нулевом уровне в заданной полосе частот, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций, заданная полоса частот выбирается в той же высокочастотной области вибрационного сигнала.
2.Способ поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что полосу высоких частот ограничивают диапазоном от
1 до 3 октав в области расположения резонансной частоты диагностируемой пары трения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики состояния пар трения | 1988 |
|
SU1552044A1 |
Способ диагностики состояния пар трения | 1986 |
|
SU1345087A1 |
СПОСОБ МУЛЬТИФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛОВ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ИНТЕГРАЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ | 2019 |
|
RU2728485C1 |
Способ виброакустического диагностирования технического состояния режущих поверхностей инструментов | 1988 |
|
SU1532820A1 |
Способ вибродиагностики возникновения зарождающихся дефектов в отдельных узлах механизмов | 2021 |
|
RU2769919C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2379645C2 |
Устройство ультразвукового контроля состояния изделий | 2016 |
|
RU2640956C1 |
Устройство для диагностики узлов трения механизмов с вращающимися элементами | 1985 |
|
SU1307272A1 |
Способ диагностирования механизма | 1988 |
|
SU1548688A1 |
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕЖВАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДВУХВАЛЬНЫХ ТУРБОМАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2200942C2 |
Изобретение относится к контрольно-измерительной технике и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трения . Цель - повышение достоверности контроля за счет уменьшения влияния низкочастотных вибраций. Состояние пар трения определяют по отношению подвижностей вибрационного сигнала в высокочастотной области к подвижности на нулевом уровне в заданной полосе частот. Заданную полосу частот выбирают в той же высокочастотной области вибрационного сигнала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Способ диагностики состояния пар трения | 1988 |
|
SU1552044A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-12-23—Публикация
1989-07-03—Подача