Изобретение относится к измерительной технике и машиностроению и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других, пар трения.,
Целью способа является повышение достоверности контроля и диагностической чувствительности способа путем измерения подвижности вибрацион- j-шх сигналов на разных уровнях.
На чертеже представлена блок-схема устройства, реализующего предлагаемый способ.
Устройство содержит установленный на поверхности неподвижной пары трения 1 (ПТ,) широкополосный преобразователь 2, широкополосный предварительный усилитель 3, фильтр k низких частот, блок 5 выделения опорного уровня низкочастотного сигнала, блок 6 выделения уровней пересечения низкочастотного сигнала, многоканальный счетчик 7 количества пересечений низ- кочастотного сигнала.
Устройство содержит также фильтр 8 верхних частот, вход которого соединен с вторым выходом усилителя 3 блок 9 выделения опорного уровня высокочастотного сигнала, блок 10 выделения уровней пересечения высокочастотного сигнала и многоканальный счетчик 11 количества пересечений высокочастотного сигнала. Выходы счетчиков 7 и 11 соединены с входами блока 12 вычисления отношений, выход которого соединен с входом индикатора 13.
Способ осуществляют следующим образом.
Широкополосным преобразователем 2, установленным на поверхности неподвижной части пары трения 1, вибрации ПТ преобразуют в электрические сигналы, которые усиливаются усилителем 3- Поскольку конструктивные элементы трущихся тел могут вызывать вибрации на низких частотах, то область низких частот спектра измеренного сигнала несет информацию о несовершенстве геометрии элементов ПТ, о нагрузке, скорости движения, качестве смазки, балансировки и т.п.
Область высоких частот сигнала виб1 раций несет информацию о наличии микродефектов на поверхностях элементов ПТ (микротрещины, микрошероховатости и т.д.), а также о стационарности про цесса трения. При этом характер высокочастотной области сигнала вибрации также зависит от скорости движения, нагрузки и прочих условий работы ПТ. Поэтому выделяют фильтрами нижних k и верхних 8 частот соответственно об ласти низких и высоких частот. При этом область низких частот 0-fp, где Ј„ - частота разделения, а область вы соких частот от 10fp и выше.
Сигнал с фильтра k нижних частот поступает в блок 5 выделения опорного уровня. В качестве блока опорного уровня может использоваться детектор среднеквадратического, средневыпрямленного или амплитудного значения. Блок 5 опорного уровня соединен с блоком 6 выделения уровней пересечем ния, в качестве которого может быть использован усилитель с необходимым коэффициентом усиления и делитель напряжения. Усилитель необходим для того, чтобы можно было получать уровни пересечения выше, чем опорный уровень. Выходы блока 6 выделения уровней пересечения подключены к многоканальному счетчику 7 количества пересечений, в котором происходит подсчет количества пересечений по каждому уровню. При изменении качественного состояния ПТ изменяется характер сигнала,- появляются нестацио
0
парные выбросы, количество которых и подсчитывается для разных уровней счетчиком 7.
Аналогично выполняется подсчет числа пересечений по высокочастотному каналу. Затем вычисляются отношения количеств пересечений на соответствующих уровнях пересечений в высоко- и низкочастотной областях сигнала, напр ример на уровнях: 3 А,
5
0
5
0
5
40
2 АСКЪ АСК скз t5 ACKJ
45
50
55
ck3 2)5 AC кэ 5
с л iK
О A.C.KJ, где уровень сигнала, соответствующий среднеквадратическому значению сигнала, в определенной (высоко- или низкочастотной) области.
Возможен вариант, когда в счетчике количества пересечений записан О, т.е. ни одного пересечения, тогда в этом счетчике записывается 1, что-- бы не было деления на О. Полученные значения отношений количеств пересечений сравниваются с эталонными в виде расстояния между n-мерными векторами в признаковом пространстве с помощью одного из известных показателей расстояния, например по Эвклиду:
г иЛ 2
21 UiK- UJK
JL K -)
где U;,, - измеренное отношение количеств пересечений на уровне К;
эталонное значение количества пересечений на уровне К.
Полученное расстояние d является диагностическим признаком состояния ПТ.
Использование диагностического параметра в виде отношений пересечений на различных уровнях способствует повышению достоверности контроля технического состояния ПТ и увеличению диагностической чувствительности способа.
Использование в качестве опорного уровня среднеквадратического значения сигнала позволяет проводить обработку нестационарных сигналов.
Формула изобретения
1..Способ диагностики состояния пар трения, заключающийся в том, что измеряют вибрации пар трения, произ-- водят выделение областей высоких и низких частот спектра сигнала вибрации пар трения, определяют диагностический параметр в виде отношения под- вижностей сигналов в областях высоких и низких частот и по сравнению его с эталонной величиной судят о состоянии пар трения, отличаю- 5 щ и и с я тем, что, с целью повышения достоверности контроля и увеличения диагностической чувствительности способа, для определения диагностичес-)0 кого параметра измеряют подвижности вибрационных сигналов на разных уровнях, причем эти уровни выбираются кратными или некратными опорному уровню.
2. Способ по п. отличающий с я тем, что в качестве опор1552
15
й
ного уровня выбирают среднеквадрати- ческое значение вибрационного сигнала.
3. Способ по п. отличающий с я 1тем, что в качестве опорного уровня выбирают средневыпрямлен- ное значение вибрационного сигнала.
k. Способ по п. отличающийся тем, что в качестве опорного уровня выбирают амплитудное значение вибрационного сигнала.
5. Способ по п. отличающийся тем, что выбирают несколько опорных уровней одновременно, нап- Ример амплитудное и среднеквадрати- ческое значения вибрационного сигнала .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ диагностики состояния пар трения | 1989 |
|
SU1700417A1 |
Способ диагностики состояния пар трения | 1986 |
|
SU1345087A1 |
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕЖВАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДВУХВАЛЬНЫХ ТУРБОМАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2001 |
|
RU2200942C2 |
ВИБРОМЕТРИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2006 |
|
RU2319210C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ, УЗЛОВ И ПРИВОДНЫХ АГРЕГАТОВ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2379645C2 |
Способ контроля подшипника роторной системы | 1990 |
|
SU1719953A1 |
Способ вибродиагностики возникновения зарождающихся дефектов в отдельных узлах механизмов | 2021 |
|
RU2769919C1 |
Способ диагностирования технического состояния подшипников качения в режиме реального времени | 2024 |
|
RU2826382C1 |
Способ вибросейсмической разведки | 1986 |
|
SU1396113A1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ | 2001 |
|
RU2209410C1 |
Изобретение относится к измерительной технике и машиностроению и может быть использовано для диагностики состояния подшипников и других пар трения. Цель изобретения - повышение достоверности контроля и чувствительности способа диагностики состояния пар трения путем измерения подвижности вибрационных сигналов на разных уровнях. Измеряют вибрации пар трения. Производят выделение областей высоких и низких частот спектра сигнала вибраций пар трения. Определяют диагностический параметр в виде отношения подвижностей сигналов в областях высоких и низких частот. По сравнению его с эталонной величиной судят о состоянии пар трения. Подвижности вибрационных сигналов измеряют на разных уровнях. Эти уровни выбираются кратными или некратными опорному уровню. В качестве опорного уровня выбирается среднеквадратическое амплитудное значение вибрационного сигнала или несколько опорных уровней одновременно, например амплитудное и среднеквадратическое значение вибрационного сигнала. 4 з.п. ф-лы, 1 ил.
А
1
A /N 2
0 А А А А
1
П
А
А
-I i
А А
О
/Tv Tiv
П
И4
А /
А
/
А
Авторское свидетельство СССР № , кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1990-03-23—Публикация
1988-07-21—Подача