МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ Российский патент 1995 года по МПК F16H63/00 

Описание патента на изобретение RU2047029C1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению 5-скоростной коробкой передач транспортного средства.

Известен механизм управления многоскоростной коробкой передач транспортного средства (см.например, патент США N 4356879, кл. В 60 К 17/34, 1980), включающий шток переключения, скользящий в осевом направлении, приводной шток, скользяще перемещающийся параллельно штоку переключения, фиксированный неподвижный шток, расположенный параллельно штоку переключения и штоку привода, рычаг переключения, соединенный со штоком привода, вилку переключения, скользяще установленную на приводном и фиксированном штоках, при этом вилка соединена с муфтой отключения одной из ведущих осей, плечо, крепящееся к штоку переключения и имеющее скользящий контакт со штоком привода и фиксированным штоком, первое блокирующее устройство между штоком привода, вилкой переключения и фиксированным штоком для приведения в контакт приводного штока с вилкой переключения, а также для контакта вилки переключения с фиксированным штоком, второе блокирующее устройство между штоком привода, плечом и фиксированным штоком для приведения в контакт штока привода с плечом, а также для приведения в контакт плеча и фиксированного штока.

Недостатками устройства является его сложность, а также ненадежность механизма, обусловленная тем, что рычаг управления вспомогательной коробкой с соединительным элементом расположены вне картера без герметичного уплотнения.

Известен также механизм управления многоскоростной коробкой передач (см. заявку Великобритании N 2136068, кл. G 05 G 9/18, 1984), включающий рычаг переключения, взаимодействующий попеременно с вилками переключения 1-ой и 2-ой, 3-ей и 4-ой передач и посредством промежуточного рычага, размещенного на параллельных штоках, с вилками 5-ой передачи и заднего хода, при этом вилка 1-ой и 2-ой передач установлена на неподвижном штоке с возможностью скольжения в обе стороны от нейтрального положения, вилка 3-ей и 4-ой передач установлена на подвижном штоке с возможностью скольжения в обе стороны от нейтрального положения, вилка 5-ой передачи установлена на подвижном штоке с возможностью скольжения только в одну сторону от нейтрального положения, вилка заднего хода установлена на картере, механизм снабжен стопорным кольцом, размещенным на подвижном штоке, и блокирующим механизмом 5-ой передачи.

Недостатком устройства является его ненадежность, обусловленная сложной конструкцией механизма.

Техническим результатом изобретения является повышение надежности механизма управления многоскоростной коробкой передач.

Указанный результат достигается тем, что в известном механизме управления многоскоростной коробкой передач, включающем рычаг переключения, взаимодействующий попеременно с вилками переключения 1-ой и 2-ой, 3-ей и 4-ой передач и, посредством промежуточного рычага, размещенного на параллельных штоках, с вилками 5-ой передачи и заднего хода, стопорное кольцо, закрепленное на одном из штоков, и блокирующий механизм 5-ой передачи, указанный промежуточный рычаг установлен с возможностью попеременного перемещения по штоку промежуточного рычага или по штоку вилки заднего хода, а вилка заднего хода и стопорное кольцо закреплены на штоке вилки заднего хода, механизм управления снабжен также поводком и блокирующим механизмом передачи заднего хода, причем поводок закреплен на штоке промежуточного рычага и соединен со штоком вилки 5-ой передачи, установленным с возможностью осевого перемещения вместе с вилкой 5-ой передачи, а блокирующий механизм передачи заднего хода совмещен с блокирующим механизмом 5-ой передачи, при этом блокирующий механизм 5-ой передачи и передачи заднего хода размещен внутри промежуточного рычага, между штоком промежуточного рычага и штоком вилки заднего хода.

На фиг.1 изображен механизм управления многоскоростной коробкой передач вид сзади; на фиг.2 механизм управления, смонтированный в боковой крышке, разрез А-А на фиг.1; на фиг.3 механизм управления 5-ой передачей, расположенный в дополнительном картере, разрез Б-Б на фиг.1; на фиг.4 положение элементов при включенной 5-ой передаче; на фиг.5 положение элементов при включенной передаче заднего хода.

Механизм управления многоскоростной коробкой передач транспортного средства размещен в боковой крышке 1 основного картера 2 и в дополнительном картере 3, выполненном в виде приставки к основному картеру, и выполнен в виде рычага переключения 4, взаимодействующего попеременно с: вилкой 5 1-ой и 2-ой передач, закрепленной на штоке 6, вилкой 7 3-ей и 4-ой передач через головку штока 8 3-ей и 4-ой передач, закрепленных на штоке 9, промежуточным рычагом 10, установленным с возможностью перемещения по штоку 11 промежуточного рычага и по штоку 12 вилки заднего хода 13. В вилке 5 1-ой и 2-ой передач, головке штока 8 и промежуточном рычаге 10 выполнены соответственно пазы 14, 15, 16 для перемещения сферического конца 17 рычага переключения 4. В боковой крышке 1 размещены упор 18 и предохранитель 19, предотвращающие включение заднего хода при выключении 5-ой передачи. На штоке 12 закреплены вилка 13 заднего хода и стопорное кольцо 20, в торец которого упирается своим торцом промежуточный рычаг 10 при перемещении по штоку 12. На штоке 11 промежуточного рычага закреплен поводок 21, в который упирается другим своим торцом промежуточный рычаг 10 при перемещении по штоку 11. Поводок 21 своей лапкой 22 соединен со штоком 23 вилки 5-ой передачи, на котором закреплена вилка 24 5-ой передачи. Все пять штоков выполнены подвижными в осевом направлении. Внутри промежуточного рычага 10, между штоком 11 промежуточного рычага и штоком 12 вилки заднего хода размещен блокирующий механизм 5-ой передачи, совмещенный с блокирующим механизмом передачи заднего хода. Блокирующий механизм 5-ой передачи и передачи заднего хода выполнен в виде плунжера 25, установленного в отверстии промежуточного рычага 10 и попеременно взаимодействующего с лунками 26, 27, соответственно выполненными на штоках 11 и 12. Механизм управления снабжен фиксирующим механизмом для удержания передач в нейтральном и включенном положениях, выполненным в виде шариков 28 и пружин 29, взаимодействующих со штоками. В боковой крышке 1 основного картера и штоках 6, 9, 11, 12 выполнен блокирующий механизм одновременного включения передач 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой, 5-ой и заднего хода, выполненный в виде пальцев 30 и плунжеров 31, взаимодействующих с лунками 32 и 33 на штоках.

Переключение передач осуществляется следующим образом.

При ходе выбора сферический конец 17 рычага переключения 4 перемещается по пазам 14, 15, 16, соответственно вилки 5 1-ой и 2-ой передач, головки штока 8 3-ей и 4-ой передач и промежуточного рычага 10. Включение 1-ой, 2-ой, 3-ей, 4-ой передач осуществляется по известной схеме и не описывается в изобретении.

Представляет интерес работа механизма переключения передач при включении 5-ой передачи и передачи заднего хода. После установки сферического конца 17 рычага переключения 4 в пазу 16 промежуточного рычага 10, последний перемещает шток 11 и поводок 21 влево (фиг.4), далее лапка 22 поводка 21 перемещает шток 23 и вилку 24 5-ой передачи, включая 5-ую передачу. При этом нижняя головка промежуточного рычага 10 скользит по штоку 12 вилки заднего хода, в результате чего вилка 13 заднего хода остается неподвижной. Одновременно плунжер 25, размещенный внутри рычага 10 заходит в лунку 26 на штоке 11 и запирает шток 11 и рычаг 10, плунжеры 31 блокирующего механизма передач, посредством перемещения их из лунок 32 штока 11, запирают штоки 9, 12. Одновременное перемещение пальца 30 и плунжера 31 запирает шток 6. При выключении 5-ой передачи рычаг переключения 4 воздействует на промежуточный рычаг 10 и шток 11, заблокированные плунжером 25, на поводок 21, шток 23 и вилку 24, в результате данная система перемещается как одно целое в нейтральное положение. Для включения передачи заднего хода необходимо осуществить дополнительный выбор рычагом переключения 4, отжав предохранитель 19 и обойдя упор 18.

Включенное положение передачи заднего хода показано на фиг.5.

При включении передачи заднего хода рычаг 10 скользит по штоку 11 и передвигает шток 12 вправо посредством упора рычага 10 в стопорное кольцо 20, передвигая вилку заднего хода 13, закрепленную на штоке 12, при этом плунжер 25 заходит в лунку 27 на штоке 12 и запирает шток 12 вилки заднего хода и промежуточный рычаг 10. А плунжеры 31 и пальцы 30 блокирующего механизма передач, посредством перемещения одного из плунжеров 31 из лунки 33 штока 12, запирают штоки 11, 9, 6.

При выключении передачи заднего хода рычаг переключения 4 воздействует на рычаг 10 и шток 12 вилки заднего хода, заблокированные плунжером 25, вилку заднего хода 13, в итоге данная система перемещается как одно целое в нейтральное положение.

Предложенный механизм управления многоскоростной коробкой передач отличается высокой надежностью.

Похожие патенты RU2047029C1

название год авторы номер документа
Устройство для управления трансмиссией транспортного средства 1983
  • Замчевский Валерий Константинович
  • Снегарь Олег Тарасович
SU1183409A1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКОЙПЕРЕДАЧ 1967
SU195903A1
Устройство управления коробкой передач транспортного средства 1979
  • Замчевский Валерий Константинович
  • Назаров Борис Борисович
SU880803A1
Устройство управления коробкой передач транспортного средства 1982
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Коршунов Георгий Валериевич
SU1065253A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Малыхин М.В.
  • Вотинов М.Е.
RU2162797C2
Механизм заднего хода коробки передач транспортного средства 1987
  • Курзель Иосиф Антонович
SU1452717A1
ГИДРОУСИЛИТЕЛЬ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Добринец В.К.
  • Пуховой А.А.
  • Червяк Г.П.
RU2013268C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Некрасов В.И.
  • Зеленовских М.А.
RU2008230C1
СИНХРОНИЗАТОР 2015
  • Дорофеев Сергей Александрович
RU2602642C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКИ С ПЕРЕДАЧЕЙ ЗАДНЕГО ХОДА И СКОРОСТНЫМИ ПЕРЕДАЧАМИ ДВИЖЕНИЯ ВПЕРЕД 1991
  • Лобанов Федор Харитонович
RU2015938C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 047 029 C1

Реферат патента 1995 года МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к управлению пятискоростной коробкой передач транспортного средства. Техническим результатом изобретения является повышение надежности механизма управления многоскоростной коробкой передач. Механизм управления включает рычаг переключения, взаимодействующий попеременно с вилками переключения 1-й и 2-й, 3-й и 4-й передач и посредством промежуточного рычага, размещенного на параллельных штоках, с вилками 5-й передачи и заднего хода, стопорное кольцо, закрепленное на одном из штоков, блокирующий механизм 5-ой передачи. Промежуточный рычаг установлен с возможностью попеременного перемещения по штоку промежуточного рычага или по штоку вилки заднего хода. Вилка заднего хода и стопорное кольцо закреплены на штоке вилки заднего хода. Механизм управления снабжен также поводком и блокирующим механизмом передачи заднего хода, причем поводок закреплен на штоке промежуточного рычага и соединен со штоком вилки 5-й передачи, установленным с возможностью осевого перемещения вместе с вилкой 5-й передачи. Блокирующий механизм передачи заднего хода совмещен с блокирующим механизмом 5-й передачи, при этом блокирующей механизм 5-й передачи и передачи заднего хода размещен внутри промежуточного рычага, между штоком промежуточного рычага и штоком вилки заднего хода. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 047 029 C1

МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОСКОРОСТНОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ, содержащий рычаг переключения, промежуточный рычаг, установленный на штоках, вилки переключения первой и второй, третьей и четвертой передач, установленные на штоках с возможностью попеременного взаимодействия с рычагом переключения, вилки пятой передачи и передачи заднего хода, установленные на штоках с возможностью попеременного взаимодействия с рычагом переключения через промежуточный рычаг, стопорное кольцо, закрепленное на одном из штоков вилок, и блокирующий механизм, отличающийся тем, что промежуточный рычаг установлен с возможностью попеременного перемещения по своему штоку или по штоку вилки заднего хода, вилка заднего хода и стопорное кольцо закреплены на штоке вилки заднего хода, механизм управления снабжен поводком, закрепленным на штоке промежуточного рычага и соединенным с штоком вилки пятой передачи, а блокирующий механизм размещен внутри промежуточного рычага между его штоком и штоком вилки заднего хода и предназначен для попеременного блокирования пятой передачи и передачи заднего хода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2047029C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
МАГНИТНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ 1998
  • Савич А.Н.
  • Пискорский В.П.
RU2136068C1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1

RU 2 047 029 C1

Авторы

Кузнецов В.А.

Минин Г.И.

Даты

1995-10-27Публикация

1993-02-09Подача