Фп.1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а частности к конструкции двухступенчатых коробок передач, и может быть использовано г.о всех отраслях народного хозяйства в качестве механической передами для преобразования крутящего момента и эстоти вращения.
Известны механические ступенчатые коробки передач транспортных средств, содержащие валы с шестернями, зацепляющимися между собой, причем шестерни, свободно установленные на валу, блокируются муфтой переключения, подвижные элементы которой установлены на валу и взаимодействуют с приводом, выполненным в виде тяг, размещенных в отверстиях одной из шестерен и входящих в углубление на другой шестерне.
Однако при взаимодействии тяг, входящих в углубление, затруднено блокирование шестерен из-за возможного несовпадения, а также возможен при этом скол тяг.
Известна также двухступенчатая передача, содержащая входной вал с шестерней, связанной с шестернями выходного вала, свободно установленными на последнем, между которыми на шлицах того же вала сидит муфта переключения передач, имеющая подвижный элемент, управляемый приодом, выполненный в виде тяг, размещенных в отверстиях одной из подвижных шестерен и взаимодействующих с подвижным элементом муфты, а также соединенных с втулкой, установленной на ступице шестерни со стороны, противоположной муфте, м подпружиненной относительно ступицы шестерни, при этом связь тяг с подвижным элементом муфты осуществляется посредством буртика, размещенного в полукольцах, жестко соединенных с тягами и размещенных в кольцевой проточке подвижного элемента муфты. Однако в известной коробке передач значительно усложнена конструкция привода муфты переключения передач, т.е. связь тяг с подвижным элементом муфты, что может отриательно сказываться нэ долговечности и надежности коробки в целом.
Цель изобретения - уменьшение габаритов.
- Для достижения поставленной цели в двухступенчатой передаче, содержащей установленные на валу с возможностью вращения шестерни, расположенную между ними подвижную о ссезом направлении муфту, связанную с оплот, и устройство дня ое привода, содержащее связанный с муфтой шток, вал дыиолнен полым, шток расположен по or.li полого пала, из штоке из
подшипниках закреплена птулка, наружная поверхность которой снабжена зубчатыми рейками, слизанными посредством шестерен, устаиоаленных в дополнительных
радиальных пазах пала, с рейками, выполненными на внутренней поверхности упомянутой муфты.
На фиг.1 показана двухступенчатая передача, продольный разрез; на фиг.2 - то
же, поперечный разрез; на фиг.З - кинематическая схема; на фиг.4 - зубчатая кассета, поперечный разрез; на фиг.5 - разрез А-А на фи г,4.
Предложенная двухступенчатая передача содержит корпус 1, в котором уста- новлен входной вал 2 с шестерней 3, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 4 промежуточного вала 5, на котором установлена шестерня 6. Шестерни А и 6
зацепляются соответственно с шестернями 7 и 8, которые свободно установлены на выходном валу 9. Муфта переключения передач имеет подвижный элемент 10, взаимодействующий поочередно с шестернями
7 и 8, снабженными шлицами 11, которые связаны со шлицами 12 вала 9. На втулке 13, насаженной на шток 14 посредством подшипников 15, а также на подвижном элементе 10 установлены зубчатые рейки 16 и
17, связанные между собой посредством зубчатых кассет 18, состоящих из шестерен 19. 20 с валами 21. 22, установленных в рамке 23, размещенной в продольных вырезках выходного вала 9. В качестве направляющего штока,14 служит отверстие в крышке 24.
Двухступенчатая передача работает следующим образом.
При подаче крутящего момента на вал 2
шестерня 3 вращает шестерню 4, а вместе с
ней промежуточный вал 5 и шестерню 6.
При взаимодействии со штоком 14 втулка 13
перемещается вдоль оси вала 9, при этом
рейки 16 приводят во вращение шестерни 19,20 кассеты 10, которые перемещают рейки 17 подвижного элемента 10. Таким образом, действуя на шток 14, вал 9 посредством подвижного элемента 10 блокируется соотпетственно шестернями 7 и 8 поочередно.
Предлагаемая двухступенчатая передача конструктивно проста за счет упрощения конструкции привода подвижного олемен- та муфты, что, в свою очередь, позволяет уменьшить глбэриты коробки. Простота и надежность связи подог.жного элемента муфты с приводом и возможность вращения муфты вокруг штока повышают надежность и долговечность коротки в цолом.
Формуле изобретения
Двухступенчатая передача, содержащая установленные на валуе возможностью вращения шестерни, расположенную между ними подвижную в осезоги направлении муфту, связанную с валом, и устройство для ее привода, содержащее связанный с муфтой шток, отличающаяся тем. что с
0
целью уменьшения габаритов, вал выполнен полым, шток расположен по оси полого вала, на штоке на подшипниках закреплена втулка, наружная поверхность которой снабжена зубчатыми рейками, связанными посредством шестерен, установленных в дополнительных радиальных пазах вала, с рейками, выполненными на внутренней поверхности упомянутой муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухступенчатая коробка передач транспортного средства | 1971 |
|
SU692748A1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2005 |
|
RU2297338C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019441C1 |
Устройство включения Лепилова,преимущественно для фрикционных узлов сцепления | 1983 |
|
SU1139916A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
ДВУХВАЛЬНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2022 |
|
RU2792700C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ | 2012 |
|
RU2495301C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2012 |
|
RU2506455C1 |
СТАНОК-КАЧАЛКА | 2012 |
|
RU2506457C1 |
Изобретение относится к: машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является уменьшение габаритов. Двухступенчатая передача содержит вал 9 с шестернями 7,8, муфту переключения и устройство для еэ привода. Привод выполнен в виде штока, на конце которого жестко насажены подшипники, на которых установлена втулка с выполненными на ней вдоль оси зубчатыми рейками, равномерно расположенными по окружности, каждая из которых находится в зацеплении с зубчатыми шестернями в вырезках выходного вала, находящихся в свою очередь в зацеплении с зубчатыми рейками, выполненными на подвижном элементе муфты. 5 ил.
16
фи г 2
А
I
сригА
фиг5
Воздушная газомазутная форсунка среднего давления с пропорционированием количеств жидкого топлива и воздуха | 1950 |
|
SU92748A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-01-15—Публикация
1990-04-02—Подача