Вибразащитное сиденье транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60N2/50 

Описание патента на изобретение SU1710387A1

Изобретение относится к автомобилестроению и предназначено для виброзащиты водителей транспортных средств.

Известно виброзащитное сиденье, содержащее верхнюю деформируемую камеру, нижнюю недеформируемую камеру и распределитель нагрузок между камерами. Верхняя камера выполнена в виде гофрированной трубы, а распределитель - в виде выпуклой диафрагмы из воздухонепроницаемой ткани.

Недостатком такого сиденья является то, что оно не обеспечивает надежной виброизоляции при несимметричном нагружении (при наклонении водителя вперед или в стороны для выполнения технологических операций, резких торможений и т.д.), что обусловлено конструкцией верхней камеры, теряющей устойчивость при несимметричном нагружении.

Наиболее близким к предлагаемому является сиденье транспортной машины, которое содержит подвижное и неподвижное основания с пневмокамерой, установ;ленной между ними. Между неподвижной и шарнирно закрепленной на каркасе подвижной спинками размещены пневмокамеры. На поверхностях подвижного основания и подвижной стенки закреплены дополнительные пневмокамеры, соединенные с источником сжатого воздуха. Регулировкой давления воздуха во всех пневмокамерах обеспечивается регулировка жесткости сиденья и спинки, высоты сиденья, наклона спинки. При симметричном нагружении подвижного основания и подушки сиденья обеспечивается виброизоляция водителя.

Однако при несимметричном нагружении не обеспечиваются комфортные условия работы водителя. Например, при резком торможении, когда тел,о водителя смещается вперед, .происходит нагружение только передней части подвижного основания и, поскольку пневмокамера выполнена цельной (под основанием), а давление воздуха в ней одинаковое, передняя часть основания смещается вниз, а задняя - вверх, способствуя выпаданию водителя из сиденья. Аналогичные последствия наблюдаются и при нагружении боковых частей подвижного основания. Перемещения подушки сиденья в горизонтальной плоскости (продольные и поперечные) ог раничиваются только жесткостью дополнительных пневмокамер, т.е., применение цельных пневмокамер под подушкой сиденья и между подвижным и неподвижным основаниями приводит к ухудшению комфортабельности сиденья при его несимметричном нагружении.

Целью изобретения является повышение комфортабельности путем улучшения

виброизоляции при несимметричном нагружении.

Поставленная цель достигается тем, что конструкция этого сиденья включает верхнее основан1/1е с закрепленной на нем подушкой, нижнее основание коробчатого профиля, размещенные между основаниями верхний и нижний виброизоляторы, выполненные в виде пневмокамер, и распределитель нагрузки, выполненной в виде

5 конструкции, установленный между виброизоляторами, один конец которой шарнирно соединен с передней стороной верхнего основания, а другой конец - с задней Ьтороной нижнего основания, при этом основа0 НИИ передними и задними сторонами дополнительно соединены между собой упругими элементами. Распределитель нагрузок на виброизоляторы выполнен в виде плиты. Кроме того, верхний виброизолятор

5 может иметь жесткость меньшую, чем нижний, а распределитель нагрузок на виброизоляторы соединен с основаниями с возможностью осевого перемещения и прикреплен к верхнему основанию с возможностью взаимодействия с нижним основанием.

На фиг.1 приведено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг.2 -то же, с жестко закрепленным верхним вибро5 изолятором; на фиг.З - шарнир с перемещающимися петлями одна относительно другой по оси.

Предлагаемое сиденье содержит верхнее основание 1, выполненное в виде плиты

0 с закрепленной на нем подушкой сиденья, нижнее основание 2, выполненное в виде короба, виброизоляторы 3 и 4, выполненные в виде полых оболочек или в виде герметичных цилиндров с одинаковой же5 сткостыо, и распределитель нагрузок на виброизоляторы, выполненный в виде жесткой плиты 5 или в виде фермы, трубы прямоугольного сечения и др.), один конец которой соединен с передней стороной верхнего основания 1, а другой - с задней стороной нижнего основания 2 с помощью шарниров 6. Виброизолятор 3 размещен между основанием 1 и плитой 5, а виброизолятор 4 - между плитой 5 и основанием 2.

5 Основания 1 и 2 дополнительно соединены между собой упругими элементами 7, например резиновыми лентами. Верхний виброизолятор 3 может иметь жесткость меньшую, чем нижний виброизолятор 4, за счет меньшего внутреннего давления рабочего тела или большего диаметра цилиндрической части виброизолятора при одинаковых внутренних давлениях рабочего тела для обеспечения наклонения верхнего основания относительно жесткой плиты в первую очередь.

Плита 5 соединена с основаниями 1 и 2 с возможностью осевого перемещения путем перемещения петель 8 и 9 шарнира одна относительно другой по оси 10. Верхний виброизолятор 3 жестко прикреплён к верхнему основанию с помощью хомута 11 и винтов 12.

Вибрационное сиденье работает следующим образом.

От веса водителя через верхнее основание 1 передается нагрузка на верхней виброизолятор 3, который сплющивается между верхним основанием 1 и жесткой плитой 5, передавая на последнюю н агрузку, в свою очередь сплющиваемую нижний виброизолятор 4 между жесткой плитой 5 и нижней гранью нижнего основания 2. При одинаковой жесткости виброизоляторов 3 и 4 верхнее основание 1 занимает под нагрузкой от веса водителя положение параллельное положению без нагрузки. Для предлагаемого сиденья не имеет значения симметричные или несимметричные нагрузки действуют на него, которые воспринимаются одинаково виброизоляторами 3 и 4. Вибрации передаются через нижнее основание 2 на нижний виброизолятор 4, который гасит колебания. Если амплитуда колебаний велика, то нижний виброизолятор 4 уменьшает ее, передавая нагрузку через жесткую плиту 5 на верхний вйброизолятор 3, который окончательно гасит колебания. При зтом верхне- основание 1 все время занимает горизонтальное положение.

При симметричных и несимметричных вибрационных нагрузках в вертикальном направлении вибрации гасятся виброизоляторами 3 и 4, так как через шарнирные соединения они не передаются. Виброизоляторы 3 и 4 сплющиваются под максимальной нагрузкой, давление рабочего тела внутри их возрастает, а когда внешняя нагрузка становится минимальной, под действием внутреннего давления вибройзоляторы 3 и 4, стремясь принять первоначал ь ну ю цилиндрическуюформу, разжимаются, увеличивая угол между плитой 5 и основаниями 1 и 2, Упругие злементы 7 ограничивают максимальное удаление верхнего основания 1 от нижнего основания 2.

Продольные симметричные и несимметричные вибрационные нагрузки в горизонтальной плоскости воспринимаются так же, как в вертикальном направлении, благодаря тому, что верхнее 1 и нижнее 2 основания соединены жесткой плитой 5 с помощью

шарниров 6 противоположными концами (по диагонали). Виброизоляторы 3 и 4 работают в тех же условиях, что и в вертикальном направлении, обеспечивая надежную виброизоляцию в продольном направлении в

0 горизонтальной плоскости и улучшая виброзащитные свойства сиденья по сравнению с известным.

При поперечных вибрационных нагрузках в горизонтальной плоскости виброизо5 ляторы 3 и 4 работают не на сжатие, а на сдвиг вдоль оси цилиндрической поверхности. Так как виброизоляторы 3 и 4 находятся под нагрузкой от веса водителя, давление рабочего тела внутри их обеспечивает жесткость формы виброизоляторов, необходимую для надежной виброизоляции. При выполнении верхнего виброизолятора 3 с .меньшей жесткостью нижнего виброизолятора 4 при резком ускорении и торможении

5 верхний виброизолятор 3 сплющивается больше, чем нижний виброизолятор 4, и угол между верхним основанием 1 и плитой

5уменьшается быстрее, чем угол между нижним основанием 2 и плитой 5, обеспечивая невыпадание водителя из сиденья при резком торможении.

Соединение плиты 5 с основаниями 1 и 2 с возможностью осевого перемещения путем перемещения петель 8 и 9 шарнира 6

5 одна относительно другой вдоль оси 10 увеличивает виброзащитные свойства сиденья при поперечных вибрационных нагрузках в горизонтальной плоскости, так как путем свободного перемещения оснований 1 и 2

0 относительно плиты 5 вдоль оси 10 шарнира

6виброизоляторы 3 и 4 гасят колебания с болы1;ей амплитудой. При креплении верхнего яиброизолятора 3 с помощью хомутов 11 и винта 12 к верхнему основанию 1 и

5 контактирующего торцами цилиндрической оболочки с боковыми стенками нижнего основания 2 поперечные колебания в горизонтальной плоскости гасятся в основном верхним виброизолятором 3 более зффек0 тивно. Нагрузка передается на верхний виброизолятор 3 через боковые стенки нижнего основания 2. Крепление хомутами 11 исключает возможное проскальзывание верхнего виброизолятора 3 по

5 верхнему основанию 1. Это улучшает виброзащитные свойства сиденья в поперечном направлении в горизонтальной плоскости, так как виброизоляторы 3 и 4, работая на сдвиг вдоль оси цилиндрической оболочки, не сплющиваются противоположными торцами в разной степени, а только в одинаковой, и сиденье не наклоняется в сторону, а остается параллельным первоначальному положению.

Таким образом, предлагаемое сиден,е транспортного средства по сравнению с известным позволяет улучшить виброизолирующие свойства сиденья при несимметричном нагружении и повысить комфортабельность.

Формула изобретения 1. Виброзащитное сиденье транспортного средства, содержащее верхнее основание с закрепленной на нем подушкой сиденья, нижнее основание коробчатого профиля, установленные между основаниями виброизоляторы в виде пневмокамер, разделенные распределителем нагрузки,

выполненным в виде плиты и установленным с возможностью перемещения, отличающееся тем, что, с целью повышен1/ я комфортабельности путем улучшения виброизоляции при несимметричном нагружении, оно снабжено упругими элементами, соединяющими соответственно передние и задние части оснований, а плита расположена наклонно, при этом передний конец плиты шарнирно связан с передней частью верхнего основания, а задний - также шарнирно с задней частью нижнего основания.

2. Сиденье по п. 1,отличающееся

тем, что верхний виброизолятор прикреплен к верхнему основанию с возможностью взаимодействия с задней частью нижнего основания.

Похожие патенты SU1710387A1

название год авторы номер документа
Виброизолирующее сиденье 1983
  • Постаутов Владимир Александрович
  • Дмитриев Леонард Семенович
  • Росин Генрих Соломонович
SU1108026A1
Сиденье водителя 1982
  • Борисов Сергей Михайлович
  • Бандаков Борис Федорович
  • Гусаров Лев Анатольевич
  • Гурбанов Игорь Михайлович
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Лешкевич Леонид Андреевич
  • Нифонтов Александр Осипович
  • Семешин Сергей Иванович
  • Новиков Александр Борисович
  • Степанов Юрий Витальевич
  • Синев Александр Владимирович
SU1049286A1
Устройство для гашения вибрации 1990
  • Левитский Николай Иванович
  • Куликов Виктор Сергеевич
  • Гарбовицкий Александр Иосифович
  • Хащина Михаил Васильевич
  • Рыбак Лариса Александровна
SU1789372A1
СИДЕНЬЕ ВИБРОЗАЩИТНОЕ 1998
  • Савенко Виктор Юрьевич
  • Скуратов Владимир Юрьевич
  • Сурало Владимир Александрович
  • Резников И.Г.(Ru)
RU2137626C1
Способ динамического гашения колебаний объекта защиты и устройство для его осуществления 2017
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Елисеев Андрей Владимирович
  • Большаков Роман Сергеевич
  • Николаев Андрей Владимирович
  • Кашуба Владимир Богданович
  • Мозалевская Анна Константиновна
RU2654890C1
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2004
  • Гордиенко Б.А.
  • Резников И.Г.
  • Гордиенко Т.М.
  • Малышева Л.В.
  • Горбачев Д.О.
  • Анастасова М.А.
RU2259286C1
Сиденье транспортной машины 1986
  • Киреев Станислав Михайлович
SU1369942A1
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1997
  • Поливаев О.И.
  • Беляев А.Н.
  • Подгорный И.Е.
  • Климов А.Н.
RU2121445C1
Способ и устройство формирования заданной формы квазинулевой статической характеристики виброзащитного механизма сиденья оператора 2022
  • Кашапова Ирина Евгеньевна
  • Щербаков Виталий Сергеевич
  • Корытов Михаил Сергеевич
RU2779919C1
СИДЕНЬЕ ОПЕРАТОРА САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ 2011
  • Кочетов Олег Савельевич
  • Муравей Леонид Андреевич
  • Веряскин Алексей Александрович
  • Новичков Серафим Алексеевич
  • Бабушкин Олег Юрьевич
  • Стареева Мария Олеговна
RU2451608C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 710 387 A1

Реферат патента 1992 года Вибразащитное сиденье транспортного средства

Изобретение относится к вибрационной технике в транспортном машиностроении и может быть исдользовано для виброзащиты водителей транспортных средств. Цель изобретения - повышение комфортабельности за счет улучшения виброизолирующих свойств при несимметричном нагружении. Между верхним 1 и нижним 2 основаниями^ виброзащитного сиденья на разных уровняхразмещены виброизоляторы 3 и 4 в виде полых оболочек, разделенные распределителем 5 нагрузок, шарнирно соединенным одним концом с передней стороной верхнего основания, а другим - с задней стороной нижнего основания. Основания дополнительно соединены между собой упругими элементами 1. Верхний^виброизолятор 3 может иметь меньшую, чем нижний 4, жесткость. Основания 1 и 2 могут быть соединены с распределителем 5 нагрузок с возможностью осевого перемещения в шарнирах, 6. Верхний виброизолятор 3 может быть прикреплен к верхнему основанию 1 с возможностью взаимодействия с нижним основанием 2. Виброзащитное сиденье обеспечивает надежную виброизоляцию во всех направлениях при несимметричной нагрузке на него, повышая тем самым комфортабельность сиденья. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.>&«>&'ЁОсо00^

Формула изобретения SU 1 710 387 A1

1/

W 3

. Z

аг.З

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1710387A1

Сиденье транспортной машины 1986
  • Киреев Станислав Михайлович
SU1369942A1
кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 710 387 A1

Авторы

Мурзин Юрий Геннадьевич

Мурзин Геннадий Степанович

Даты

1992-02-07Публикация

1989-12-22Подача