Устройство для наддува V-образного двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F02B37/00 

Описание патента на изобретение SU1710799A1

работы насосных ходов две при газообмене. Другим преимуществом газотурбинного наддува является отсутствие кинематической связи между вращающимися частями турбокомпрессора и наддуваемым двигателем, что расширяет компоновочные возможности по размещению агрегата нзддува на двигателе.

Агрегат наддува - турбокомпрессор имеет габаритные размеры, соизмеримые или превосходящие размеры других навесных узлов и агрегатов двигателя.

В этой связи установка турбокомпрессора на двигателе, как правило, приводит к заметному увеличению габаритных размеров две и, 3 ряде случаев, к существенному росту протяженности газовых и воздушных магистралей. Турбокопрессор, расположенный полностью или частично за габаритами наддуваемого двигателя, ухудшает его строительные формы, что в ряде случаев затрудняет размещение двигателя с турбонаддувом в отведенном ему силовом отсеке, а также ухудшает его весогабаритные показатели..

Таким образом, установка турбокомпрессора на две нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Одним из известных решений повышения компактности системы газотурбинного наддува, преимущественно для двублочных многоцилиндровых двигателей с V-образным расположением блоков цилиндров и с впускными коллекторами, расположёнными внутри развала, является установка турбокомпрессора между блоками двигателя. Такое размещение турбокомпрессора осуществляется сравнительно легко, если у Vобразного двигателя угол развала между блоками составляет 90° и более.

Однако задача размещения турбокомпрессора существенно усложняется, если угол развала между блоками составляет менее 90°,. например 60°.

Известно устройство для наддува ДВС, в котором турбокомпрессор размещен на двигателе с углом развала между блоками менее 90°. -

Известное устройство содержит турбокомпрессор, установленный между блоками цилиндров, с улиткой компрессора, подсоединенной патрубками отвода сжатого воздуха к впускным коллекторам блоков цилиндров, также расположенным между блоками цилиндров. Каждый впускной коллектор выполнен объединяющим впускные окна всех цилиндров блока. Выпускные коллекторы подсоединены посредством газовой магистрали к турбинной ступени турбокомпрессора. При работе турбокомпрессора воздух, сжатый в компрессорной ступени, из улитки компрессора поступает в каждый коллектор, объединяющий цилиндры блока.

Недостатками известного устройства

для наддува является то, что устройство увеличивает общую высоту двигателя, имеет низкую компактность, не вписывается в габариты двигателя так как впускные коллекторы последнего, размещенные внутри развала, практически не оставляют места для установки турбокомпрессора между блоками цилиндров, вытесняя его нав.ерх из развала в пространство над двигателем.

5 Известно устройство для наддува ДВС, содержащее впускные коллекторы, размещенные в развале блока цилиндров, выхлопные коллекторы, расположенные снаружи блока цилиндров, и турбокомпрессор, установленный своим корпусом на одном торце картера двигателя и сообщенный газоприемнь1ми патрубками улитки турбины с выпускными коллекторами, а воздухонапорными патрубками улитки компрес5 сора с впускными коллекторами.

Такое известное устройство позволяет существенно увеличить компактность размещения турбокомпрессора на двигателе, снизить гидравлические потери в газоеоз0 душных трактах и повысить эффективность

две.

Недостатком известного устройства является отсутствие четкого пространственного разделения между улиткой кЬмп5 рессора и впускными коллекторами двигателя, так как по меньшей мере один цилиндр каждого блока двигателя подсоединен через разъемное соединение непосредственно к улитке компрессора, минуя всасывающий коллектор. Этот недостаток, помимо трудности размещения этого разъемного соединения; не позволяет также разместить между компрессорами и всасывающими коллекторами охладитель наддувочного

5 воздуха, если в устройстве предусмотрено его охлаждение.

Из известных технических решений наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому

0 устройству является устройство для наддува две, содержащее турбокомпрессор, впускные коллекторы и воздухонапорные трубопроводы. Турбокомпрессор установлен на одном торце развала блока цилиндров и

5 снабжен улиткой компрессора с воздухонапорным патрубком. Впускные коллекторы подсоединены к впускным отверстиям цилиндров одного блока, размещены в развале блоков цилиндров и каждый из них выполнен заодно с одним из воздухонапорных трубопроводов в виде одного цилиндрического канала, разделенного перегородкой. Воздухонапорные трубопроводы размещены в развале блоков цилиндра, подключены каждый к отдельному патрубку улитки компрессора. Наличие указанной выше перегородки позволяет весь воздух, сжатый в компрессоре, подать по отводному трубопроводу в цилиндры, сохраняя установку турбокомпрессора на другом торце блока компактной.

Недостатком известного устройства для наддува ДВС является размещение в развале между .блоками цилиндров по меньшей мере двух дополнительных трубопроводов, идущих параллельно впускным коллекторам через весь двигатель на другой торец.

Если учесть, что в развале между блоками цилиндров V-образного двигателя размещается, как правило, топливный насос высокого давления, то установка дополнительных трубопроводов вместе с впускными коллекторами создает трудности в их взаимном расположении в развале двигателя. Указанное обстоятельство при соблюдении условия размещения трубопроводов в габарите двигателя приводит к уменьшению диаметров воздушных магистралей или увеличению габаритных размеров устройства и снижению компактности компоновки.

Цельизобретения - уменьшение габаритов и улучшение компоновки устройства.

Указанная цель достигается тем, что устройство для наддува V-образного двигате.ля внутреннего сгорания, содержащее впускные коллекторы, расположенные в развале блоков цилиндров, выхлопные коллекторы, расположенные снаружи блоков цилиндров, и турбокомпрессор, корпус которого установлен на один из торцов картера двигателя в развале блоков цилиндров, улитка турбины которого размещена за габаритами блоков цилиндров и сообщена газоприемными патрубками с выхлопными коллекторами, и воздухонапорный патрубок улитки компрессора, соединенный с впускными коллекторами, снабжено переходным патрубком и трубопроводом подачи наддувочного воздуха, расположеннь ми между воздухонапорным патрубко и улитки компрессора и впускными коллекторами, переходной патрубок выполнен в виде опоры корпуса турбокомпрессора, установлен между последним и картером двигате/1я сообщен входным отверстием с воздухонапорным патрубком улитки компрессора и ориентирован выходным отверстием наружу развала блока цилиндров, воздухонапорный патрубок улитки компрессора повернут

в сторону картера двигателя и внутрь развала блока цилиндров, а трубопровод подачи наддувочного воздуха установлен снаружи и сбоку картера под развалом блока цилиндров, подключен к выходному отверстию переходного патрубка и подсоединен с другого торца картера двигателя к впускным коллекторам, в трубопровод подачи наддувочного воздуха включен охладитель наддувочного воздуха.

На фиг. 1 показано устройство для наддува ДВС, вид с торца; на фиг.2 - то же, вид сверху,- на фиг.З - то же, вид сбоку: на фиг.4 - то же, разрез по отводу воздуха от т грбокомпрессора.

Устройствб содержит впускные коллекторы 1 и 2, подсоединенные к впускным отверстиям 3 и 4 цилиндров 5 и 6, расположенные в развале между блоками 7 и 8.

Каждый впускной коллектор подключен ко всем цилиндрам каждого блока. Устройство содержит также турбокомпрессор 9, установленный на ORffoM из торцов картера 10 и снабженный однозаходной улиткой 11 компрессора, примыкающий к впускным коллекторам 1 и 2. Воздухонапорный патрубок 12 улитки 11 компрессора повернут вниз, в сторону картера 10 двигателя и подсоединен через плавающий фланец 13с уплотняющим резиновым кольцом 14 к переходному патрубку 15. Переходной патрубок 15 (фиг.4) крепится к картеру 10 двигателя, являясь опорой корпуса турбокомпрессора 9. Переходной патрубок

15 своим вторым концом (выходным отверстием) ориентирован наружу развала блоков 7 и 8 цилиндров и к зтому выходному отверстию подключен трубопровод 16 подачи наддувочного воздуха, установленный

снаружи и сбоку картера 10 под развалом блока цилиндров. Трубопровод 16 проходит сбоку через весь двигатель и подсоединен с другого торца картера двигателя к впускным коллекторам 1 и 2, объединяющим в каждом

из блоков все цилиндры двигателя. В трубопровод 16 может быть включен (фиг.З) охладитель, наддувочного 17 воздуха. Турбинный газовый тракт при этом остается аналогичным известному, что позволяет сот

хранить его компактное размещение на двигателе. В нем сохраняется двухзаходная улитка турбины 18, которая двумя своими газоприемными патрубками через упругие компенсаторы-сильфоны 19 и газовые трассы 20 подключена к выхлопным коллекторам 21 двигателя, каждый из которых объединяет все цилиндры каждого блока.

Устройство работает следующим образом.

Воздух засасывается компрессором и через воздухонапорный патрубок 12 подается к впускным коллекторам 1 и 2, проходя через переходной патрубок 15 и трубопровод 16 подачи наддувочного воздуха. Из впускных коллекторов воздух распределяется по, цилиндрам двигателя. Отработавш1/1е газы из цилиндров по отдельным выхлопным коллекторам направляют в двухзаходную турбину, которая приводит во вращение компрессор.

Таким образом, предлагаемое решение по установке турбокомпрессора в развале V-образного Двигателя с углом развала между блоками менее 90°, на одном из его торцов, в условиях габаритных ограничений позволяет разместить турбокомпрессор с минимальным увеличением габаритных размеров по высоте, а также и по длине наддуваемого двигателя, обеспечить автономность установки турбокомпрессора, обеспечить объединение всех цилиндров каждого блока впускным коллектором с обеспечением его автономной установки, разместить охладитель наддувочного воздуха в габаритах двигателя и обеспечить автономность его монтажа и демонтажа, расширить сферу применения газотурбинного наддува, особенно для модернизируемых двигателей, так как в силу возможных габаритных ограничений установка агрегатов надува и газовоздушных коммуникаций была невозможна.

Использование устройства для наддува две позволяет расширить область применения двигателей с газотурбинным наддувом две для тех случаев, когда ранее они не могли быть использованы ввиду габаритных ограничений, и позволяет получить знаЧ1 тельный экономический эффект.

Ф о р м у л а и 3 о б р е т е н и я

1.Устройство для наддува V-образного двигателя внутреннего сгорания, содержащее впускные коллекторы, расположенные в развале блока цилиндров, выхлопные коллекторы, расположенные снаружи блока цилиндров, и турбокомпрессор, корпус которого установлен на одном из торцов картера двигателя в развале блока цилиндров, а улитка турбины которого размещена за габаритами блока цилиндров и сообщена газоприемными патрубками с выхлопными коллекторами, и воздухонапорный патрубок улитки компрессора соединен с впускными коллекторами, отличающееся тем, что, с целью улучшения компоновки, оно снабжено переходным патрубком и трубопроводом подачи наддувочного воздуха, расположенными между воздухонапорным патрубком улитки компрессора и впускными коллекторами, переходной патрубок выполнен в виде, опоры корпуса турбокомпрессора, установлен между последним и картером двигателя, сообщен входным отверстием с воздухонапорным патрубком улитки компрессора и ориентирован выходным отверстием наружу развала блока цилиндров, воздухонапорный патрубок улитки компрессора повернут в сторону картера двигателя и внутрь развала блока цилиндров, а трубопровод подачи наддувочного воздуха установлен снаружи и сбоку картера под развалом блока цилиндров, подключен к выходному отверстию переходного патрубка и подсоединен с другого торца картера двигателя к впускным коллекторам.

2.Устройство по п. 1, о т ли ч а ю щ е тем, что в трубопровод подачи наддувочного воздуха включен охладитель наддувочного воздуха.

1710799

8

Фиг.1

9иг.

Похожие патенты SU1710799A1

название год авторы номер документа
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Пушкарев Вадим Борисович
  • Мостаков Виктор Иванович
  • Бургсдорф Надежда Петровна
  • Кряжевских Вячеслав Анатольевич
SU1296735A1
V-ОБРАЗНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1999
  • Бутов В.И.
  • Гордеев В.И.
  • Егоров В.С.
  • Егоров В.В.
  • Орловская В.А.
  • Чернова Л.В.
RU2158373C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1985
  • Пушкарев Вадим Борисович
  • Мостаков Виктор Иванович
SU1276842A1
Двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Бутов Владимир Иванович
  • Олейников Владимир Иванович
  • Гордеев Владимир Ильич
  • Егоров Владимир Серафимович
  • Строков Николай Федорович
  • Голубев Георгий Михайлович
  • Воробьев Юрий Николаевич
SU1629579A2
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВС С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ РЕГУЛИРУЕМОГО НАДДУВА 2014
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Тарасов Владимир Викторович
  • Алимов Игорь Владимирович
RU2594836C2
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Борисов Александр Дмитриевич
SU1714172A1
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Перов Константин Юрьевич
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Крючков Павел Алексеевич
RU2449139C1
Способ производства энергии в двигателе внутреннего сгорания и двигатель внутреннего сгорания 1981
  • Реми Куртиль
SU1111690A3
ДВУХТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ГАЗОТУРБИННЫМ НАДДУВОМ 1992
  • Жабин В.М.
  • Фурманов Н.Н.
RU2031220C1
Двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Бутов Владимир Иванович
  • Олейников Владимир Иванович
  • Овсянников Юрий Романович
  • Егоров Владимир Серафимович
  • Егоров Владимир Владимирович
  • Гордеев Владимир Ильич
SU1463944A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 710 799 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для наддува V-образного двигателя внутреннего сгорания

Изобретение позволяет улучшить компоновку системы наддува на V-образном двигателе внутреннего сгорания. Устройство содержит впускные коллекторы, подсое- диненные к впускным отверстиям цилиндров и расположенные в развале между блоками. Каждый впускной коллектор подключен ко всем цилиндрам каждого блока. Устройство содержит также турбокомпрессор, установленный на одном из торцов кар'тера и снабженный однозаходной улиткой компрессора, примыкающей к впускным коллекторам. Воздухонапорный патрубок улитки компрессора повернут вниз в сторону картера двигателя и подсоединен через плавающий фланец с уплотняющим резиновым кольцом к переходному патрубку. Переходной патрубок крепится к картеру двигателя, являясь опорой корпуса турбокомпрессора. Переходной патрубок своим вторым концом (выходным отверстием) ориентирован наружу развала блока цилиндров и к этому выходному отверстию подключен трубопровод подачи наддувочного воздуха, установленный снаружи и сбоку картера под развалом блока цилиндров. Трубопровод проходит сбоку через иесь двигатель и подсоединен с другого торца картера двигателя к впускным коллекторам, объединяющим в каждом из блоков все цилиндры двигателя. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.•^ёИзобретение относится к машиностроению, в частности двигателестроению, а именно к устройствам для наддува двигателей внутреннего сгорания (ДВС).Одним из эффективных способов првы^ шения мощностных и экономических показателей ДВС является, как известно, наддув, т.е. подача в цилиндры двигателя на такте впуска воздушного заряда под избыточным давлением по отношению к атмосферному.Преимущественное распространение на ДВС получил газотурбинный наддув, при котором повышение давления воздушного заряда осуществляется путем его сжатия в компрессорной ступени (центробежной или осевой), объединенной с турбинной ступенью в единый агрегат - турбокомпрессор.Турбинная ступень использует энергию продолженного расширения отработавших газов наддуваемого двигателя, повышая его мощностные показатели и улучшая топливную экономичность за счет положительной5Ю Ю>&

Формула изобретения SU 1 710 799 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1710799A1

Симеон А.Э., Каминский В.П
и др
Тур- бонаддув высокооборотных дизелей.- М.: Машиностроение, 1976.Портнов Д,А
Быстроходные турбопор- шневые двигатели с воспламенением от сжатия.- М.: Машгиз, 1963, с
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ПУСКА В ХОД АВИАЦИОННЫХ МОТОРОВ 1924
  • Бюскейе Л.
  • Бюскейе Ш.
  • Бобэн Л.
SU577A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 710 799 A1

Авторы

Пушкарев Вадим Борисович

Карманов Юрий Владимирович

Даты

1992-02-07Публикация

1989-12-29Подача