Фиг.З
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытия отверстий больших пролетов, преимущественно, в ледовых условиях при колебаниях уровня верхнего бьефа, при больших ветровых и волновых нагрузках.
Цель изобретения - упрощение конструкции, повышение надежности в работе, устойчивости и упрощение маневрирования.
На фиг. 1 показана схема закрытия затвора при наличии ледяного поля, вид спереди; на фиг. 2 - схема открытия затвора, вид спереди; на фиг. 3 - затвор, вид спереди, при промежуточном положении пролетного строения; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3, при закрытии затвора; на фиг. 5 - то же, разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг4 6 - разрез А-А на фиг. 3, при открытий затвора; на фиг. 7 - то же, разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 8 затвор, в аксонометрии; на фиг. 9 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 10 - разрез Г-Г на фиг. 2.
Затвор включает пролетное строение, состоящее из двух секций 1 и 2, снабженных герметичными взвешивающими отсеками 3, расположенными в нижней их части,и балластными отсеками 4 в верхней части. Каждая секция 1 и 2 пролетного строения снабжена вертикальными опорно-ходовыми частями с колесами 5 и установлена на путях 6 с возможностью встречного движения к середине пролета 7. Каждая из секций
1и 2 пролетного строения снабжена горизонтальными опорно-ходовыми |1астями 8, сопрягающимися с дополнительными наклонными путями 9 для них. Секции 1 и 2 пролетного строения выполнены клиновид14ОЙ формы в плоскости пролета 7 и обращены большими боковыми кромками 10 навстречу друг другу. Пути б выполнены с уклоном к середине пролета 7. Горизонтальные опорно-ходовые части 8 выполнены в виде колес, укрепленных на вертикальных стойках 11 опорных колес 5. Плита 12 основания снабжена совокупностью размещенных вдоль путей 6 консольных выступов 13, на которых параллельно путям 6 укреплены опорно-направляющие балки 14.
Балки 14 выполнены с дополнительными путями 9 и 15 на боковых гранях и нижних фанях для опорно-ходовых частей 8 и колес 5.
Наклонные пути 6 опорных колес 5 выполнены на плите 12 основания пролета 7 и продолжаются за пределами пролета 7 по плите 16 днища доковых камер 17, предназначенных для ремонта и осмотра секций 1 и
2пролетного строения. В толще плит 12 и
16 возможно размещение транспортных и зксплуатационных туннелей.
Низовые кромки 10 секций 1 и 2 пролетного строения со стороны перекрываемого
отверстия выполнены в виде клиновой ледоразрушающей кромки 18 (фиг. 8) по высоте в пределах возможного контакта с ледяным полем или тросами.
Выступы 13 и балки 14 расположены от
средней части пролета 7 на длине, равной
h
В Т tga
где В - ширина пролета 7, м; h - высота выступа 13, м; а - угол наклона путей к горизонту. С верхней стороны к створкам 1 и 2 прикреплены щиты 19.
При необходимости быстро перекрыть пролет 7 в сложных ледовых условиях обе, секции 1 и 2 пролетного строения, находившиеся до зтого за пределами пролета 7 в доковых камерах 17, начинают свое движенив по наклонным путям 6 навстречу друг другу. Для зтого заполняют водой герметичные взвешивающие отсеки 3 или при заранее заполненных отсеках 3 снимают тормозное усилие с секций 1 и 2. Для преодоления .мощных ледяных нагромождений
усилие, создаваемое составляющей от веса
секций 1 и 2, направленной вдоль путей,
можно увеличить заполнением отсеков 4.
При возможном волновом колебании и
нагонном повышении уровня воды в верхнем .бьефе в пределах пролета 7 перекрываемого отверстия возникают мощные течения воды, турбулентные завихрения потока по всей толще воды. Однако, секции 1 и
2, пригруженные собственным весом, находятся в устойчивом положении на путях 6. с которыми взаимодействуют опорные колеса 5. а горизонтальным смещениям препятствуют пут 9, с которыми взаимодействуют горизонтальные опорно-ходовые части 8. При закрытом откатном затворе нагонное повышение уровня воды в пролете 7 со стороны верхнего бьефа воспринимается верховой обшивкой 3aTBop k и передаётся через конструкцйю затвора далее через стойки 11, через горизонтальные опорно-ходовые части 8 на пути 9, а опрокидывающий момент через опорные колеса 5 на верховые пути 15 и низовые Пути 6.
При необходимости открытия затвора отсеки 3 опорожняют от воды и ими создается взвешивающая сила, действующая на секции 1 и 2 затвора, превышающая их вес. Происходит незначительное по величине
всплытие секций 1 и 2 пролетного строения
до опирания колес 5 на дополнительные пути 15. Горизонтальные опорно-ходовые части 8 при этом остаются во взаимодействии с путями 9, которые выполняются с соответствующей для этого шириной.
Секции 1 и 2 пролетного строения затвора поднимаются по наклонным путям 15, опираясь на колеса 5. за пределы пролета отверстия 7 в доковые камеры 17, находясь в устойчивом положении, учитывая, что при открытии горизонтальные нагрузки уменьшаются до минимума.
Формула изобретения 1. Откатной гидротехнический затвор, включающий размещенное в пролете открытого канала пролетное строение с герметичными балластными отсеками, вертикальными и горизонтальными опорноходовыми частями, причем вертикальные опорно-ходовые части выполнены в виде стоек с колесами, установленными на путях, размещенных поНерек плиты основания, отличающийс я тем. что, с целью упрощения конструкции, повышения надежности в работе, устойчивости и упрощения маневрирования, пролетное стр(ение выполнено из двух секций, сходящихся бо
ковыми рабочими кромками в середине пролета, каждая секция выполнена клиновидной формы в плоскости пролета с увеличивающейся высотой в сторону рабочей кромки, а пути выполнены с уклоном в сторОну оси пролета, причем горизонтальные опорно-ходовые части установлены на стойках, плита основания вдоль, путей выполнена t вертикальными консольными
0 выступами и опорно-направляющими балками, закрепленными на выступах параллельно путям, а балки выполнены с дополнительными путями на нижних и боковых гранях, с которыми взаимодействуют
5 горизонтальные опорно-ходовые части и колеса вертикальных опорно-ходовых частей. 2. Затвор по п. 1, отличающийся тем, что выступы и балки расположены от средней части пролёта на длине, равной
0
В h Т tga
где В - ширина пролета, м;
5
h -.высота выступа с балкой, м; а- угол наклона путей к горизонту. минММ V/
А-Я В 9 I I ЛгР.... qjue.B 3
Б-В 1,, ,.. vij| д-5 ф(/г.7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Откатной гидротехнический затвор | 1975 |
|
SU638665A1 |
Откатной затвор | 1988 |
|
SU1691461A1 |
Откатной затвор гидротехнического сооружения | 1974 |
|
SU546676A1 |
Откатной затвор | 1980 |
|
SU949056A1 |
Затвор судоходного шлюза | 1981 |
|
SU1063919A1 |
ОТКАТНОЙ ЗАТВОР | 2020 |
|
RU2764798C1 |
Затвор открытого регулирующего сооружения | 1988 |
|
SU1684410A1 |
ЗАСЫПНОЕ СООРУЖЕНИЕ ПОД НАСЫПЬЮ | 1997 |
|
RU2131956C1 |
ОТКАТНОЙ ЗАТВОРV-U-'" 0^,:i<\rг" V ; •'. -^ i,' ^! J^' '-^ ^ | 1970 |
|
SU433269A1 |
ЩИТОВОЙ ДЛЯ ВОДОЕМОВ ЗАТВОР | 1922 |
|
SU2000A1 |
Изобретение относится к гидротехнике и может быть использовано для перекрытия отверстий больших пролетов, преимущественно в ледовых УСЛОВИЯХ при колебаниях уровня верхнего бъефа при больших ветровых и валковых нагрузках. Цель изобрете^ ния - упроии^ение конструкции, повышениенадежности работы, устойчивости и упрощение маневрирования. В пролете 7 открытого канала размещено пролетное строение в виде двух секций 1. в открытом положении затвора находящихся в боковых камерах 17. Каждая секция 1 выполнена клиновидной формы в плоскости пролета 7 и обращены большими боковыми кромками 10 навстречу друг другу. Плиты 12 и 16 выполнены с уклоном в сторону оси пролета 7 и имеют пути 6. Опорно-ходовые части секции 1 имеют вертикальные колеса 5, взаимодействующие с путями, расположенными как над колесами 5,так и под ними, а также имеются горизонтальные колеса, взаимодействующие с путями, обеспечивающими горизонтальную неподвижность секции 1. Секция имеет балластные'отсеки, при заполнении которых водой створка под собственным весом и при помощи привода перемещается в пролет 7. При опорожнении отсеков секция 1 перемещается из пролета 7 в камеру 17.1 з.п. ф-лы, 10 ил.ч^ ^ 'И
Затвор | 1982 |
|
SU1081269A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1988-10-14—Подача