Изобретение относится к турбонасосои компрессоростроению и может быть использовано в конструкциях роторов многоступенчатых насосов, компрессоров и турбин, в частности в конструкциях узлов соединения вала турбомашины с рабочими колесами, муфтой или упорным гребнем осевого подшипника скольжения.
Целью изобретения является повышение надежности путем устранения концентраторов напряжений в сопрягаемых деталях.
На фиг. 1 изображена конструкция вала турбомашины с фиксируемыми элементами, общий вид; на фиг. 2 - сечение Ai.2 - Ai,2 на фиг. 1; на фиг. 3 - то же, с демпфирующими элементами: на фиг. 4 - то же, с демпфирующими элементами, заглубленными в тело фиксируемого элемента; на фиг. 5 - то же, со смещением демпфирующих элементов; на фиг. 6 - то же, с демпфирующими элементами, заглубленными в тело вала; на фиг. 7 то же, с демпфирующими элементами яйцевидной формы; на фиг. 8 - то же, частный случай выполнения перициклоиды.
Узел соединения фиксируемого элемента с валом турбомашины включает в себя расточку 1 в фиксируемом элементе 2 и сопряженный с ним ответный профиль поперечного сечения вала 3, выполненные в виде криволинейного многоугольника с тремя дугообразными выступами 4.
При этом контуры поперечных сечений вала 3 и расточки 1 выполнены в виде удлиненной перициклоиды, каждая из точек которой определяется из уравнений:
Dсо
X -к- cos а cos ,
y -j-sin- -a sin (ft.
Di
1 Da
г 4
эксцентрисигде а -2X 2 2 тет::
г - радиус окружности, которая катится без скрльжения своей внутренней стороной по неподвижной окружности радиуса RH;
Da, Di - диаметры окружностей - описанной и вписанной в перициклоиду;
-угол поворота заготовки в процессе обработки.
Узел может быть снабжен демпфирующими элементами 5, расположенными между валом 3 и фиксируемым элементом 2 в области криволинейных сечений последних и выполненными из фторопласта или капролона. В фиксируемом элементе 2 могут быть выполнены углубления б под демпфирующие элементы 5, контактирующие с валом 3. Углубления 6 с демпфирующими элементами 5 могут быть смещены к максимально удаленным от оси вала 3 точкам перициклоиды в направлении, противоположном направлению вращения вала 3. В валу 3 могут
быть выполнены углубления 7 под демпфирующие элементы 5, контактирующие с фиксируемым элементом 2. Кроме того, демпфирующие элементы 5 могут иметь поперечное, сечение яйцевидной формы и
0 ориентированы тупыми концами в направлении, противоположном направлению вращения вала 3. Как частный случай перициклоиды возможно выполнение расточки 1 и профиля вала 3 с плоскими поверхностями, сопрягаемыми с закругленными выступами 4, т.е. при радиусе неподвижной окружности RH, равной бесконечности.
Узел соединения вала турбомашины с
0 фиксируемым элементом работает следующим образом.
При работе привода турбомашины крутящий момент от него передается валу 3 через полумуфту, являющуюся фиксируемым на валу 3 элементом 2. От вала 3 крутящий момент передается рабочим колесам, также являющимися фиксируемыми элементами 2. Помимо рабочих колес и полумуфты фиксируемым элементом является
0 также упорный гребень осевого подшипника скольжения, воспринимающий остаточное осевое усилие от вала 3 турбомашины. При этом фиксирующие элементы 2 за счет выполнения их расточки 1 и ответной поверхности вала 3 самоцентрируются.и заклиниваются на валу 3, что предотвращает раскрытие посадки и повв1шает нагрузочную способность осевого подшипника и передаваемый крутящий момент через
0 полумуфту и к рабочим колесам. Такая форма расточки 1 фиксируемого элемента 2 и ответной поверхности вала 3 способствует также устранению концентраторов напря жений в сопрягаемых элементах.
Возникающие в процессе работы турбомашины аэродинамические пульсации рабочей среды воспринимаются его корпусом и ротором, в частности валом 3 и фиксируемыми элементами 2. Демпфирующие элементы 5 воспринимают пульсирующую нагрузку и за счет сил упругости в самих элементах 5 и фрикционного трения поверхностей элементов 5 о расточку 1 элементов
5 5 и сопрягающуюся с ней поверхность вала 3. Кроме того, демпфирующие элементы 5 выполняют как бы роль элементов предварительного натяга при монтаже и установке фиксируемых элементов 2 на вал 3. Эти же элементы 5 позволяют предотвратить угловые перемещения элементов 2 относительно вала 3.
При смещении демпфирующих элементов 5 к максимально удаленным от оси вала 3 точкам перициклоиды, т.е. дугообразным выступам 4 в направлении, противоположном направлению вращения вала 3. повь1шается их демпфирующая способность, поскольку крутящий момент от привода и пульсирующая нагрузка воспринимаются в наиболее нагруженных точках контакта вала 3 с фиксируемыми элементами 2, где наибольшая величина плеча сил, действующих на контактирующие поверхности.
Повышению расклинивающей способкости демпфирующих элементов 2 способствует выполнение их яйцеобразной формы и ориентация их тупыми концами 8 в направлении, противоположном направлению вращения вала 3, поскольку наибольшая ширина демпфирующих элементов 5 приходится на наиболее нагруженную часть узла соединения.
В случае выполнения углублений 7 под демпфирующие элементы 5 в теле вала 3, перемычки между углублениями 7 выполняют как быть роль ребер жесткости, что повышает жесткость вала 3.
Возможна конструкция узла соединения с плоскими сопрягаемыми поверхностями расточки 1 и вала 3, что повышает технологичность изготовления элементов, входящих в данный узел.
Технологически выполнить поверхность вала 3 и ответную поверхность расточки 1 фиксируемого элемента 2 не представляет особых сложностей, так как внутренняя поверхность расточки 1 можбт быть получена как шлифовкой, так и путем протяжки. Наружна Я поверхность вала 3 также может быть получена шлифовкой.
/
-1/
Формула изобретения
Т. Узел соединения фиксируемого элемента с валом турбомашины, включающий расточку в фиксируемом элементе и сопрягаемый с ним ответный профиль поперечного сечения вала, выполненные в виде криволинейного многоугольника с тремя дугообразными выступами, отличающ и и с я тем, что, с целью повышения надежности путем устранения концентраторов напряжений в сопрягаемых деталях, контуры поперечных сечений вала и расточки выполнены в виде удлиненной перициклоиды.
2.Узел по П.1, от л и ч а ю щ и и с я тем, что он снабжен демпфиру1С)Щими элементами, расположенными между валом и фиксируемым элементом в области криволинейных сечений последних и выполненными из фторопласта или капролона.
3.Узел по п.2, отличающийся тем, что в фиксируемом элементе выполнены углубления под демпфирующие элементы, контактирующие с валом.
4.Узел по п.З, отличающийся тем, что углубления с демпфирующими элементами смещены к максимально удаленным от оси вала точкам перициклоиды в направлении, противоположном направлению вращения вала.
5.Узел по П.2, отличающийся тем, что в вале выполнены углубления под демпфирующие элементы, контактирующие с фиксируемым элементом.
6.Узел по П.2, отличающийся тем, что демпфирующие элементы имеют поперечное сечение яйцевидной формы и ориен- тированы тупым концом в направлении, противоположном направлению вращения вала,
Фиг.1
Й/г.7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 1995 |
|
RU2080503C1 |
Ротор турбомашины | 1989 |
|
SU1642078A1 |
Упругая муфта | 1988 |
|
SU1649153A1 |
АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2039197C1 |
Торцовое соединение рабочего колеса турбомашины с валом | 1981 |
|
SU1000556A1 |
Кулачковая муфта сцепления | 1989 |
|
SU1813941A1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 2000 |
|
RU2193123C2 |
Упругая муфта | 1990 |
|
SU1746082A1 |
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2046925C1 |
ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2014 |
|
RU2559132C1 |
Изобретение предназначено дли повышения надежности узла крепления детали на валу путем устранения концентраторов напряжений. Контуры сопрягаемых се(чений валаЛ и расточки 1 фиксируемого элемента 2, имеющие выступы 4, выполнены в виде удлиненной перициклоидь(. При этом узел снабжён демпфирующими элементами 5, расположенными между валом З'и фикЬиру- емым элементом 2 в области криволинейных сечений последних. Элементы 5 выполнены из фторопласта или кап рол она. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.фиг?-5Ию о о о
ФШ
14
5 6
5
Фш.6
Патент В;еликобритании N? 1438211,; кл | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Планшайба для точной расточки лекал и выработок | 1922 |
|
SU1976A1 |
Авторы
Даты
1992-02-15—Публикация
1989-08-02—Подача