(54) ТОРЦОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ТУРБОМАШИНЫ С ВАЛОМ
1
Изобретение относится к турбостроению и может применено в роторах турбин и компрессоров.
Известно торцовое соединение рабочего колеса турбомашины с валом, содержащее выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы, а на другой ответные пазы, и стяжной элемент 1.
Недостатком данного соединения является сложность технологии изготовления из-за необходимости фрезерной обработки сопрягаемых поверхностей путем нарезки зубьев, выступов и т. д. Кроме того, в таком соединении нет радиальных связей, что снижает надежность работы соединения.
Цель изобретения - упрощение технологии изготовления и повышение надежности соединения.
Указанная цель достигается тем, что в торцовом соединении рабочего колеса турбомашины с валом, содержащем выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы, а на другой ответные пазы и стяжной элемент, выступы и пазы расположены по спирали.
Причем торцовое соединение снабжено выполненными на сопрягаемых поверхностях дополнительными выступами и пазами, расположенными по спирали противоположного направления.
5 При этом выступы и пазы расположены с переменным шагом.
На фиг. 1 показано, меридиональное сечение соединения; на фиг. 2 - вид по А на фиг. 1 с выступами и пазами одного на,0 правления; на фиг. 3 - вид по А на фиг. 1 с выступами и пазами противоположных направлений.
Торцовое соединение рабочего колеса 1 турбомашины с валом 2 содержит выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей
15 выступы 3, а на другой ответные пазы 4 и стяжной элемент 5. Выступы 3 и пазы 4 расположены по спирали. Торцовое соединение может быть снабжено дополнительными выступами 6 и пазами 7, расположен20 ными по спирали противоположного направления. Выступы 3,6 и пазы 4, 7 могут быть расположены с переменным шагом Т.
При посадке колеса 1 на вал 2 выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы 3 и 6 попадают в ответные пазы 4 и 7. Затем колесо 1 фиксируется стяжным элементом 5.
При передаче через соединение крутящего момента возникают тангенциальные и радиальные связи, что повышает надежность работы соединения. Такое соединение характеризуется также более простой технологией изготовления, так как отпадает необходимость фрезерной обработки пазов и выступов.
Формула изобретения
. Торцовое соединение рабочего колеса турбомашины с валом, содержащее выполненные на одной из сопрягаемых поверхностей выступы, а на другой ответные пазы и стяжной элемент, отличающееся тем, что, с целью упрощения технологии изготовления и повыщения надежности соединения, выступы и пазы расположены по спирали.
2.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что оно снабжено выполненными на сопрягаемых поверхностях дополнительными выступами и пазами, расположенными по спирали противоположного направления.
3.Соединение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что выступы и пазы расположены с переменным шагом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Шубенко-Шубин Л. А. и др. Атлас конструкций и схем газотурбинных установок. М.. «Машиностроение, 1967, с. 64.
Авторы
Даты
1983-02-28—Публикация
1981-10-26—Подача