Изобретение otнocитcя к области авиации и может быть использовано на поисково-спасательных летательных аппаратах или су,Е;ах, осуществляющих освещение акватории прожекторами, выдвигаемыми для работы через люки, используемые в обычных условиях, когда прожекторы убраны, для выхода экипажа.
Известно устройство для крепления прожектора (светильника) на самолете, содержащее штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней. Устройство обеспечивает освещение конца шланга заправки топливом самолетов в полете на самолете-заправщике.
Недостатком данного устройства в случае его использования для выпуска и уборки прожектора на поисково-спасательном гидросамолете является невозможность пользования люком, в котором прожектор с устройством установлен для прохода членов экипажа.
Кроме тдго, устройство не позволяет оператору непосредственно управлять прожектором; что снижает быстродействие системы человек - прожектор и в условиях волнени,я моря, существенно затрудняет поиск терпящих бедствие иди других спасаемых объектов.
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство, содержащее штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней посредством вилки с большим и малым плечами и с элементами установки в фюзеляже. Размещение штанги обеспечивается ее креплением через ролик Г-образной направляющей, взаимодействующей через него со штангой.
к каретке, перемещающейся в направляющей трубе и шарнирно соединенной со штангой.
Недостатком данной конструкции является то, что при установке прожектора в рабочее положение из походного все действия выполняются при непосредственном контакте оператора с элементами конструкции устройства путем применения его значительных физических усилий. Кроме того, конец загнутого Г-образного рельса выходит в проем аварийного люка и создает препятствие для аварийного покидания или эксплуатационного выхода (входа) экипажа через проем.
При переводе прожектора из рабочего положения в исходное необходимо время для снижения температуры прожектора, так как указанные выше действия по переводу прожектора из рабочего положения в походное, влекут за собой непосредственный контакт оператора с нагретыми элементами конструкции, что, с конечном счете, приводит к увеличению времени подготовки к повторному вылету гидросамолета.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения контакта, обеспечения механизации подъема и раскладывания прожектора, освобождения люка от механических элементов, препятствующих выходу членов экипажа при убранном прожекторе, а также сокращение времени подготовки к повторному вылету.
Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней посредством, вилки с большим и малым плечами и с элементами установки в фюзеляже, обеспечивающими возможность вывода прожектора через люк, выполненный в фюзеляже, штанга выполнена в виде телескопического гидро- или пневмоцилиндра, на внутреннем поршне которого шарнирно установлен соосный с ним узел подвески вилки прожектора, а элементы установки штанги в фюзеляже выполнены в виде кронштейна с укрепленным на нем наружным корпусом гидро- или пневмоцилиндра на одной из боковых стенок фюзеляжа, причем малое плечо вилки соединено с кронштейном посредством амортизатора.
На фиг. 1 показан вид сбоку походного и исходного (перед выпуском) положений; на фиг. 2 - вид в плане походного и исходного перед выпуском положений устройства; на фиг. 3 - рабочее положение устройства; на фиг. 4 - узел крепления подвески вилки прожектора.
Устройство содержит штангу 1, выполненную в виде телескопического гидро- или пневмоцилиндра, на внутреннем штоке 2 которого соосно с ним шарнирно установлен узел 3, на котором закреплена вилка 4, к большому плечу которой шарнирно прикреплен прожектор 5. Наружный корпус штанги 1 укреплен на кронштейне 6, снабженном вертикальной осью 7, шарнирно закрепленной вне окантовки люка 8 вблизи от линии боковой стенки 9 фюзеляжа. Кронш теин снабжен приводом 10 с замками в крайних положениях. К малому плечу 11 вилки 4 и к кронштейну 6 прикреплен амортизатор 12.
К телескопическому гидро- или пневмоцилиндру-штанге 1 и к гидросистеме 15 подсоединен трубопровод 13 с шарниром 14, выполненным в оси 7.
Соосный шарнир узла 3 крепления подвески вилки прожектора содержит установленный внутри штока 2 и закрепленный с возможностью вращения поворотный стакан 16 в подшипниках 17 и 18. Поворотный, стакан 16 содержит горизонтальный шарнир 19, в котором закреплена вилка 4, и прожектор 5, закрепленный на вилке 4 так же шарнирно.
Устройство работает следующим образом.
В убранном (походном) положении (см. фиг. 1) прожектор 5, штанга 1 и кронштейн б находятся в нише фюзеляжа и фиксируются приводом 10.
Такое расположение полностью освобождает весь проем люка и не препятствует выходу и входу членов экипажа при эксплуатации или в аварийной ситуации, а также не создает препятствий закрытию и герметизации, поскольку ось 7 закреплена вне окантовки люка 8.
Для выпуска прожектора в рабочее положение приводом 10 поворачивают кронштейн 6 со штангой 1 и прожектором 5 в рабочее положение перед выпуском (чтобы ось вертикальной штанги 1 совпадала с осью люка или была близка к ней). Прожектор при этом разворачивают вдоль оси вручную. Включая гидросистему 15, выдвигают телескопические поршни гидро цилиндраштанги 1 и поднимают прожектор 5 на заданную высоту. На определенном ходе поршней штанги 1 (см. фиг. 2) амортизатор 12 натягивается и за малое плечо 11 вилки 4 автоматически разворачивает прожектор 6 в конечное рабочее положение, одновременно балансируя его. Оператор размещается в люке и, разворачивая прожектор вручную, осуществляет поиск.
Соосный шарнир узла 3 при этом имеет возможность поворота вокруг вертикальной оси, обеспечивая тем самым сканирование по азимуту. Горизонтальный шарнир 19 соосного шарнира соединен через вилку 4 с прожектором 5, чем обеспечивается независимое, от азимутального сканирование по высоте.
По окончании работы гидросистема 15 выключается, под действием массы прожектора 5 и при необходимости, воздействием оператора устройство последовательно возвращается в рабочее положение перед выпуском, а затем приводом 10 в убранное (походное) положение, после чего люк закрывается.
Поскольку прожектор при работе разогревается, то предусмотрено его хранение в убранном положении в теплозащитном чехле, который снимается оператором перед включением прожектора в р(абочем положении и надевается перед уборкой после его выключения и охлаждения.
Формула изобретения
Устройство для крепления прожектора на поисково-спасательном гидросамолете.
8. 7
содержащее штангу с прожектором, шарнирно прикрепленным к ней посредством вилки с большим и малым плечами и с злементами установки в фюзеляже, обеспечивающими возможность вывода прожектора через люк, выполненный вч| юзеляже, отличающееся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств путем уменьшения контакта с прожектором при его выпуске и уборке, обеспечения компактности в убранном положении, а также сокращения времени подготовки к повторному вылету, штанга выполнена в виде телескопического гидро- или пневмоцилиндра, на внутреннем поршне которого установлен шарнирно соосный с ним узел подвески вилки прожектора, а элементы установки штанги в фюзеляже выполнены в виде кронштейна с укрепленными на нем наружным корпусом гидро- или.пневмоцилиндра, снабженного вертикальной осью, шарнирно закрепленной вне окантовки люка, на одной из боковых стенок фюзеляжа, приче ималоё плечо вилки соединено с кронштейном посредством амортизатора.
П .13.7 J
10
Фиа2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОИСКОВО-ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА ВОДЕ | 2009 |
|
RU2399559C1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕВОДА В РАБОЧЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ САМОЛЕТА | 2013 |
|
RU2532318C1 |
ДАЛЬНИЙ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНЫЙ ПОПЛАВКОВЫЙ ГИДРОСАМОЛЕТ-АМФИБИЯ ТРИМАРАННОЙ СХЕМЫ КОМПОНОВКИ "ФРЕГАТ" | 2006 |
|
RU2324627C2 |
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК | 1994 |
|
RU2100257C1 |
САМОЛЕТ-ЗАПРАВЩИК | 1994 |
|
RU2142897C1 |
Гидросамолет вертикального взлета и посадки с несущим винтом со сворачивающимися убираемыми лопастями | 2021 |
|
RU2781817C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫПУСКА АВАРИЙНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2009 |
|
RU2396186C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ПОДВЕСКИ ГРУЗА ВИНТОКРЫЛОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2021 |
|
RU2763621C1 |
Самолёт-амфибия со складывающимся крылом | 2023 |
|
RU2797070C1 |
МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ПЕРЕДНИХ СТВОРОК НИШИ ШАССИ САМОЛЕТА | 2010 |
|
RU2427502C1 |
Изобретение относится к области авиации и может быть использовано на летательных аппаратах или судах, осуществляющихосвещение акватории прожекторами, выдвигаемыми для работы через люки, используемые в обычных и аварийных ситуациях, когда прожекторы убраны, для выхода экипажа. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств путем уменьшения контакта с прожектором при его выпуске и уборке, обеспечение компактности в убранном положении, а также сокращение времени подготовки к повторному вылету. Цель достигается выполнением механизма перемещения прожектора в виде телескопической штан.ги 1, закрепленной на кронштейне 6 с вертикальной осью, установленной на корпусе вне окантовки люка 8. 4 ил.СПс
V
Фиг.З
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
кл | |||
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1992-02-23—Публикация
1989-09-11—Подача