Изобретение относится к машиностроению, в частности к средствам контроля боковых зазоров зубчатых передач. Свободный ход- это угол, соответствующий выбору боковых зазоров в передачах зубчатых редукторов вращением входного вала при незакрепленном выходном звене (в отличие от мертвого хода, где диагностика производится при жесткой фиксации выходного звена и возможны значительные ошибки от деформации элементов). Свободный ход пропорционален износу зубчатых передач, а также определяется уровень качества изготовления элементов редукторов.
Известно устройство измерения боковых зазоров редукторов, содержащее корт пус, соосно размещенные в нем маятники со шкалами и кожух в виде маятника и опоры.
Недостатки известного устройства - оно требует трудоемкой разборки редуктора, а также больше погрешности измерения, связанные с необходимостью использования ряда шкал.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для измерения боковых зазоров редукторов, содержащее упругий элемент, связанный с рычагом и корпусом, датчик углового перемещения рычага и датчик силы, установленный между рычагом и упругим элементом.
Недостатком этого устройства является наличие сложных тензометрических узлов, входящих в датчики углов перемещения, и силы, что снижает надежность устройства и повышает существенно его вес и габариты, а также вызывает необходимость его электрического питания.
Кроме того, устройство характеризуется невысокой точностью измерения, определяемой субъективностью визуальной фиксации срабатывания датчика силы, сигнализирующего, об окончании выбирания очередного зазора и перехода к следуVI
00
ел
ющему, а также погрешностью фиксирования угловых величин, вызываемой упругим элементом датчика углового перемещения, что приводит к дополнительному повороту рычага, не бвязайному с измеряемой величиной.
Целью изобретения является повышение точности и объективности измерения свободного хода зубчатых редукторов за счет упрощения конструкции.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено червяком, плавающим в осевом направлении для преодоления сопротивления упругого элемента, входящим в зацепление с червячным колесом, а также стойкой с пишущим элементом, связанной в осевом направлении с червяком.
На фиг 1 представлено устройство для измерения свободного хода зубчатых редукторов, общий вид; на фиг.2 - график, получаемый при измерени-и свободного хода зубчатого редуктора.
Устройство содержит исполнительный орган для закрепления на входном звене редуктора. С исполнительным органом 1 соединено жестко червячное колесо 2, которое находится в зацеплении с плавающим червякомЗ, имеющим возможность перемещения в осевом направлении относительно корпуса 4, удерживаемого в неподвижном состоянии рычагом 5. Перемещению червяка 3 препятствует упругий элемент 6, Вращение на червяк 3 передается от рукоятки 7. С червяком 3 связана стойка 8, на которой закрепляется пишущий элемент 9. Стойка 8 в осевом направлении перемещается вместе с червяком 3, а вращение на него от рукоятки 7 не передается.
Устройство работает следующим образом. .
Перед установкой устройства во всех передачах редуктора выбираются боковые зазоры вращением входного вала звена в направлении, противоположном .рабочему движению. Устройство фиксируют на входном звене зубчатого редуктора с помощью исполнительного органа 1. Рычаг 5 удерживают в неподвижном состоянии, чем достигается неподвижность корпуса 4. Вращением рукоятки передают вращение на червячное колесо 2, которое в свою очередь через исполнительный орган 1 поворачивает звенья редуктора, выбирая боковые зазоры между рабочими поверхностями зубьев (в направлении рабочего вращения редуктора). После выбирания очередного
бокового зазора в зацеплении между зубьями ведущего и ведомого колес диагностируемой передачи происходит скачок момента сопротивления, связанный с необхо димостыо передачи вращения на ведомое зубчатое колесо, Этот скачок сопротивления обусловлен моментом сил трения в опорах ведомого колеса, проявляющимся при .его страгивании. В связи с этим возрастает момент на червячном колесе 2, что в свою оче редь вызывает возрастание осевой нагрузки (как составляющей силы в зацеплении червяк - червячное колесо) на червяк 3. При воздействии скачка осевой силы червяк
3 перемещается в осевом направлении относительно корпуса 4, преодолевая сопротивление упругого элемента 6. Стойка 8 перемещается в осевом направлении вместе с червячным колесом, в результате чего
с помощью пишущего элемента на торцовой поверхности червячного колеса 2 наносится изображение, представленное на фиг,2. Угол - это боковой зазор (свободный ход) данной зубчатой передачи. Отрезок Мхарактеризует скачок момента сопротивления после полного выбирания бокового зазора в зубчатой передаче и переходе к диагностированию следующей.
Экономический эффект от использования изобретения достигается благодаря экономии сил и средств при диагностировании редукторов и трансмиссий в сборе как после изготовления, так и в процессе эксплуатации. Применение предлагаемого устройства в ряде случаев позволяет исключить трудоемкий поэлементный контроль, а полученные при использовании устройства документированные результаты .измерения могут использоваться при принятии решения о допустимости эксплуатации диагностируемого изделия по критерию непревышения допустимых величин свободного хода.
Формула изобретения
Устройство для измерения свободного хода зубчатых редукторов, содержащее упругий элемент, связанный с рычагом и корпусом, и исполнительный орган для установки устройства на входное звено, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности и объективности измерения, оно снабжено плавающим в осевом направлении червяком, червячным колесом, входящим в зацепление с червяком, и стойкой с пишущим элементом, кинематически связанной с червяком.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2225549C2 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ | 2001 |
|
RU2209356C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ГРАДУИРОВКИ И КАЛИБРОВКИ ИНКЛИНОМЕТРОВ | 2008 |
|
RU2364718C1 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398983C2 |
Устройство для определения зазоров в червячной паре рулевого механизма | 1941 |
|
SU64274A1 |
ПРИВОД ДВИГАТЕЛЬНЫЙ МАЛОГАБАРИТНЫЙ | 2017 |
|
RU2675288C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАПОРНО-РЕГУЛИРУЮЩИМ ОРГАНОМ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ И СПОСОБ НАСТРОЙКИ ЕГО ОГРАНИЧИТЕЛЯ МАКСИМАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2005 |
|
RU2273784C1 |
Рулевой привод | 2024 |
|
RU2826230C1 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398985C2 |
Устройство для регистрации траектории движения транспортного средства | 1985 |
|
SU1283822A1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых передач. Цель изобретения - повышение точности и объективности измерения. Это достигается тем, что в устройстве для измерения свободного хода зубчатых редукторов, содержащем упругий элемент, связанный с рычагом и корпусом, и исполнительный орган, установлен плавающий червяк, находящийся в зацеплении с червячным колесом. Кроме того, в устройство введена стойка с пишущим элементом, связанная с осевым перемещением червяка. 2 ил.
Устройство для угловых измерений | 1975 |
|
SU649250A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для определения зазоров в зубчатых передачах | 1985 |
|
SU1250908A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1992-03-07—Публикация
1990-06-21—Подача