.22&
5Y/S/,
J8
11
I I
raat
xi го о чэ о ю
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1970 |
|
SU467845A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1976 |
|
SU839752A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086427C1 |
Коробка передач траспортного средства | 1989 |
|
SU1654039A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1654040A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ И СИЛОВОЙ АГРЕГАТ | 1994 |
|
RU2138408C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2062710C1 |
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2013 |
|
RU2529924C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
ТРАНСМИССИЯ | 2007 |
|
RU2361751C1 |
Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов. Цель изобретения - расширение ки- нематическйх возможностей коробки 6. vпередач. Коробка передач транспортного средства содержит первичный вал I, вторичный вал, 2 промежуточный вал 3 и четыре ряда шестерен. Первая двусторонняя кулачковая шестерня 4 установлена во втором ряду на первичном валу 1, а вторая шестерня 5-в третьем ряду на промежуточном валу 3 с возможностью осевого перемещения. Шестерня 4 взаимодействует с помощью кулачков с шестернями 6 и 7, а шестерня 5 - с шестернями 8 и 9, установленными на валах с возможностью вращения. Шестерня 10 жестко установлена в первом ряду на промежуточном валу. Шестерня 11 вторичного вала 2 смонтирована i на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействует через кулачки с шестерней 7. 1 ил. # СО С
W.. s.
1 7Я.
Изобретение относится к трансмиссии транспортных средств, в частности мотоциклов.
Известны шестиступенчатые коробки передач, содержащие первичный вал, соос- но установленный с ним вторичный вал, промежуточный вал, четыре ряда шестерен постоянного зацепления, установленных на этих валах, и кулачковую муфту, установленную на выходном валу с возможностью пе- ремещения, предназначенную для связи соседних шестерен, установленных с возможностью вращения с выходным валом.
Недостатками таких коробок передач являются сложность и увеличенный осевой габарит из-за наличия кулачковой муфты; практическая невозможность использования всех шести ступеней при четырех рядах из-за невозможности получения нужного ряда передаточных отношений (для приемлемой динамики транспортного средства на практике используется только пять ступеней).
Известна также коробка передач, содержащая первичный вал,соосно установленный с ним вторичный вал, про- межуточный вал и четыре ряда шестерен постоянного зацепления установленные на этих валах- при этом одна из двух шестерен выполнена двусторонней кулачковой и установлена с возможностью осевого переме- щения на первичном валу, другая - на промежуточном. Обе шестерни взаимодействуют своими кулачками с кулачками двух соседних шестерен, установленных на валах с возможностью вращения, Оставшиеся две шестерни установленны жестко на входном и выходном валах.
Недостатком такой коробки передач является ее ограниченная кинематическая возможность: такая коробка реализует толь- ко четыре ступени.
Цель изобретения - расширение кинематических возможностей.
Указанная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, содержащей первичный вал, соосно установленный с ним вторичный вал, промежуточный вал и четыре ряда шестерен постоянного зацепления, установленные на этих валах, две двусторонние кулачковые шестерни, первая из которых установлена на первичном, вторая - на промежуточном валах с возможностью осевого перемещения, при этом обе шестерни взаимодействуют своими кулачками двух соседних шестерен, установленных на валах с возможностью вращения, причем одна из оставшихся двух шестерен жестко установлена на своем валу, первая двусторонняя кулачковая шестерня установлена во
втором ряду, вторая - в третьем на указанных валах, при этом шестерня, установленная жестко, расположена в первом ряду на промежуточном валу, а шестерня вторичного вала установлена на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействия своими кулачками с кулачками шестерни третьего ряда, установленной с возможностью вращения на первичном валу.
На чертеже приведена кинематическая схема коробки передач.
Коробка передач транспортного средства содержит первичный 1, вторичный 2 и промежуточный 3 валы и четыре ряда шестерен, установленных на этих валах. Две двусторонние кулачковые шестерни 4 и 5 установлены сответственно во втором ряду на первичном валу и в третьем ряду на промежуточном валу с возможностью осевого перемещения.
Шестерня 4 взаимодействует своими кулачками с кулачками шестерен 6 и 7, а шестерня 5 - с кулачками шестерен 8 и 9, установленных на валах с возможностью вращения. Шестерня 10 жестко установлена на промежуточном валу 3 и расположена в первом ряду.
Шестерня 11 вторичного вала 3 установлена на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействия своими кулачками с кулачками шестерни 7.
Коробка передач работает следующим образом.
Iпередача. Шестерня 4 из нейтрального положения перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 6, а шестерня 5 из нейтрального положения перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 9. В результате вращающий момент передается с первичного вала 1 и на вторичный вал 2 через зубчатые пары 6-10 и 9-11.
IIпередача. Шестерня 4 остается в левом положении. Шестерня 5 из правого положения возвращается в нейтральное, после чего шестерня 11 из нейтрального положения перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 7. В результате вращающий момент передается с первичного вала 1 на вторичный вал 2 через зубчатые пары 6-10 и 5-7.
IIIпередача. Шестерня 11 из .левого положения возвращается в нейтральное. Шестерня 4 из левого положения через нейтральное перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 7, после чего шестерня 5 из нейтрального положения перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 9. В результате вращающий момент передается с первичного вала
1 на вторичный вал 2 через зубчатые пары 7-5 и 9-11.
IY передача. Шестерня 4 из правого положения возвращается в нейтральное, после чего шестерня 5 из правого положения через нейтральное перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 8. Шестерня 11 из нейтрального положения перемещается влево и через кулачки смыкается с шестерней 7. Вращающий момент переда- ется с первичного вала 1 на вторичный вал 2 через зубчатые пары 4-8 и 5-7.
Y передача (прямая). Шестерня 5 из левого положения возвращается в нейтральное, после этого шестерня 4 из нейтрального положения перемещается вправо и через кулачки смыкается с шестерней 7, при этом шестерня 11 находится в левом положении. В результате вращающий момент с первичного вала 1 непосред- ственно передается на вторичный вал 2. Переключение Вниз обеспечивается в обратном порядке, изложенном выше.
Использование изобретения позволит увеличить кинематические возможности, т.е. вместо четырех ступеней коробки передач получить пять при том же количестве валов и шестерен.
Кроме того, при увеличении на одну ступень в коробке передач улучшается харак- теристика работы двигателя и динамика
транспортного средства, тем самым сокращается расход топлива на 10 %.
Формула изобретения Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал, соосно ус- тановленный с ним вторичный вал, промежуточный вал и четыре ряда шестерен постоянного зацепления, установленные на этих валах, две двусторонние кулачковые шестерни, первая из которых установлена на первичном, вторая - на промежуточном валах, с возможностью осевого перемещения, при этом обе шестерни взаимодействуют своими кулачками с кулачками двух соседних шестерен, установленных на валах с возможностью вращения, причем одна из оставшихся двух шестерен жестко установлена на своем валу, отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематических возможностей, первая двусторонняя кулачковая шестерня установлена во втором ряду, вторая - в третьем на упомянутых валах, при этом шестерня, установленная жестко, расположена в первом ряду на промежуточном валу, а шестерня вторичного вала установлена на нем с возможностью осевого перемещения и взаимодействия своими кулачками с кулачками шестерни третьего ряда, установленной с возможностью вращения на первичном валу.
Писарев Г | |||
Л | |||
Устройство, эксплуатация и ремонт ижевских мотоциклов | |||
Ижевск, 1974 | |||
с | |||
Устройство для сортировки каменного угля | 1921 |
|
SU61A1 |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1990-06-07—Подача