(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1970 |
|
SU467845A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1982 |
|
SU1030213A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
Предохранительная муфта | 1986 |
|
SU1323783A1 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1150107A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
Мотор-колесо транспортного средства | 1987 |
|
SU1497071A1 |
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕДУКТОР КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2392159C1 |
Устройство для привода дополнительного ведущего моста транспортного средства | 1983 |
|
SU1126465A1 |
1
Изобретение относит.ся к транспортному машиностроению и может быть использовано, преимущественно, в йоробках передач мотоциклов, мотороллеров и других транспортных средств.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая четыре управляемых муфты и параллельно расположенные входной вал с ведущими щестернями и выходной вал с ведомыми щестернями, образующими три зубчатых ряда, причем ведущие шестерни входного вала и ведомые шестерни второго и третьего зубчатых рядов установлены свободно на соответствующих валах и связаны с последними посредством упомянутых муфт, а ведущие шестерни второго и третьего зубчатых рядов выполнены в виде блок-шестерни 1.
Недостатком этой коробки передач является то, что для получения требуемого количества передач необходимо применение стольких же пар шестерен и получаются большие габариты шестерен по диаметру при обеспечении требуемого диапазона регулирования, что влечет за собой усложнение конструкции.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей коробки передач.
Поставленная цель достигается тем, что коробка передач снабжена дополнительным зубчатым рядом и дополнительной управляемой муфтой, одна из полумуфт которой связана с ведомой шестерней второго зубчатого- ряда, при этом ведомая шестерня первого зубчатого ряда закреплена на ведомом валу, ведущая шестерня дополнительного зубчатого ряда установлена с возможностью осевого перемещения на ведушем валу и связана посредством первой и второй управляемых муфт соответственно с ведущими шестернями первого и второго зубчатых рядов, а ведомая шестерня дополнительного зубчатого ряда установлена на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и связана с другой полумуфтой
дополнительной муфты.
На фиг. 1 показана предлагаемая коробка передач, общий вид; на фиг. 2 - кинематическая схема коробки передач со схемами включения I-V передач.
Коробка передач содержит два вала 1
и 2. На валу 1 подвижно в осевом направлении на шлицах установлены шестерня 3. С кулачками, две свободно вращающиеся шестерни 4 с кулачками и шестерня 5, образующие блок 6 щестерен, а на валу 2
подвижно в осевом направлении установлена свободно вращающаяся щестерня 7 с кулачками для соединения со свободно вращающейся щестерней 8, между свободно вращающимися щестернями 8 и 9 с кулачками подвижно в осевом направлении на 5 щлицах и против блока 6 установлена кулачковая муфта 10 для связи их с, валом. Кроме того, на валу 1 установлена свободно вращающаяся щестерня 11 с кулачками, а на валу 2 закреплена щестерня 12.
Для повыщения надежности переключения кулачковая муфта 10 в нейтральном положении может быть в зацеплении с кудачками щестерни. 9.
Коробка передач работает следующим образом.
В нейтральном положении щестерни 3 и 7 своими кулачками не сцепляются с кулачками щестерен 4, 8 и 11. Кулачковая муфта 10 сцепляется своими кулачками щестерни 9. В этом положении передача кру- 20 тящего момента от- вала 1 к валу 2 не происходит. При сцеплении кулачков шестерни 7 с кулачками щестерни 8 и кулачковой муфтой 10 с кулачками щестерни 9 крутящий момент передается от вала 1 че рез щестерни 3, 7, 8, 4, 5, 9 и муфту 10 на вал 2 (положение I). При сцеплении кулачков шестерни 3 с кулачками шестерни 4 и кулачковой муфты с кулачками шестерни 9 крутящий момент передается с вала 1 через щестерню 3, блок щестерен б, зо шестерню 9 и муфту 10 на вал 2 (положение II).
При сцеплении кулачков щестерни 7 и кулачковой муфты 10 с кулачками щестерни 8 крутящий момент с вала 1 через щестерни 3, 7, 8 и муфту 10 передается на 35 вал 2 (положение III).
При сцеплении кулачков шестерни 3 с кулачками шестерни 4 и муфты 10 с кулачками шестерни 8 крутящий момент передается с вала 1 через шестерни 3, 4, 8 и муфту 10 на вал 2 (положение IV).
При сцеплении кулачковой щестерни 3 с кулачками щестерни 11 крутящий момент
передается с вала 1 через, щестерни 3, И, 12 на вал 2 (положение V).
За счет того, что на одной из передач (положение I) крутящий момент передается через три пары щестерен, возможно уменьщение габаритов и металлоемкости при сохранении требуемого диапазона регулирования и прочности деталей коробки передач.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая четыре управляемые муфты и параллельно расположенные входной вал с ведущими щестернями и выходной вал с ведомыми щестернями, образующими три зубчатых ряда, причем ведущие щестерни входного вала и ведомые щестерни второго и третьего зубчатых рядов установлены свободно на соответствующих валах и связаны с последним посредством упомянутых муфт, а ведущие щестерни второго и третьего зубчатых рядов выполнены в виде блок-щестерни, отличающаяся тем, что, с целью расщирения функциональных возможностей, она снабжена дополнительным зубчатым рядом и дополнительной управляемой муфтой, одна из полумуфт которой связана с ведомой щестерней второго зубчатого ряда, при этом ведомая щестерня первого зубчатого ряда закреплена на ведомом валу, ведущая щестерня дополнительного зубчатого ряда установлена с возможностью осевого перемещения на ведущем валу и связана посредством первой и второй управляемых муфт соответственно с ведущими щестернями первого и второго зубчатых рядов, а ведомая щестерня дополнительного зубчатого ряда установлена на ведомом валу с возможностью осевого перемещения и связана с другой полумуфтой дополнительной муфты.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 465351, кл. В 60 К 17/06, 1970.
Фиг.1
III
1-4
т
Т
У
л V
фиг. 2
Авторы
Даты
1981-06-23—Публикация
1976-03-26—Подача