Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции сердечников статоров электрических машин, в первую очередь крупных машин, где торцовые магнитные потоки (краевой эффект) наиболее ощутимо влияют на условия эксплуатации.
Цель изобретения - снижение местных потерь и нагрева сердечника.
На фиг. 1 показана часть сердечника статора электрической машины с двумя крайними ступенчатыми пакетами; на фиг. 2 - часть сердечника статора с несколькими ступенчатыми пакетами.
Сердечник статора 1 (см. фиг. 1) состоит из отдельных пакетов, разделенных между собой радиальными вентиляционными каналами 2. Крайний пакет 3 с внешней торцовой стороны сердечника 1 выполнен со ступеньками 4. Кроме того, крайний пакет дополнительно выполнен со ступеньками 5 также и с внутренней торцовой стороны, обращенной к второму пакету 6, таким образом, что воздушный зазор 7 между ротором 8 и крайним пакетом 3 увеличивается от середины этого пакета к его торцовым поверхностям. Второй пакет 6 с торцовой стороны, обращенной к крайнему пакету 3, выполнен со ступеньками 9. На фиг. 2 показан сердечник статора 1. состоящий также из пакетов, разделенных радиальными вентиляционными каналами2. Крайний пакетЗ, как и на фиг. 1, выполнен со ступеньками 4 с внешней торцовой стороны сердечника 1 и ступеньками 5 с внутренней торцовой стороны, обращенной к второму пакету 6. Этот второй пакет 6 в свою очередь также имеет ступеньки 9 со стороны крайнего пакета 3 аналогично конструкции по фиг. 1. Кроме того, второй пакет 6 выполнен со ступеньками 10 на торцовой поверхности, обращенной к третьему пакету 11, таким образом, что воздушный зазор 7 между ротором 8 и вторым пакетом 6 увеличивается от середины этого пакета к его торцовым поверхностям. Третий пакет 11 с торцовой стороны, обрасо
с
х|
го
5
щенной ко второму пакету 6, выполнен со ступеньками 12. Все ступеньки 4, 5, 9,10,12 выполняются путем установки в местах их расположения позиционных сегментов, изготовленных либо из основных путем их об- резки со стороны расточки, либо путем штамповки с использованием специальных штампов. Выбор конструкции определяется в каждом конкретном случае для отдельного типа машины в зависимости от того, на- сколько велик ожидаемый краевой эффект и какие другие меры борьбы с ним предусматриваются в электрической машине.
При работе электрической машины со ступеньками не только с торцов сердечника статора, но также и на внутренних торцовых поверхностях первых, вторых и третьих пакетов магнитный поток в их зонах распреде- ляется более равномерно; каждая ступенька принимает на себя часть этого потока, создающего местный краевой эффект. Поэтому максимальная плотность магнитного потока существенно ниже и, следовательно, плотность вызываемых им вихревых токов в плоскости отдельных сег- ментов также ниже, а в конечном счете ниже плотность потерь. Кроме того, ступеньки увеличивают местные магнитные сопротивления, что также уменьшает величину магнитного потока на участках, лежащих вдоль расположения ступенек в пакетах. Эти два обстоятельства вместе снимают высокую плотность местных потерь, обусловленных краевым эффектом. Технико-экономический эффект предложенного решения связан с возможностью исключения аварий статора, связанных с распрессовкой сердечника и повреждением изоляции обмотки, соприкасающейся с активной сталью, в результате повышенных нагревов. В результате этого увеличивается срок службы изоляции обмотки статора.
Формула изобретения Сердечник статора электрической машины, шихтованный из сегментов и состоящий из разделенных радиальными вентиляционными каналами пакетов, пакеты, обращенные к торцам, выполнены ступенчатыми с увеличением толщины пакетов к периферии, отличающийся тем, что, с целью снижения местных потерь и нагрева сердечника, ступенчатость выполнена на сторонах пакетов, обращенных к радиальным вентиляционным каналам, а у крайнего пакета - и на его внешней стороне.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина | 1984 |
|
SU1339760A1 |
Статор электрической машины | 1984 |
|
SU1302383A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690084A1 |
Сататор электрической маш ны | 1975 |
|
SU561253A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1985 |
|
SU1309181A1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU924792A1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1119125A1 |
Статор электрической машины | 1983 |
|
SU1141512A1 |
ЭЛЕКТРОМАШИНА | 2013 |
|
RU2542327C1 |
СПОСОБ ГАЗОВОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2258295C2 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение надежности. Ротор турбогенератора содержит вентиляционные каналы. В месте выхода газа в зазор расположены радиальные насадки со струйными насосами. Благодаря тому, что насадки установлены с возможностью радиального перемещения под действием центробежных сил и снабжены пружинами, прижимающими струйные насосы к поверхности невращающегося ротора, обеспечивается достижение цели. 2 ил,
/
«
гА
-7
ч
д
(PU2.J
Фиг. 2
Домбровский В.В | |||
и др | |||
Проектирование гидрогенераторов, ч | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство двукратного усилителя с катодными лампами | 1920 |
|
SU55A1 |
Способ обработки медных солей нафтеновых кислот | 1923 |
|
SU30A1 |
Титов В.В | |||
и др | |||
Турбогенераторы | |||
Расчет и конструкция, Энергия | |||
Л | |||
Запальная свеча для двигателей | 1924 |
|
SU1967A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
рис | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1992-03-23—Публикация
1989-04-24—Подача