Изобретение относится к двигателест- роению.
Известна система смазки кривошипно- шатунного механизма ДВС с подачей масла на охлаждение поршня из шатунного под- шипника через канал в шатуне, осевое и радиальные отверстия в поршневом пальце, каналы в бобышках поршня. Такая система смазки кривошипно-шатунного механизма применяется, например, в дизелях ЧН 28/29 фирмы СЕМТ-Пилстик.
Недостатком данной системы является ухудшение условий питания шатунного подшипника в отдельные моменты рабочего цикла в результате периодического деист- вия сил инерции на столб жидкости в канале шатуна, способствующих увеличению расхода масла через поршень и, соответственно, уменьшению расхода через подшипники шатуна.
Целью изобретения является повышение надежности и ресурса узла шатунного подшипника за счет ограничения инерционного отбора масла из последнего дросселированием потока при отдельных моментах рабочего цикла.
Цель достигается тем, что в системе смазки кривошипно-шатунного механизма ДВС, содержащей каналы для масла в шатунном подшипнике, шатуне, поршневом пальце, поршне, в осевом канале поршневого пальца со стороны его торцов установлены подпружиненные золотники, каждый из которых снабжен кольцзвой канавкой на наружной поверхности, которые соединены радиальными каналами с внутренней полостью золотников, сообщенной с осевым каналом пальца.
На фиг. 1 и 2 приведена предлагаемая система смазки.
Система включает каналы 1-3 для подвода масла соответственно в шатунном подшипнике (не показано), шатуне, поршневом пальце, поршне. В осевом канале 4 поршневого пальца 5 со стороны торцов установле- ны расходящиеся золотники 6 с пружинами 7, зафиксированные в пальце пластинами 8 и стопорными кольцами 9. На наружной поверхности каждого золотника б выполнена кольцевая канавка 10, соединенная ради- альными каналами 11 с внутренней полостью золотника, сообщенной с осевым каналом 4 поршневого пальца 5.
Отверстия 12 в пальце соединяют ка- навку 10 с каналом 3. Полость 10 каналами 13 и 14 соединяется со сливом масла в поддон картера.
Система действует следующим образом.
Масло, отбираемое из шатунного подшипника, по каналу 1 в шатуне попадает в осевой канал 4 поршневого пальца 5 и далее по радиальным каналам 11 и по кольцевой канавке 10 через маслоподводящие отверстия 3 и 12 подается в полость 10 охлаждения головки поршня и далее через отверстия 13 и 14 сливается в картер.
При воздействии на масло, находящееся в каналах шатуна и поршня, инерционного напора, который в районе ВМТ способствует интенсивному отбору масла из шатунного подшипника, давление в полости осевого канала 4 поршневого пальца 5 повышается. В результате увеличивается сила, воздействующая на золотники 6 и пружины 7.
При превышении силы от давления масла величины усилия сжатия пружины 7 золотники 6 начинают расходиться, в результате чего проточка 10 и отверстия 12 частично перекрываются, как показано на фиг. 2. создавая этим эффект дросселирования потока, и, соответственно, ограничивая отбор масла из полости пальца, каналов шатуна и шатунного подшипника.
Степень дросселирования регулируется размерами проточки 10, каналов 12, 3 и ходом золотников 6, определяемым характеристикой пружин 7 и расстоянием торцов золотников б до пластин 8. При уменьшении инерционного напора и давления в канале 4 золотники 6 возвращаются в крайнее положение упора, происходит совмещение кольцевых проточек 10 с отверстиями 12, эффект дросселирования исчезает и масло беспрепятственно поступает в полости 10 охлажде- ния головки поршня. Характеристики пружин 7 определяют величину давления в полости пальца, соответствующую повышенному отбору масла из шатунного подшипника и опасную для работы последнего.
Необходимо отметить переменную величину перекрытия каналов в зависимости от скоростного режима двигателя.
Таким образом, предлагаемая система позволяет осуществлять регулирование отбора масла из шатунного подшипника в наиболее опасные моменты и обеспечивать достаточную подачу масла (без дросселирования) на охлаждение поршня в остальные периоды рабочего цикла.
Надежность системы обеспечивается расположением и работой золотников и пружин в плоскости, перпендикулярной направлению воздействия инерционных сил при работе двигателя.
Формула изобретения
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания, содержащая шатун с шатунным подшипником и поршень с поршневым пальцем, причем в последних выполнены масляные каналы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности за счет ограничения инерционного отбора масла дросселированием потока, в отверстии поршневого пальца, со стороны его торца выполнены
проточки, причем в последних установлены подпружиненные золотники, каждый из которых снабжен кольцевой канавкой на наружной поверхности, а кольцевая канавка соединена радиальным каналом с внутренней полостью золотника, сообщенной с отверстием поршневого пальца.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для изменения степени сжатия поршневого двигателя внутреннего сгорания | 1991 |
|
SU1782291A3 |
Двухтактный двигатель внутреннего сгорания и способ смазки стенок рабочего цилиндра двигателя | 2023 |
|
RU2823460C1 |
Шатунно-поршневая группа | 1987 |
|
SU1521891A1 |
Шатунно-поршневая группа двигателя внутреннего сгорания | 1990 |
|
SU1716186A1 |
Узел двигателя внутреннего сгорания А.Ф.Мещерякова | 1990 |
|
SU1770623A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА | 1992 |
|
RU2100621C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2200857C2 |
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ | 2001 |
|
RU2204025C2 |
ДВУХТАКТНЫЙ ШТОКОМАЯТНИКОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2006 |
|
RU2307945C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ МАСЛЯНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С БЕСШАТУННЫМ МЕХАНИЗМОМ | 2001 |
|
RU2242623C2 |
Изобретение может быть использовано в двигателестроении. Изобретение позволяет повысить надежность шатунного подшипника путем ограничения инерционного отбора из него масла, В осевом канале поршневого пальца со стороны торцов установлены подпружиненные золотники, и каждый из них снабжен на наружной поверхности кольцевой канавкой, соединенной с внутренней полостью золотника, сообщенной с каналом пальца. 2 ил.
фиг.2
Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/Под ред | |||
А.С | |||
Орлова и др | |||
М.: Машиностроение, 1984, с | |||
Пишущая машина | 1922 |
|
SU37A1 |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1989-12-18—Подача