Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения двух соосных валов с целью передачи крутящего момента ограниченной величины.
Известна предохранительная муфта, содержащая наружную ведущую полумуфту со срезом.совпадающим в рабочем положении с лыской на внутренней ведомой полумуфте, выполненной в виде стержня, соединенного с ведущей полумуфтой упругим элементом, представляющим собой плоскую пружину, закрепленную с помощью прокладок одним концом на срезе ведущей полумуфты и взаимодействующую свободным концом с лыской стержня.
Недостатками этого устройства являются необходимость частичной разборки муфты для смены прокладок при перенастройке муфты на другую величину передаваемого ею предельного крутящего момента и необходимость организации хранения сменных прокладок.
Известна предохранительная муфта, содержащая внутреннюю ведущую и наруж- ную ведомую полумуфты, упругий элемент в виде плоской пружины, закрепленной с помощью прокладок одним концом на срезе ведомой полумуфты и регулировочный винт.
Недостатками такого устройства явля- ются необходимость частичной разборки муфты для смены прокладок при перенастройке муфты на другую величину передаваемого ею максимального крутящего момента в случае, когда регулировочный винт не позволяет сделать этого при данной настройке муфты и необходимость организации хранения сменных прокладок.
Наиболее близкой по технической сущности к изобретению является предо- хранительная муфта, содержащая ведомую полумуфту в виде стержня с лыской и охватывающую ее ведущую полумуфту, кинематически связанные между собой посредством упругого элемента, а также узел регулировки, выполненный в виде установленного в ведущей полумуфте с возможностью поворота цилиндрического вкладыша с диаметрально расположенным пазом и подпружиненного рычага, шарнир- но закрепленного в ведущей полумуфте, а упругий элемент, выполненный в виде плоской пружины, размещен одним концом в пазу вкладыша с возможностью перемещения вдоль паза и взаимодействия свобод- ным концом с рычагом.
Недостатком такого устройства являются напряженные условия работы упругого элемента, так как в случае установки плоскости упругого элемента под углом к
оси вращения муфты, отличным от прямого и развернутого упругий элемент, кроме работы на изгиб, будет работать еще и на кручение.
Цель изобретения - улучшение условий работы упругого элемента и повышение его долговечности.
Поставленная цель достигается тем, что в предохранительной муфте, содержащей наружную ведущую и внутреннюю ведомую полумуфты, размещенные на соответствующих валах и связанные посредством пластинчатого упругого элемента тангенциально установленного на ведущей полумуфте, регулировочные средства и средство стопорения последних в заданном положении, выполненное в виде установленного в ведущей полумуфте винта, регулировочные средства выполняются в виде червяка, устанавливаемого в корпусе ведущей полумуф- ты с возможностью вращения вокруг своей оси, зубчатой рейки, кинематически связанной с червяком, располагаемой перпендикулярно упругому элементу и жестко связанной с последним одним из своих концов, при этом рейка устанавливается в выполненных в ведущей полумуфте направляющих с возможностью перемещения вдоль оси вращения червяка.
Выполнение регулировочного средства в виде червяка и кинематически связанной с ним зубчатой рейки дает возможность изменять максимальный крутящий момент передаваемый муфтой не за счет: поворота плоскости упругого элемента относительно оси вращения муфты, а за счет перемещения упругого элемента, жестко связанного с зубчатой рейкой.
На чертеже показан поперечный разрез предложенной предохранительной муфты.
Муфта содержит наружную ведущую полумуфту 1, внутреннюю ведомую полумуфту 2, выполненную в виде стержня с лыской, упругий элемент 3, одним концом жестко закрепленный с помощью винта 4 на зубчатой рейке 5, кинематически связанной с червяком 6 и установленной в направляющих 7, стопорный винт 8, рычаг 9, подпружиненный пружиной 10 и установленный с возможностью поворота на оси 11, закрепленной на ведущей полумуфте 1, регулировочный винт 12, контргайки 13,14.
Настройка предохранительной муфты на необходимую величину передаваемого ею максимального крутящего момента проводится следующим образом.
Ослабив контргайку 13, вывинчивают стопорный винт 8 до тех пор, пока он не будет препятствовать вращению червяка 6. Вращая червяк 6, приводят в движение зубчатую рейку 5, которая кинематически с ним связана. Перемещая в направляющих рейку 5, перемещают и упругий элемент 3, который жестко с ней связан посредством винта 4, устанавливая тем самым необхо- димую величину передаваемого муфтой максимального крутящего момента. Перемещение зубчатой рейки 5 возможно до момента упора ее торцовой части в корпус ведущей полумуфты. Настроив предохрани- тельную муфту на необходимую величину передаваемого ею максимального крутящего момента, завинчивают стопорный винт 8 до упора его в торцовую поверхность червяка 6 и затягивают контргайку 13. Стопорный винт 8 препятствует возможности самопроизвольного поворота червяка 6 в процессе работы предохранительной муфты. Регулировка муфты в процессе эксплуатации осуществляется посредством регулировочного винта 12, который, воздействуя на подпружиненный рычаг 9 и поворачивая его на оси 11, изменяет начальный прогиб упругого элемента 3. Самопроизвольному перемещению регулировочного винта 12 в процессе работы муфты препятствует контргайка 14. В случае, когда при данной настройке муфты регулировочный винт 12 не позволяет установить необходимую величину передаваемого крутящего момента, проводит- ся перенастройка муфты. Перенастро йка предохранительной муфты проводится в том же порядке, что и ее настройка.
В сравнении с прототипом использование данного изобретения за счет выполнения регулировочного средства в виде червяка и кинематически связанной с ним зубчатой рейки позволит улучшить условия работы упругого элемента и тем самым повысить его долговечность.
Формула изобретения Предохранительная муфта, содержащая наружную ведущую и внутреннюю ведомую полумуфты, размещенные на соответствующих валах и связанные посредством пластинчатого упругого элемента, тангенциально установленного на ведущей полумуфте, регулировочные средства и средство стопорения последних в заданном положении, выполненное в виде установленного в ведущей полумуфте винта, отличающаяся тем, что, с целью улучшения условий работы упругого элемента и повышения его долговечности, регулировочные средства выполнены в виде червяка, установленного в корпусе ведущей полумуфты с возможностью вращения вокруг своей оси, зубчатой рейки, кинематически связанной с червяком, расположенной перпендикулярно упругому элементу и жестко связанной с последним, одним из своих концов при этом рейка установлена в выполненных в ведущей полумуфте направляющих с возможностью перемещения вдоль оси вращения червяка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная муфта | 1990 |
|
SU1723388A1 |
Предохранительная муфта | 1988 |
|
SU1642131A1 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU804922A1 |
Предохранительная муфта | 1991 |
|
SU1820065A1 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398986C2 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1147870A1 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398985C2 |
РЕГУЛЯТОР ТОРМОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2398983C2 |
Предохранительная муфта | 1979 |
|
SU804921A2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения двух соосных валов с целью передачи крутящего момента ограниченной величины. Цель - улучшение условий работы упругого элемента и повышение его долговечности. Предохранительная муфта содержит внутреннюю ведомую полумуфту 2, выполненную в виде стержня с лыской, охватывающую ее наружную ведущую полумуфту 1, пластинчатый упругий элемент 3, тангенциально установленный на ведущей полумуфте 1, регулировочные средства, выполненные в виде червяка 6 и кинематически связанной с ним зубчатой рейки 5, расположенной перпендикулярно упругому элементу 3 и жестко с ним связанной. Выполнение регулировочного средства в виде червяка и кинематически связанной с ним зубчатой рейки дает возможность изменять максимальный крутящий момент, передаваемый муфтой, за счет перемещения упругого элемента, жестко связанного с зубчатой рейкой. 1 ил.
Предохранительная муфта | 1982 |
|
SU1147870A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1992-04-15—Публикация
1990-01-18—Подача