Изобретение относится к дорожному и аэродромному строительству, в частности к устройству дорожных и аэродромных одежд на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности за счет улучшения фильтрационных свойств дренирующего слоя и уменьшение стоимости строительства.
На чертеже изображена полученная экспериментальным путем зависимость между степенью уплотнения (плотностью Уск) белитового шлама и его фильтрационной способностью (коэффициентом фильтрации Кф),
Коэффициент фильтрации определяют в лаборатории по стандартной методике. Приведенная зависимость справедлива при значениях коэффициента фильтрации бели1
тового шлама от 1.25 до 3,5 м/сут. Указанным значениям Кф соответствует изменение плотности скелета белитового шлама от 1,5 до 1,05 г/см3, что составляет 0,97 до 0,68 максимальной плотности, определяемой прибором стандартного уплотнения. При уплотнении белитового шлама на дороге такую пониженную плотность можно достичь путем уменьшения массы и числа проходов катка.
Предлагаемое выражение для определения необходимой плотности белитового шлама
Уск 1,75-0.2 Кф,
является аналитическим описанием линейной зависимости, изображенной на чертеже.
Сущность способа заключается в том, что белитовый шлам при устройстве дренирующего слоя уплотняют не до наибольшей
ю
00
ioj
ihO
ICO
плотности (0,98-1 от максимальной), а до значительно меньшей плотности (0.68-0,97 от максимальной), при которой степень сближения частиц шлама мала, пористость его и фильтрационная способность велики. Последующая укладка материала основания путем надвижки способом от себя исключает возможность дополнительного уплотнения белитового шлама в дренирующем слое во время устройства основания и сохраняет высокую фильтрационную способность белитового шлама. Благодаря этому улучшаются условия отвода воды из дорожной одежды и повышается эксплуатационная надежность дорожной конструкции. Меньшая степень уплотнения материала дренирующего слоя (максимальная масса материала в ед. объема) ведет к снижению материалоемкости, энерго- и трудозатрат при возведении дорожной одежды.
Вследствие того, что белитовый шлам представляет собой, no-существу, грубодис- персное минеральное вяжущее вещество, в структуре шлама, уплотненного до плотно сти 0,68-0,97 максимальной, благоприятно сочетаются низкая плотность и высокая пористость (фильтрующая способность) с достаточно высокой прочностью. При этом повышенная пористость шлама, уплотненного до указанной степени, придает ему ряд новых положительных качеств, как материалу конструктивного слоя дорожной одежды. Во-первых, это повышенная тре- щиностойкость материала, обусловленная
наличием объема пустот, намного превышающего объема, необходимый для размещения новообразований в твердеющем материале при длительных сроках тверде5 ния, что препятствует возникновению внутренних напряжений в материале. Во- вторых, это стабильность во времени фильтрационных свойств. В-третьих, это повышенная теплоизолирующая способ10 ность, придающая дренирующему слою мо; розозащитные свойства. Все три перечисленные качества недоуплотненного шлама способствуют повышению эксплуатационной надежности дорожной конструк15 ции.
Формула изобретения Способ возведения дорожной одежды, включающий укладку на земляное полотно дренирующего слоя из белитового шлама,
20 его уплотнение и последующее устройство основания и покрытия, отличающий- с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности дорожной одежды за счет улучшения фильтрационных свойств - 25 дренирующего слоя и снижения стоимости строительства, белитовый шлам уплотняют до плотности, определяемой из выражения
Уск 1,75-0,2 Кф, где УСК - плотность скелета уплотненного
30 белитового шлама, г/см3;
Кф - требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя, м/сут. при этом основание устраивают путем надвижки материала методом от себя.
35
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ возведения дорожной и аэродромной одежды | 1990 |
|
SU1712519A1 |
Способ возведения монолитного основания дорожной одежды | 1990 |
|
SU1738884A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ | 2000 |
|
RU2179609C1 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ СЛАБОГО ПРИРОДНОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА | 2010 |
|
RU2449075C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2008 |
|
RU2368719C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО И АЭРОДРОМНОГО ОСНОВАНИЯ | 2009 |
|
RU2412300C1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА И СПОСОБ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ | 1990 |
|
RU2020197C1 |
ДОРОЖНАЯ ОДЕЖДА ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ И АЭРОДРОМНЫХ ПОКРЫТИЙ | 2011 |
|
RU2473728C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
ДОРОЖНАЯ КОНСТРУКЦИЯ | 2012 |
|
RU2516603C1 |
Изобретение м.б. использовано при строительстве дорожных и аэродромных одежд на участках с земляным полотном из слабофильтрующих грунтов. Сущность изобретения: на земляное полотно укладывают дренирующий слой из белитового шлама, уплотняют его до плотности, определяемой из выражения уск 1,75-0.2 Кф, где уск - плотность скелета уплотненного белитсвого шлама, г/см ; Кф - требуемый коэффициент фильтрации материала дренирующего слоя, м/сут. Устраивают основание путем на- движки материала способом от себя и укладывают покрытие. 1 ил.
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Сб | |||
статей под ред | |||
М.М | |||
Сычева | |||
Ленинградский технологический институт | |||
Л. | |||
Приспособление для склейки фанер в стыках | 1924 |
|
SU1973A1 |
с | |||
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1992-04-23—Публикация
1989-10-20—Подача