Фиг.1
vi hO О 00
ю
OJ
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к прицелам.
Известен полуприцеп разбрасыватель, имеющий кузов, установленный на раме, к которой шарнирно прикреплено дышло и гидравлический амортизатор, установленный между рамой и дышлом. Толчки, возникающие в вертикальной плоскости от наезда на неровности, гасятся амортизатором и пневмогидравлической системой по- луприцепа.
Известен также тракторный прицеп, у которого для повышения надежности дышло выполнено из двух шарнирно соединенных частей с возможностью поворота в продольной вертикальной плоскости вниз, а между частями дышла, над соединяющим их шарниром, установлен упругий упор, воспринимающий вертикальные нагрузки, действующие на дышло.
Известен прицеп, в котором для повышения эксплуатационных характеристик дышло нагружено в вертикальной плоскости через рессоры, закрепленные средней частью на горизонтальных осях опорно-по- воротного устройства и связанные одним концом с дышлом, а другим с осью колес.
Однако компенсаторы (гидравлический амортизатор, упругий упор и рессоры) воспринимают лишь вертикальные нагрузки.
Известен прицеп, содержащий кузов, установленный на раме, с которой посредством переднего и заднего узлов крепления связано дышло, причем передний узел связан со средней частью дышла и представля- ет собой шарнирное, соединение с горизонтальной осью, а задний узел связан с концом дышла посредством разъемного соединения и включает в себя резиновый амортизатор, охватывающий дышло и рас- положенный в закрепленном на раме кронштейне.
Недостатком известного прицепа является невозможность компенсации дышлом боковых (горизонтальных), а также смешан- ных нагрузок, возникающих в различных си- ту.ациях движения автопоезда. Это отрицательно сказывается на надежности элементов конструкции прицепов и ведет к увеличению их массы.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности прицепа за счет снижения динамических нагрузок, действующих на дышло.
Поставленная цель достигается тем, что в прицепе, содержащем кузов, с которым посредством переднего и заднего узлов крепления связано дышло, на свободном конце которого расположено замковое устройство, при этом дышло выполнено в виде
расположенной вдоль продольной оси прицепа трубы, передний узел крепления включает в себя закрепленный на передней части кузова кронштейн, в котором размещен резиновый амортизатор, охватывающий среднюю часть дышла, а задний узел крепления выполнен в виде разъемного жесткого соединения.
Известны дышла, выполненные в виде V-образ.ной конструкции и в виде трубы круглого и квадратного сечений. Примером одноосных прицепов для легковых автомобилей с V-образным дышлом могут служить прицепы ММЗ 81021, МАЗ 8111, МАЗ 8114 Зубренок. Недостатком этих прицепов является повышенная жесткость конструкции дышла, состоящей, как правило, из профилированных балок, соединенных в V-образ- ную конструкцию. Поэтому при резких поворотах тягача происходит частичный или полный отрыв дышла от рамы. Однако необходимость усиления конструкции в опасных местах увеличивает ее общий вес.
Прицепы, снабженные дышлом в виде трубы квадратного или круглого сечений, в какой-то мере лишены этого недостатка, так как дышло обладает достаточной гибкостью, однако место заделки дышла в конструкцию рамы или кузова является самым опасным и в нем концентрируются максимальные нагрузки. Как следствие, в дышле возникают остаточные деформации и разрушения. Примером такой конструкции может служить прицеп ММЗ 8113.
В прототипе шарнир с горизонтальной осью позволяет хвостовой части дышла перемещаться только в вертикальном направлении вверх и вниз, таким образом амортизатор компенсирует только вертикальные составляющие нагрузок. Все отличные от вертикальных, например, усилия, вызванные в дышле поворотом или торможением тягача, нагружают элементы шарнирного соединения рамы.
Таким образом, амортизатор не участвует в компенсации горизонтальных изгибающих нагрузок, а они могут достигать больших значений. В предлагаемой конструкции упругие свойства дышла, изготовленного из трубы, и способ его крепления на кузове, позволяют дышлу в сборе с резиновым амортизатором компенсировать изгибающие нагрузки на участках А и Б в любом направлении поперечного сечения (фиг. 4 и 5).
На фиг. 1 показан прицеп, сбоку; на фиг, 2 -узел I на фиг. 1; на фиг. 3 -узел II на фиг. 1; на фиг. 4 и 5 - принципиальные схемы, поясняющие характер работы дышла в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
На кузове из профилированного металла с кронштейнами подвески, брызговиками, внешними световыми и сигнальными приборами 1 установлены подвеска в сборе с колесами, амортизаторами, пружинами 2, дышло 3 в сборе с хвостовиком А. замковым устройством 5 и прижимным фланцем 6, опорный кронштейн 7, поперечные лонжероны днища 8.
Дышло 3 с установленным на нем резиновым амортизатором 9 проходит через опорный кронштейн (передний узел крепления) 7 и крепится в фундаменте (задний узел крепления) 10, размещенном на поперечном лонжероне днища 8, при помощи шайбы 11 и гайки 12. Конструкция хвостовика 4 и фундамента 10 обеспечивает фиксацию дышла 3 в заданном положении и исключает проворачивание дышла вокруг своей оси. Резиновый амортизатор 9 в опорном кронштейне 7 поджимается фланцем 6; степень сжатия, а следовательно, и жесткость резинового амортизатора 9 регулируется шайбами 13.
Прицеп работает следующим образом.
Изгибающие нагрузки, возникающие в процессе движения автопоезда, передаются на дышло 3 через сцепное устройство 5, опорный кронштейн 7 кузова и заделку хвостовика 4 в поперечных лонжеронах днища 8. При этом вибрационные знакопеременные нагрузки компенсируются в основном резиновым амортизатором 9, а ударные нагрузки, особенно их максимальные значения, воспринимаются через резиновый амортизатор 9 дышлом 3. Резиновый амортизатор 9 позволяет дышлу 3 изгибаться по всей своей длине на участках А и Б (фиг. 4 и
5) и работать аналогично .рессоре во всех направлениях поперечного сечения.
Если ось замкового устройства 5 расположена выше оси дышла 3 (фиг. 1), то при
горизонтальных нагрузках (повороте тягача) происходит закручивание дышла. В этом случае дышло по всей своей длине работает как торсион.
Таким образом, при использовании изобретения увеличивается надежность и долговечность прицепа, повышается плавность хода, а следовательно, сохранность перевозимого груза, уменьшается уровень вибрационных нагрузок, действующих на прицеп,
особенно ощутимых при движении в порожнем состоянии, а также понижается собственная масса прицепа за счет уменьшения количества усилителей конструкции и облегчения дышла. Кроме того, съемное дышло
повышает потребительские свойства прицепа и его ремонтопригодность.
Формула изобретения Прицеп, содержащий кузов, с которым посредством переднего и заднего узлов
крепления связано дышло, на свободном конце которого расположено замковое устройство, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности за счет снижения динамических нагрузок, дышло выполнено в виде расположенной вдоль продольной оси прицепа трубы, передний узел крепления включает в себя закрепленный на передней части кузова кронштейн, в котором размещен резиновый амортизатор, охватывающий среднюю часть дышла, а задний узел крепления выполнен в виде разъемного жесткого соединения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИЦЕП ДЛЯ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ И МОТОЦИКЛА | 1992 |
|
RU2043236C1 |
Грузовой прицеп | 1990 |
|
SU1754560A1 |
ДЫШЛО АВТОПРИЦЕПА | 2008 |
|
RU2420420C2 |
РАМНАЯ НЕСУЩАЯ КОНСТРУКЦИЯ ПРИЦЕПА ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ | 2015 |
|
RU2613655C1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПОЛУПРИЦЕПА | 2009 |
|
RU2440265C2 |
ЛОДКА-ПРИЦЕП | 2019 |
|
RU2733187C1 |
ГРУЗОВОЙ ПРИЦЕП | 1993 |
|
RU2073619C1 |
БАЛАНСИРНАЯ ПОДВЕСКА АВТОСАМОСВАЛА | 2007 |
|
RU2345906C1 |
ДВУХОСНЫЙ ПРИЦЕП | 2009 |
|
RU2397905C1 |
Модульный прицеп к легковому автомобилю | 2020 |
|
RU2740227C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к прицепам. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности за счет снижения динамических нагрузок. Прицеп содержит кузов, с которым посредством переднего и заднего узлов крепления связано дышло 3. На переднем конце дышла установлено замковое устройство 5. Дышло выполнено в виде трубы. Передний узел крепления включает кронштейн 7, в котором размещен резиновый амортизатор, охватывающий среднюю часть дышла. Задний узел крепления выполнен в виде разъемного жесткого соединения. 5 ил.
Заявка ФРГ № 2907977, кл | |||
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1992-04-30—Публикация
1990-03-05—Подача