Изобретение относится к машиностроению, к гидравлическим системам, а более, конкретно к гидрогазовым аккумуляторам, и может быть использовано, например, в объ- емных гидроприводах транспортных средств.
Известен гидрогазовый аккумулятор, используемый в гидросистемах с гидромашинами объемного типа, который представляет собой сосуд высокого давления, снабженный разделителем-поршнем или эластичной мембраной.
Недостатком аккумулятора является низкая удельная объемная энергоемкость и потеря части накопленной энергии из-за остывания газа в паузе между зарядкой и разрядкой,
Известен гидрогазовый аккумулятор, газовая полость которого заполнена вспененным пластиком, в порах которого содержится рабочий газ. При использовании газовой смеси, меняющей свое агрегатное состояние в процессе зарядки-разрядки, рабочий цикл приближается к изобарному. Если в пластик введено вещество, плавящееся в диапазоне рабочих температур аккумулятора, например парафин, рабочий процесс будет приближаться к изотермическому, чему способствует развитая теплообменная поверхность пор.
Недостатком аккумулятора является низкая надежность и малая долговечность из-за многократной деформации пористого пластика с изменением объема в несколько раз, что неизбежно приведет к разрушению части пор, объединению их в более крупные, газ в которых начнет нагреваться до температуры выше расчетной. Этому будет споVI
СО
ю о о о
собствовать хорошая теплоизоляция окружающим вспененным материалом, способствующая лавинообразному развитию процесса разрушения.
Известен гидрогазовый аккумулятор, содержащий корпус, эластичную мембрану, установленную в корпусе с образованием газовой и жидкостной полостей, и теплообменник. Теплообменник отводит тепло из газовой полости во внешнее пространство в процессе зарядки аккумулятора и подводит тепло при разрядке.
Однако изменение размеров и формы газовой полости при работе аккумулятора не позволяет развить теплообменную поверхность и увеличить интенсивность теплообмена. Поэтому трудно приблизиться к изотермическому рабочему процессу. Внешнее теплообменное устройство увеличивает габариты аккумулятора. Отводимая из газовой полости в виде тепла энергия бесполезно теряется, а для увеличения отдаваемой энергии при разрядке потребуется дополнительный нагреватель, причем КПД процесса расширения будет невысок из-за того, что в гидроаккумуляторах целесообразно использовать лишь небольшие степени расширения газа.
Целью изобретения является повышение эффективности аккумулятора путем увеличения удельной объемной энергоемкости и уменьшения потерь накопленной энергии.
Поставленная цель достигается тем, что гидрогазовый аккумулятор, содержащий корпус, разделитель, установленный в корпусе с образованием газовой и жидкостной полостей, итеплообменник, снабжен дополнительной газовой полостью, установленной на корпусе, теплообменник заполнен теплоаккумулирующим рабочим телом и установлен внутри дополнительной газовой полости, а дополнительная газовая полость сообщена с газовой полостью в корпусе аккумулятора посредством каналов теплообменника, при этом газовая полость аккумулятора заполнена одноатомным газом, а в качестве теплоаккумулирующего рабочего тела использовано вещество с фазовым переходом в диапазоне рабочих температур аккумулятора.
Изобретение поясняется фиг.1-3.
Описываемый аккумулятор содержит корпус 1 с мембраной 2, штуцером 3 для входа и выхода жидкости. На корпусе установлена дополнительная газовая полость 4 с зарядным газовым клапаном 5. Внутри дополнительной полости размещен теплообменник 6 с ребрами 7 на внешней поверхности. По торцам теплообменник снабжен трубными досками или опорными решетками 8, между которыми размещено теплоак- кумулирующее рабочее тело и каналы 9 для прохода газа. Рабочее тело и каналы могут быть выполнены различным образом: .либо
в виде отдельных герметичных элементов, заполненных рабочим телом и размещенных между опорными решетками, либо в виде трубок, герметично закрепленных в трубных досках и окруженных рабочим телом.
Гидрогазовый аккумулятор работает следующим образом.
При разрядке жидкость из гидросистемы поступает через штуцер 3 в жидкостную
полость, прогибая мембрану 2, вследствие чего газ вытесняется в дополнительную полость 4. При этом давление и температура газа возрастают. Нагретый газ, протекая по каналам 9, имеющим развитую теплообменную поверхность, отдает тепловую энергию теплоаккумулирующему рабочему телу. Теплообмену с газом, находящимся в дополнительной полости 4, способствуют ребра 7. Ребра могут иметь полости, заполненные
теплоаккумулирующим рабочим телом. Благодаря интенсивному теплообмену рабочий процесс аккумулятора близок к изотермическому, причем часть энергии оказывается запасена в виде давления газа, а часть в
виде тепла в теплоаккумулирующем рабочем теле. Рабочий процесс наиболее изотер- мичен п-ри постоянной температуре теплообменника 6. Поэтому целесообразно выбрать в качестве рабочего тела вещество,
имеющее в диапазоне рабочих температур
фазовый переход - плавление или кипение.
При разрядке аккумулятора процесс
протекает в обратном порядке: жидкость
выводится в гидросистему, где расширяется, охлаждается, отбирается тепло от тепло- обменника, благодаря чему давление понижается медленнее, чем при политропическом расширении, следовательно, совершаемая механическая
работа увеличивается. Уравнение механической работы политропного процесса А P0V0(1 - 1/ ь)/(к- 1), где Ро - начальное давление газа; V0 - полный объем основной и дополнительной газовых
полостей; к- показатель политропы, Ј - степень сжатия. Отсюда видно, что при (изотермический процесс) степень сжатия, при которой механическая работа максимальна, стремится к г - 2,72
(основание натуральных логарифмов). При к 1 максимальная работа соответствует меньшим степеням сжатия. Полная работа процесса, учитывающая изменение температур газа L А к , следовательно, при
использовании одноатомных газов (аргона, гелия: /е-4 ,67-1,5) доля энергии, накопленная в виде тепла, будет больше, чем в случае применения двуатомных газов (воздуха, азота:/с 1,4-1,3). При Ј -v 2,5-3 изотермический процесс обеспечивает увеличение энергоемкости гидрогазового аккумулятора более чем в 1,5 раза по сравнению с политропическим.
При использовании газопаровых смесей, приближающих рабочий процесс к изо- барно-изотермическому, можно еще больше увеличить э ергоемкость аккумулятора.
Форма дополнительной газовой полости может выбираться с учетом уменьшения внешней поверхности. Размещение теплообменника внутри нее улучшает теплоизоляцию аккумулированного тепла и в сочетании с почти постоянной температурой в процессе работы обеспечивает лучшее сохранение накопленной энергии.
Основной областью применения предложенного гидрогазового аккумулятора являются гидросистемы с более широким диапазоном рабочих давлений, чем обычно принято, когда Ј 1,2-1,3. Такие гидросистемы могут, например, использоваться для рекуперации энергии торможения движущихся масс - транспортных средств, экскаваторов, прокатных станов и т.п. При торможении и последующем разгоне гидросистема реализует в несколько раз большую мощность, чем при установившемся движении, следовательно, уровень давления в эти периоды должен быть увеличен. Это позволит реализовать в аккумуляторе большую степень сжатия
При характерном, например, для транспортных средств диапазоне температур в двигательном отсеке 90-95°С теплоаккуму- лирующкм рабочим телом может быть вода
(теплота испарения при 100°С более 2 МДж/кг) или натрий (теплота плавления при 98°С более 0,11 МДж/кг). Ценой некоторого снижения теплоты фазового перехода можно менять при необходимости температуру
перехода с помощью добавок, например сплавляя натрий с калием, смешивая воду со спиртом.
Наряду с экономией энергии, предлагаемый гидрогазовый аккумулятор способствует расширению областей применения объемного гидропривода, улучшению технико-экономических и эксплуатационных показателей транспортных и других машин, Формула изобретения
Гидрогазовый аккумулятор, содержащий корпус, разделитель, установленный в корпусе образованием газовой и жидкостной полостей, и теплообменник, отличающийся тем, что, с целью повышения
эффективности путем увеличения удельной объемной энергоемкости и уменьшения потерь накопленной энергии, он снабжен дополнительной газовой полостью, установленной на корпусе, теплообменник
заполнен теплоаккумулирующим рабочим телом и установлен внутри дополнительной газовой полости, а дополнительная газовая полость сообщена с газовой полостью в корпусе аккумулятора посредством каналов
теплообменника, при этом газовая полость аккумулятора заполнена одноатомным газом, а в качестве теплоаккумулирующего рабочего тела использовано вещество с фазовым переходом в диапазоне рабочих
температур аккумулятора.
8
Риг.1
Риг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПОРШНЕВОЙ АККУМУЛЯТОР МОДУЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ДЛЯ ВСТРОЕННОГО МОНТАЖА И ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ | 2006 |
|
RU2330190C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ СО СРЕДСТВАМИ УСИЛЕНИЯ ТЕПЛООБМЕНА | 2010 |
|
RU2451843C1 |
ТЕПЛООБМЕННИК | 2010 |
|
RU2425297C1 |
ПНЕВМОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ПОРШНЕВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ВЫСОКИХ ДАВЛЕНИЙ | 2006 |
|
RU2325560C2 |
СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ИЗ УТИЛИЗИРУЕМЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2011 |
|
RU2464496C1 |
Пневмогидравлический аккумулятор | 1981 |
|
SU964260A1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ТЕПЛА В ГИДРАВЛИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2434159C1 |
АККУМУЛЯТОР ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ | 2015 |
|
RU2626922C2 |
СИСТЕМА АККУМУЛИРОВАНИЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМ БАКОМ-НАКОПИТЕЛЕМ И СПОСОБ АККУМУЛИРОВАНИЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ | 2010 |
|
RU2508453C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕКУПЕРАЦИИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ | 2010 |
|
RU2444649C1 |
Изобретение относится к машиностроению, к гидравлическим системам, а конкретно к гидрогазовым аккумуляторам, и может быть использовано, в частности, в объемных гидроприводах транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности аккумулятора путем увеличения удельной объемной энергоемкости и уменьшения потерь накопленной энергии. Сущность изобретения: гидрогазовый аккумулятор, содержащий корпус, разделитель, установленный в корпусе с образованием газовой и жидкостной полостей, и теплообменник, снабжен дополнительной газовой полостью, установленной на корпусе, теплообменник заполнен теплоаккумулирующим рабочим телом и установлен внутри дополнительной газовой полости, а дополнительная газовая полость сообщена с газовой полостью в корпусе аккумулятора посредством каналов теплообменника, при этом газовая полость аккумулятора заполнена одноатомным газом, а в качестве теплоакку- мулирующего рабочего тела используют в- во с фазовым переходом в диапазоне рабочих температур аккумулятора. 3 ил.
Изотерп UL/ECKUIJ процесс
Пневмогидравлический аккумулятор | 1979 |
|
SU853199A1 |
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава | 1917 |
|
SU15A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1990-02-02—Подача