Изобретение относится к неразрушающему контролю железнодорожных рельсов ультразвуковым (УЗ) методом и может быть использовано для обнаружения дефектов в зоне пера подошвы при контроле рельсов и остряков, уложенных в путь, или на ремонтных предприятиях железнодорожного транспорта и метрополитенов.
Известен способ УЗ контроля железнодорожных рельсов, заключающийся в том, что излучают в рельс с поверхности катания головки луч поперечных УЗ колебаний,принима- ют в другой точке отраженные подошвой рельса поперечные УЗ колебания, измеряют амплитуду принятых колебаний и по ней определяют качество рельса. Недостатком известного способа является недостаточно высокая чувствительность к дефектам пера подошвы рельса, так как выявляются только
дефекты, достигающие зоны проекции шейки на подошву рельса.
Наиболее близким по технической сущности является способ УЗ контроля пера подошвы железнодорожных рельсов, заключающийся в том, что излучают в рельс с верхней плоскости пера подошвы луч поперечных УЗ колебаний на заданном расстоянии от оси симметрии рельса под углом к ней, принимают в той же точке отраженные дефектом поперечные УЗ колебания, измеряют параметры принятых колебаний и по ним определяют качество рельса.
Недостатком это о способа является недостаточно широкая область применения, вследствие невозможности сплошного контроля уложенных в путь рельсов, так как часть верхней плоскости пера подошвы
Ч
OJ
ю
hO
О
рельса в этом случае находится под подкладками и противоугонами.
Целью изобретения является расширение области применения УЗ контроля пера подошвы железнодорожных рельсов за счет обеспечения возможности сплошного контроля уложенных в путь рельсов.
На фиг. 1 представлена схема УЗ контроля пера подошвы железнодорожных рельсов; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - буквенные обозначения геометрических параметров, используемых в мате- матическом выражении для выбора расстояния от точки излучения до оси симметрии рельса.
На схеме (фиг. 1) обозначены преобразователь 1, рельс 2, ось луча 3, угол 4 между подошвой рельса и боковой гранью пера подошвы и усталостная трещина 5. На фиг. 2 и 3 приняты следующие обозначения: а- проекция угла ввода в сталь на плоскость рисунка; /3 - проекция угла призмы преобразователя на плоскость рисунка; у-угол поворота в стали оси луча; А - точка излучения и приема луча; Н - расстояние от точки излучения до оси симметрии рельса; х - расстояние между осью симметрии рельса и точкой касания верхней грани подошвы рельса с дугой перехода; R - радиус перехода от шейки к подошве рельса.
Способ УЗ контроля пера подошвы железнодорожных рельсов заключается в следующем. В зоне радиусного перехода от шейки к подошве рельса на расстоянии Н от оси симметрии рельса излучают луч поперечных УЗ колебаний. Расстояние Н выбирают из условия
x-0,75R Н х,
где х - расстояние между осью симметрии рельса и точкой касания верхней грани подошвы рельса с дугой перехода к шейке;
R- радиус перехода от шейки к подошве рельса.
Причем излучение осуществляют так, что луч УЗ колебаний направлен в угол противоположного от точки излучения пера подошвы под углом коси симметрии рельса. В той же точке принимают отраженные дефектом УЗ поперечные колебания, измеряют их параметры и по ним определяют качество рельса.
Способ УЗ контроля пера подошвы железнодорожных рельсов осуществляют следующим образом.
К дефектоскому подключают прямой преобразователь, устанавливают на эталонный образец ГСО-1 и по отраженному эхо- сигналу от отверстия 60 устанавливают длительность развертки 100 мкс, т.е. осуществляют настройку дефектоскопа, преобразователь 1, реализующий используемую схему контроля, подключают в совмещенном режиме к дефектоскопу. Преобразователь 1 устанавливают на предварительно смазанную контактной жидкостью поверхностью рельса 2 типа Р50 в зоне радиусного перехода от шейки к подошве рельса 2 с внутренней стороны железнодорожной колеи, Точку ввода А ультразвукового излучения располагают на расстоянии Н от оси симметрии рельса 2, которое выбирают из условия (х-О 75R) . При этом контролю подвергают внешнее (по отношению к колее) перо подошвы рельса 2, которое испытывает большие растягивающие напряжения при переходе подвижного состава и в котором на практике образуются трещины 5. Ось 3 ультразвукового луча преобразователя 1 направляют в угол 4. При этом проекция угла призмы преобразователя на плоскость рисунка / 12°, а проекция угла ввода в сталь на ту же плоскость и 20°. Поскольку усталостная трещина 5 в
рельсе 2 развивается поперек его сечения, то ось 3 ультразвукового луча направляют под углом в стали у 40° к продольной оси рельса 2. Необходимые величины углов а, /3 и у задаются конструкцией преобразователя 1. При контроле преобразователь 1 перемещают по рельсу 2. При наличии в пере подошвы рельса 2 дефекта на экране дефектоскопа наблюдают эхо-сигнал, являющийся основанием для браковки рельса 2.
Формула изобретения
Способ ультразвукового контроля пера подошвы железнодорожных рельсов, заключающийся в том, что излучают в рельс луч поперечных ультразвуковых колебаний на заданном расстоянии от оси симметрии рельса под углом к ней, принимают в той же точке отраженные дефектом поперечные
ультразвуковые колебания, измеряют параметры принятых колебаний и по ним определяют качество рельса, отличающий- с я тем, что, с целью расширения области применения за счет обеспечения возможности сплошного контроля уложенных в путь рельсов, точку излучения располагают в зоне радиусного перехода от шейки к подошве рельса, направляют излучаемый луч колебаний в угол противоположного от точки излучения пера подошвы, а расстояние Н от точки излучения до оси симметрии рельса выбирают из условия
x-0,75R Н х,
гдех- расстояние между осью симметрии рельса и точкой касания верхней грани
подошвы рельса с дугой перехода к шейке; R - радиус перехода от шейки к подошве рельса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ПОДОШВЫ РЕЛЬСА | 2007 |
|
RU2353924C1 |
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ПОДОШВЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 1993 |
|
RU2085936C1 |
Способ ультразвукового контроля подошвы рельсов | 2016 |
|
RU2645818C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ КОРРОЗИОННОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ ПОДОШВЫ РЕЛЬСА | 2010 |
|
RU2441789C2 |
СПОСОБ СПЛОШНОГО УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ПОДОШВЫ РЕЛЬСОВ | 2010 |
|
RU2433397C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНО-АКУСТИЧЕСКИЙ ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 2005 |
|
RU2299430C1 |
Способ обнаружения дефектов в рельсах | 2018 |
|
RU2668941C1 |
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ ГОЛОВКИ РЕЛЬСА | 2006 |
|
RU2308027C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДЕФЕКТОСКОПИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ РЕЛЬСОВ | 2005 |
|
RU2299428C1 |
СПОСОБ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ РЕЛЬСОВ | 2021 |
|
RU2777298C1 |
Изобретение относится к области акустических методов неразрушающего контроля. Целью изобретения является расширение области применения за счет обеспечения возможности сплошного контроля уложенных в путь рельсов благодаря оптимизации схемы прозвучивания. Устанавливают на рельсе в зоне радиусного перехода от шейки к подошве совмещенный ультразвуковой преобразователь таким образом, что его акустическая ось направлена в угол противоположного отточки ввода пера подошвы и скрещивается с осью симметрии рельса, а точка ввода располагается на заданном расстоянии от оси симметрии рельса. Излучают преобразователем в рельс луч поперечных ультразвуковых колебаний и принимают им отраженные дефектом пера подошвы ультразвукового колебания. Измеряют параметры принятых колебаний и по ним определяют качество рельса. 3 ил. у И
Гурвич А,К | |||
и др | |||
Неразрушающий контроль рельсов при их эксплуатации и ремонте | |||
- М.: Транспорт, 1983, с | |||
Прибор для определения всасывающей силы почвы | 1921 |
|
SU138A1 |
Патент США № 4593569, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Насос | 1917 |
|
SU13A1 |
М,, МПС, 1980, с | |||
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1992-05-07—Публикация
1989-11-01—Подача