Сцепки для присоединения нескольких сельскохозяйственных машин к трактору известны (В частности сцепкн, включающие боковые брусья с закренленлыми на них присоединительными элементами для крепления машин и с опорными самоустанавливаюш;имися колесами). Известно и выполнение опорных колес сцепок ведущими. Однако в процессе работы возможны случаи, когда величина сил сопротивления по ширине захвата машиН неодинакова, что приводит к появлению разворачивающих агрегат моментов; движение агрегата оказывается неустойчивым.
В предлагаемой сцепке, с целью повышения устойчивости движения агрегата, орисоединительные элементы для крепления сельскохозяйственных машин закреплены с возможностью ограниченного перемещения в направлении движения. Механизм привода онорных колес снабжен фрикционными муфтами, механизмы управления которых -посредством механических, гидравлических или электрических элементов связаны с присоединительными элементами. Присоединительные элементы могут быть закреплены неподвижно относительно боковых брусьев, которые з этом случае закрепляют на |раме трактора шарнирно. С помощью дополнительных шарнирных соединений брусья соединяются между собой штангой, на которой имеются упоры, ограннчиваюшие поворот брусьев. Механизм управления фрикционной муфтой включает рычаг, взаимодействующий при повороте бокового бруса с рамой трактора. Для привода опорных колес предусмотрен общий промежуточный вал, приводимый в движение цепными передачами от задних колес трактора. Каждая из цепных передач снабжена муфтами свободного хода. Каждое из опорных колес
связано с новоротной втулкой, в которой расположен вертикальный вал привода колеса. Вертикальный вал сверху и снизу связан с червячными передачами. От нижней червячной передачи движение к колесу передается
посредством цепной передачи. Вертикальный вал привода колеса снабжен муфтой, ноднружиненный рычаг управления которой имеет ролик, взаимодействующий с криволинейной направляющей дорожкой на поворотной втулке. Направляющая дорожка нмеет позицию останова.
В процессе работы различные по величине силы сопротивления перемещению машиг стремятся вывести агрегат из колеи. Если, например, сопротивление перемещению машин, присоединенных к левому брусу, возрастет, то последний начинает поворачиваться. Одновременно соединительная штанга толкает правый брус вперед. При этом происходит
лесо получает привод от трактора. Левый брус возвращается в исходное положение. После возвращения бруса в исходное положение фрикционная муфта выключается. Вследствие возможного скольжения ведущих колес трактора скорость вращения колес может быть различной. Наличие Б механизме привода опорных колес сцепки муфт свободного хода обеспечивает привад апо1рных колес от колеса тра-ктора, вращающегося с большим числом оборотов, то есть от менее нагруженного. При перемещении агрегата по кривым передача мощности к опорному колесу прерывается вследствие -поворота опорных колес. При их повороте оцепная муфта вертикального вала привода колес выключается. Если привод опорных колес должен осуществляться и при перемещении агрегата по кривым, то оси опорных колес должны быть соосными с задней осью трактора. В этом случае они не будут поворачиваться. Привод колес при этом осуществляется от вала отбора -моЩНости трактора с помощью дифференциальной передачи. Фрикционные же муфты устанавливаются на выходных валах дифференциальной передачи.
Предлагаемая сцепка может быть выполнена как навесной так и прицепной.
На фиг. 1 изображена сцепка, вид сверху; на фиг. 2 - часть сцепки, -вид сзади; на фиг. 3 - частично механизм привода опорного колеса; на фиг. 4 - муфта свободного хода; на фиг. 5 - сцапка в случае привода опорных колес от вала отбора мощности трактора, вид сверху.
Для упрощения описания ниже будет описана лишь левая часть сцепки. Правая часть имеет зеркальное выполнение.
К трактору / щарнирно прикреплен боковой брус 2, к которому присоединяется сельскохозяйственная машина 3. Другая сельскохозяйственная машина 4 закреплена сзади трактора. Мащины снабжены опорными колесами 5. Боковой брус присоединен к трактору с помощью щарнирпого соединения 6. С помощью дополнительных шарнирных соединений 7 и 7а и штанги 8 боковые брусья связаны между собой. На концах соединительной штанги имеются упоры 9 и 9а. Тем самым боковые брусья 2 и 2а образуют вместе с Соединительной штангой рамную конструкцию, которая может совершать по отношению к трактору поворотные перемещения, ограниченные уиорами 9 и 9а. От заднего колеса 10 трактора предусмотрена цепная передача // к промежуточному валу 12. Звездочка промежуточного вала снабжена муфтой 13 свободного хода. Через промежуточную передачу 14 вращение передается карданному валу 15.
Между промежуточной передачей 14 и карданным валом 15 расположена фрикционная муфта 16. Механизм управления фрикционной муфты включает рычаг 17, расположенный на боковом брусе и с помощью шарнира 18 взаимодействующий при (повороте бруса с
рамой трактора. Как только баковой брус 5 начинает отклоняться .назад, происходит включение фрикционной муфты и карданный вал 15 приводится во вращение. С помощью червячной передачи (червячиого колеса Ю и червяка 20) вращение передается на вертикальный вал 21 и от него с помощью второй червячной передачи (червяка 22 и червячного колеса 23) и цепи 24 к опорному колесу 25.
Вертикальный вал 21 расположен в связанной с опорным колесом поворотной втулке 26. Последняя находится в подшипнике 27, закрепленном на боковом брусе. Вертикальный вал снабжен сцепной муфтой 28. Рычаг 29
управления сцепной муфты закреплен шарнирно на корпусе 30 подшипника 27 и на свободном конце имеет ролик 81. При прямолинейном движении агрегата ролик 31 входит в углубление направляющей дорожки на поворотной втулке 26. Посредством пружины 32 ролик постоянно прижат к направляющей дорожке.
Если рассмотренное управление сцепкой необходимо и при выполнении агрегатом поворотов или при перемещении агрегата по крипой, то требуется выьолнение оценки согласно фиг. 5. В этом случае ось опорного колеса 25 будет соосной с задней осью трактора. Привод промежуточного вала 12 осуществляется при этом от вала 55 отбора мощности трактора с помощью дифференциальной передачи 34. Рычаг 17 управления муфтами имеет Т-обраЗНую форму и является общим для обеих муфт. Свободный конец его плеча
расположен между пружинами 55 и 35а, которые встроены в соединительную щтанг} 8. При смещении штанти происходит постепенное включение соответствующей фрикционной муфты и притормаживание, тем самым, одного из валов дифференциальной передачи, в результате чего другой вал начинает вращаться быстрее.
В изображенных на чертежах вариантах выполнения сцепки присоединительные элементы 36 для крепления сельскохозяйственных мащин вследствие щарнирного крепления баковых брусьев, при поворотах пальцевых брусьев, описывают дугу круга. Изобретение не исключает возможности осуществления подвижности присоединительных элементов относительно трактора и с помощью других средств, например шарнирного четырехугольника, располагаемого на внещнем конце бокового бруса. Точно так же
изобретение не ограничивается описаиным механическим способом управления фрикционных муфт 16. С таким же успехом -могут быть применены гидравлические или электрические элементы известных типов.
Предмет изобретения
дуидими самоустанавливающимися колесами, отличающаяся тем, что, с целью повышения устойчивости движения агрегата, присоединительные элементы закреплены с возможностью ограниченного переменц,ения в направлении движения, а механизм привода опорных колес снабжен фрикдионными муфтами, механизмы управления которых посредством механических, гидравлических или электрических элементов связаны с присоединительными элементами.
2.Сцепка по п. 1, отличающаяся тем, что присоединительные элементы закреплены неподвиЖНо относительно боковых брусьев, которые в свою очередь закреплены на раме трактора шарнирно и с помощью дополнительных щарнир:ных соединений связаны между собой штангой, причем на концах щтанги имеются упоры.
3.Сцепка по тп. 1 и 2, отличающаяся тем, что механизм управления фрикционной муфтой -включает рычат, взаимодействующий при повороте бокового бруса с рамой трактора.
4.Сцепка по пп. 1-3, отличающаяся тем, что меха«изм привода опорных колес включает промежуточный вал, общий для обоих колес и приводимый в движение от задних колес трактора с помощью цепных передач с муфтами свободного хода.
5.Сцепка по пп. 1-4, отличающаяся тем, что механизм привода каждого опорного колеса включает вертикальный вал, приводимый в движение и передающий движение колесу с помощью червячных передач и расположенный в связанной с колесом поворотной втулке.
6.Сцепка по пп. 1-5, отличающаяся тем, что вертикальный вал привода колеса снабжен сцепной муфтой, подпружиненный рычаг управления которой имеет ролик, взаимодействующий с криволинейной направляющей дорожкой на поворотной втулке.
7.Сцепка по пп. 1-6, отличающаяся тем, что привод опорного колеса от червячной передачи, связанной с вертикальным валом, осуществлен с помощью цепной передачи.
8.Сцепка по пп. 1, 2 и 5-7, отличающаяся тем, что привод опорных колес осуществлен от вала отбора мощности трактора с помощью дифференциальной передачи.
9.Сцепка по пп. 1, 2 и 5-8, отличающаяся тем, что фрикционные муфты установлепы
па выходных валах дифференциальной передачи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИБКАЯ БОРОНА | 2000 |
|
RU2200374C2 |
КУЛЬТИВАТОР | 1995 |
|
RU2090025C1 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ | 1991 |
|
RU2025922C1 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ АГРЕГАТ | 1990 |
|
RU2032294C1 |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОГРУЗОЧНО-ТРАНСПОРТНЫЙ АГРЕГАТ | 1999 |
|
RU2150813C1 |
ПОЧВООБРАБАТЫВАЮЩЕЕ ОРУДИЕ | 2001 |
|
RU2186471C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕСЕНИЯ УДОБРЕНИЙ В ПОЧВУ | 1992 |
|
RU2028743C1 |
Сельскохозяйственный агрегат | 1988 |
|
SU1535405A1 |
Почвообрабатывающий агрегат | 1975 |
|
SU631099A1 |
ВОЕННАЯ ГУСЕНИЧНАЯ МАШИНА | 2007 |
|
RU2404400C2 |
uz 5
Даты
1965-01-01—Публикация