Устройство для обучения радиотелеграфистов Советский патент 1990 года по МПК H04L15/00 

Описание патента на изобретение SU1550632A2

i

с

Похожие патенты SU1550632A2

название год авторы номер документа
Устройство для тренировки операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1709377A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов 1989
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Дружинин Владимир Николаевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1714647A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1986
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1378078A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1988
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1589303A2
Устройство для облучения радиотелеграфистов 1987
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Плужников Василий Денисович
SU1545237A1
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора 1989
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1714646A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2018971C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2020599C1
Устройство для оценки работы оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1735886A1
Устройство для профессионального отбора операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1709376A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 550 632 A2

Реферат патента 1990 года Устройство для обучения радиотелеграфистов

Изобретение относится к радиосвязи. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит формирователь 1 кода Морзе, блок 2 задания режима работы, блок 3 управления, блок 4 звукового и светового отображения знаков кода Морзе, блок 5 изменения последовательности сигналов, блок 6 регистрации, пульт 7 оператора, блок 8 сравнения и блок 9 индикаторов. Цель достигается за счет обеспечения формирования навыков слуховой и зрительной памяти у радиотелеграфистов. 6 ил.

Формула изобретения SU 1 550 632 A2

ел

СЛ

со го

Фиё.1

N)

Изобретение относится к радиосвязи, может найти применение при обучении и профессиональном отборе радиотелеграфистов и является дополнительным к основному по авт. св.

№ 1378078.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет формирования навыков слуховой и зрительной памяти.

На фиг.1 изображена структурно- электрическая схема устройства; на фиг.2 - структурно-электрическая схема блока задания режима работы; на фиг.З - структурно-электрическая схема блока изменения последовательности сигналов; на фиг.4 - структурно- электрическая схема блока регистрации; на фиг.З - структурно-электрическая схема блока управления; на фиг.6 - эпюры напряжений, поясняющие работу устройства.

Устройство содержит формирователь 1 кода Морзе, блок 2 задания режима работы, блок 3 управления, блок

4звукового и светового отображения знаков кода Морзе, блок 5 изменения последовательности сигналов, блок 6 регистрации, пульт 7 оператора, блок 8 сравнения и блок 9 индикаторов, причем блок 4 содержит узел 10 звукового и узел 11 светового отображения знаков кода Морзе, блок 2 содержит первый 12, второй 13 и третий 14 элементы ИЛИ, элемент 15 задержки, первый 16 и второй 17 триггеры, од- новибратор 18, первый 19 и второй

20 ключи и элемент 21 запрета, блок

5содержит компаратор 22, первый 23 и второй 24 триггеры, первый 25 и второй 26 элементы запрета, элемент 27 задержки, первый 28, второй 29

и третий 30 элементы ИЛИ и узел 31 индикаторов: транспаранты Память, Слуховая, Зрительная, блок 6 регистрации содержит первый 32, второй 33 и третий 34 счетчики, первый 35, второй 36 и третий 37 дешифраторы, первый 38, второй 39, третий 40 и четвертый 41 ключи, элемент ИЛИ 42, элемент 43 задержки и индикаторы 44, а блок 3 содержит формирователь 45 короткого импульса, одно- вибратор 46, формирователь 47 импульса паузы между знаками, элемент 48 задержки и элемент 49 запрета.

Устройство работает следующим образом.

Для выявления вида образной памяти (слуховая, зрительная, смешанная)( руководитель переключателями в формирователе 1 устанавливает знаки (20 знаков), выбранные в качестве раздражителей (сигналов), которые предъявляются обучаемому (испыту емому) в следующей последовательно0 сти.

Первый знак - вначале предъявляется в виде мелодии, звукового сигнала, а затем - в виде светового раздражителя, т.е. точек и тире, из

5 которых состоит знак кода Морзе.

Второй знак - вначале в виде светового раздражителя, а затем - в виде слухового раздражителя.

Третий знак предъявляется знало-

0 гично первому, четвертый - аналогично второму и т.д.

Включают питание. Регистры и счетчики устанавливаются в исходное со- стояние, на первом выходе первого

5 триггера 16 - нулевой (фиг.ба), а на выходе второго триггера 17 - единичный (фиг.бв) потенциал, на первых выходах триггеров 23 и 24 - нулевые потенциалы. При возникновении

0 единичного потенциала на выходе второго триггера 17 его передний фронт запускает одновибратор 18. Импульс с выхода одновибратора 18 через элемент 15 задержки (фиг.бг) подается

с на второй вход формирователя 1 и через элементы 21 и 13 - на вход первого триггера 16, перебросив его в первое положение (на первом выходе единичный потенциал). На первом выхоQ де формирователя 1 появляется кодр- вая комбинация первого знака (фиг.бд), которая поступает на третий вход бло-- ка 2 и на первый вход блока 3.

Единичный потенциал с первого вы- 5 хода первого триггера 16 блока 2 (фиг.ба) прикладывается к первому (управляющему) входу первого ключа 19 и к первому (управляющему) входу первого ключа 38 (второму входу) Q блока 6. Кодовая комбинация знака (фиг.бд), поступающая на вторые (информационные) входы ключей 19 и 20, проходит через второй вход первого ключа 19 и узел 10 звукового отобра- жения знака кода Морзе, предъявив оператору мелодию знака.

Одновременно кодовая комбинация знака, пройдя через третий элемент ИЛИ 14,поступает на второй вход блока 8 сравнения, на третий вход которого подаются тактовые импульсы с третьего выхода формирователя 1, записывая в блоке 8 контрольный знак.

По окончании кодовой комбинации знака на выходе формирователя 47 блока 3 появляется импульс паузы (фиг.бе), который запускает одновиб- ратор 46. Единичный потенциал с выхода одновибратора 46 поступает на третий вход формирователя 1, прекратив подачу тактовых импульсов с его третьего выхода на третий вход блока 8, на вход пульта 7, задав время ответа, и на первый вход блока 9, высветив транспарант Ответ (фиг.бж), во время свечения которого оператор должен воспроизвести услышанный знак.

Обучаемый по мелодии распознает алгоритм знака и с помощью кнопок пульта 7 воспроизводит его.

Кодовая комбинация с первого и второго выходов пульта 7 подается на первый и четвертый входы блока 8 сравнения, записывая знак ответа обучаемого (фиг.бз).

Если обучаемый правильно воспроизвел алгоритм знака и уложился в заданное на ответ время, то по окончании импульса с выхода одновибратора 46 блока 3 транспарант Ответ в блоке 9 гаснет. Задний фронт импульса с выхода одновибратора 46 сформирует на выходе формирователя 4 короткий импульс, который поступает на вход элемента 48 задержки, обеспечив опережающее поступление нулевого потенциала с выхода второго триггера 17 (фиг.бв), на четвертый вход блока 6, записав в третий счетчик 34 предъявленный сигнал (знак), на пятый вход блока 8, обеспечив появление импульса на его первом выходе. Импульс с первого выхода блока 8 (фиг.би) проходит на первый вход блока 6, зафиксировав в первом счетчике 32 правильный ответ, и через первый вход блока 2 - на первый элемент ИЛИ 12. Импульс с выхода первого элемента ИЛИ 12 поступает на вход второго триггера 17 и перебрасывает его (фиг.бв), обеспечив на его выходе нулевой потенциал, прикладываемый к второму ьходу блока 3. Импульс с выхода первого элемента ИЛИ 12 через второй элемент ИЛИ 13 поступает на вход первого триггера

16, перебросив последний во второе положение (фиг.66). Единичный потенциал с второго выхода первого тригс гера 16 подается на управляющий вход второго ключа 39 (третий вход блока 6).

Задержанный импульс (фиг.бк) с выхода элемента 48 блока 3 через информационный вход элемента 49, на управляющий вход которого подается нулевой потенциал с выхода второго триггера 17 блока (фиг.бв) , поступает на первый вход формировате5 ля 1 и обеспечивает повторное предъявление этого же знака (фиг.бд).

Кодовая комбинация знака с первого выхода формирователя 1 через второй ключ 20 блока 2 поступает ка

0 вход узла 11 светового отображения знака кода Морзе, предъявив оператору зрительный образ знака в виде точек и тире. Работа остальных элементов устройства аналогична.

5 Если обучаемый правильно воспроизвел световой образ знака и уложился в заданное время,то импульс с первого выхода блока 8 поступает на первый вход блока 6, зафиксировав

0 во втором счетчике 33 правильный ответ.

Если обучаемый неправильно произвел знак или не уложился в заданное время, то на втором выходе блог ка 8 появляется импульс, который поступает на первый вход блока 5 (информационные входы элементов 25 и 26 запрета). Так как на управляющий вход второго элемента 26 подан

0 нулевой потенциал с первых выходов триггеров 23 и 24, то импульс с выхода второго элемента 26 (второго выхода блока 5) поступает на второй вход блока 2.

5 Дальнейшая работа элементов устройства аналогична описанному при правильном ответе.

При втором (четном) ответе оператора импульс правильного (неппа-

0 вильного) ответа поступает через первый элемент ИЛИ 12 на вход второго триггера 17, обеспечив появление на его выходе единичного потенциала (фиг.бв), и через второй эле- мент ИЛИ 13 на вход первого триггера 16, перебросив его в первое положение (фиг.ба). Передний фронт единичного потенциала с выхода второго триггера 17 запускает одновибратор 18, импульс с выхода которого поступает на вход элемента 15 задержки, на управляющий вход элемента 49 блока 3, предотвратив тем самым поступление короткого импульса с выхода формирователя 45, через элемент 48 - на первый вход формирователя 1. Импульс, задержанный элементом 15 блока 2 (фиг.бг), поступает на второй вход формирователя 1, обеспечив появление на его первом выходе следующего (нового) знака, и через элемент 21 запрета, на управляющий вход которого подан нулевой потенциал с третьего выхода блока 5, и второй элемент ИЛИ 13 на вход первого триггера 16, обеспечив его переброс на второе положение (фиг.66).

При новой кодовой комбинации оператору будет предъявлен первым световой (зрительный) раздражитель.

После предъявления 20 знака данного этапа на втором выходе формирователя 1 появляется единичный потенциал, который поступает на второй вход блока 9, засветив транспарант Тренировка, и на. пятый вход блока 6, обеспечив подачу двоичной цифровой информации с выходов дешифраторов 35, 36 и 37 в соответствующие индикаторы 44, а с дешифраторов 35 и 36 - в блок 5 (фиг.6л)„

Если обучаемый правильно воспроизвел все звуковые и световые сигналы (знаки) или допустил одинаковое число ошибок при ответах на них, т.е. счетчики 32 и 33 зафиксировали одинаковое число правильных ответов, то при считывании информации с выходов дешифраторов 35 и 36 на групповой вход блока 5 на первом выходе компаратора 22 появляется импульс, который засветит в индикаторе 31 транспарант Память. Это указывает на то, что оператор обладает смешанной памятью, поэтому знаки для воспроизведения на следующем этапе (тренировки) будут предъявляться в той же последовательности.

Если число правильных ответов, зафиксированных первым счетчиком 32 больше, чем вторым счетчиком 33, т.е. у оператора преобладает слуховая память, то необходимо тренировать зрительную память. На втором выходе компаратора 22 появляется импульс, который засветит в индикаторе 31 транспарант Зрительная. Это

0

5

0

5

указывает на то, что порядок предъявления знаков в следующем этапе будет изменен, т.е. первым сигналом в паре будет предъявлен световой образ (-.-) до его правильного воспроизведения, а вторым - звуковой образ знака Мелодия, контролирую щий зрительную и укрепляющий слуховую память.

Импульс с второго выхода компаратора 22 подается на вход первого триггера 23 (фиг.6м), обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который через второй элемент ИЛИ 29 подается на третий выход блока 5 и на управляющий вход второго элемента 26, запирая последний. Одновременно импульс с второго выхода компаратора 22 подается на Р-вход второго триггера 24, обеспечив появление на его втором выходе единичного потенциала, ко- # торый через первый элемент ИЛИ 28 подается на управляющий вход первого элемента 25, запирая последний (фиг.он).

Единичный потенциал с третьего выхода блока 5 поступает на управля- 0 ющий вход элемента 21 (четвертый вход блока 2), предотвратив подачу импульса с выхода элемента 15 на вход первого триггера 16, т.е. его переброс в первое положение.

Задержанный импульс с выхода элемента 15 блока 2 поступает на второй вход формирователя 1, переведя его распределитель из двадцатого в первое положение. Первая комбинация с первого выхода формирователя

1поступает на третий вход блока 2 и на первый вход блока 3. Кодовая комбинация знака с второго выхода блока

2поступает в узел 11 светового отоб- 5 ражения знака кода Морзе, предъявив

обучаемому его зрительный образ в виде точек и тире.

Если обучаемый правильно воспроизвел знак, то импульс с правильного ответа с первого выхода блока 8 поступает в блок 6, зафиксировав правильный ответ, и на первый вход блока 2, перебросив второй триггер 17 - в нулевое. Импульс с выхода элемента 49 (первого выхода блока 3) поступает на вход третьего элемента ИЛИ 30 блока 5, ас его выхода - на первый вход формирователя 1, обеспе-i чив подачу с его первого выхода ко5

0

0

5

довой комбинации знака на узел 10 звукового отображения.

Если обучаемый неправильно воспроизвел знак, то импульс неправильного ответа с второго выхода блока 8 поступает на первый вход блока 5 и через информационный вход первого элемента 25 и третьего элемента 30 ИЛИ - на первый вход формирователя 1, обеспечив подачу с его первого выхода знака на узел 11 светового

отображения, так как второй вход блока 2 заблокирован единичным потенциалом, поданным на управляющий вход второго элемента 26 с первых выходов триггеров 23 и 24 блока 5.

Так обеспечивается повторное предъявление неправильно воспроизведенного знака.

После предъявления двадцатого знака второго этапа снова загорается транспарант Тренировка блока 9. При правильном ответе на двадцатый знак импульс с первого выхода блока 8 поступает на первый вход блока 6 и через четвертый ключ 41, на другой (управляющий) вход которого подан единичный -потенциал с второго выхода формирователя 1 - на вход элемента ИЛИ 42. Импульс с выхода элемента ИЛИ 42 обеспечивает подачу двоичной цифровой информации с выходов дешифраторов 35, 36 и 37 в соответствующие индикаторы 44, ас выходов дешифраторов 35и36-ина вход групповые компаратора 22 блока 5.

Так как на данном этапе число правильных ответов в счетчиках 32 и 33 будет одинаковым, то дальнейшая тренировка будет происходить аналогично описанному.

Если число правильных ответов, зафиксированных первым счетчиком 32, т.е

меньше, чем вторым счетчиком 33,

у оператора преобладает зрительная память, то необходимо тренировать слуховую память. На третьем выходе компаратора 22 появляется импульс, который засветит в индикаторе 31 транспарант Слуховая. Это указывает на то, что порядок предъявления последующей информации будет изменен, т.е. первым знаком в паре будет предъявлен звуковой образ - мелодия до его правильного воспроизведения, а вторым - световой образ контролирующий слуховую и закрепляющий зрительную память.

5063210

Импульс с третьего выхода компаратора 22 через элемент 27 задержки поступает на вход Р первого триггера 23, обеспечив появление на его втором выходе единичного потенциала, который через первый элемент ИЛИ 28, подается на управляющий вход первого элемента 25, запирая последний. Од- )0 човременно импульс с выхода элемента 27 поступает на вход второго триггера 24, обеспечив появление на его первом выходе единичного потенциала, который через второй элемент ИЛИ 29 15 подается на третий выход блока 5 и на управляющий вход второго элемента 26, запирая последний.

Время задержки элемента 27 выбрано так, что импульс с третьего выхода блока 5 поступает на четвертый вход вход блока 2 после прохождения импульса с выхода элемента 15, через элемент 21 и второй элемент ИЛИ 13, на вход первого триггера 16, перебросив последний в первое положение. Это обеспечивает прохождение знака с выхода формирователя 1 через первый ключ 19 на вход узла ;С звукового отображения знака коде Морзе.

Работа узлов и элементов устройства происходит аналогично описанному.

Использование изобретения расширяет дидактические возможности устройства путем формирования навыков как слуховой, так и зрительной памяти, при этом если у обучаемого преобладает зрительная память, устройство обеспечивает подачу первым в каждой паре одинаковых сигналов (знаков кода Морзе) слухового обра

за мелодии знака до его правильного воспроизведения, причем зрительный образ знака, предъявляемый после слухового, используется для контроля (подсказки) и закрепления зрительной памяти. Если же у обучаемо-

го преобладает слуховая память, то первым в паре одинаковых сигнатов предъявляется зрительный образ знака, например .-. , до его правильного воспроизведения, а слуховой

(звуковой) образ знака, предъявляемый после зрительного (светового), используется для контроля и закрепления слуховой памяти. Если обучаемый обладает смешанной памятью,то

тренировка осуществляется путем поочередного предъявления в паре одинаковых сигналов: то слухового, то зрительного образа знака кода Морзе. Применение изобретения позволяет сократить время усвоения (запоминания) знаков кода Морзе на начальном этапе обучения радиотелеграфистов.

Формула изобретения

Устройство для обучения радиотелеграфистов по авт.св. № 1378078, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей за счет формирования навыков слуховой и зрительной памяти, введен блок изменения последовательности сигналов, при этом первый выход блока управления и второй выход блока сравнения подключены соответственно к первому входу формирователя кода Морзе и второму входу блока задания режима работы через блок изменения последовательности сигналов, групповые входы и третий выход которого соединены соответственно с групповыми выходами блока регистрации и четвертым входом блока задания режима работы, второй выход формирователя кода Морзе подключен к пятому входу блока регистрации, причем блок ° изменения последовательности сигнафиг. 2.

лов содержит компаратор, блок индикаторов, первый элемент запрета, последовательно соединенные элемент задержки, первый триггер и первый элемент ИЛИ, последовательно соединенные второй триггер и второй элемент ИЛИ, последовательно соединенные второй элемент запрета и третий элемент ИЛИ, при этом первый, второй и третий выходы компаратора подключены соответственно к первому, второму и третьему входам блока индикаторов, третий выход компаратора подключен к 5 входу элемента задержки, выход которого подключен к первому входу второго триггера, второй выход компаратора подключен к вторым входам первого и второго триггеров, вторые выходы 0 которых подключены к вторым входам соответственно второго и первого элементов ИЛИ, выходы которых подключены к управляющим входам соответственно первого и второго элементов 5 запрета, информационные входы которых являются вторым входом блока изменения последовательности сигналов, первым, групповыми входами, первым, вторым и третьим выходами которого 0 являются соответственно второй вход третьего элемента ИЛИ, входы компаратора, выход третьего элемента ИЛИ, выохд первого элемента запрета и выход второго элемента ИЛИ.

фиг4

Ч -k -W -W ч К, ч. Ч. -К. -,

Ч

Составитель О.Андрушко Редактор Н.Швьщкая Техред Л.Олийнык Корректор М.Кучерявая

Заказ 279

Тираж 521

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

ь

s

fc.

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1550632A2

Устройство для обучения радиотелеграфистов 1986
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1378078A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 550 632 A2

Авторы

Кудряшов Николай Иванович

Кирюхин Владимир Анатольевич

Мухортов Василий Васильевич

Плужников Василий Денисович

Гуторов Владимир Константинович

Даты

1990-03-15Публикация

1987-07-14Подача