Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, преимущественно к клапанному механизму газораспределения двигателя внутреннего сгорания.
Известна конструкция клапанного устройства, содержащего тарельчатый клапан, стержень которого размещен в направляющей втулке с зазором. В известной конструкции зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой герметизирован от пропуска масла контактным уплотнением, например резиновой манжетой, прилегающей к стержню клапана.
Недостаток известной конструкции заключается в повышенном пропуске масла в зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой после износа контактного уплотнения, имеющего ограниченный ресурс работы.
Наиболее близким техническим решением, является конструкция клапанного устройства, содержащего тарельчатый
клапан, стержень которого размещен в направляющей втулке с зазором.
Недостаток известной конструкции заключается в повышенной утечке масла через зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой, так как этот зазор не герметизирован.
Цель изобретения - уменьшение утечки масла через зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой при неограниченном ресурсе работы.
Указанная цель достигается тем, что у клапанного устройства двигателя внутреннего сгорания, содержащего тарельчатый клапан, стержень которого размещен в на- правпяющей втулке с зазором, стержень клапана в хвостовой части снабжен профилированной конусной проточкой, заканчивающейся торообразным карманом для сбора масла и размещенной вне направляющей втулки таким образом, что при закрытом положении клапана карман располагается на уровне торца направляющей втулки, при этом размер проточки выбран
Х|
О
равным величине хода клапана при положительном ускорении.
На фиг.1 изображено клапанное устройство, общий вид; на фиг.2 - узел I на фиг.1 (клапан закрыт).
Клапанное устройство содержит направляющую втулку 1, запрессованную в цилиндровую крышку 2, клапан 3, состоящий из головки 4, стержня 5 заданного диаметра D и хвостовика 6. С хвостовиком б клапана 3 скреплена тарелка 7 клапанной пружины 8, а головка 4 клапана уплотняет полость 9 цилиндра. Клапан 3 установлен в направляющую втулку 1 с зазором А между стержнем 5 и внутренней поверхностью направляющей втулки 1, т.е. с возможностью возвратно-поступательного движения, закон которого определяется профилем кулачка распределительного вала (не показан).
На стержне 5 клапана 3 выполнена профилированная проточка 10 заниженного диаметра. При этом переход 11 (фиг.2) от части стержня диаметром D, расположенной со стороны хвостовика 6, к проточке 10 заниженного диаметра выполнен конусным, а переход 12 от проточки к части стержня диаметром D, расположенной со стороны головки 4, выполнен с обратной конусностью, образуя торообразный карман 13 для сбора масла.
Расположение и длина L проточки 10 определены из условия максимальной эффективности конструкции. При закрытом клапане (фиг.2) вершина 14 перехода 12 обратной конусности совпадает с торцом 15 направляющей втулки 1, а длина L проточки 10 равна ходу клапана 3 с положительным ускорением, определяемым профилем кулачка распределительного вала.
В полости 16 (фиг.1) при работе двигателя содержится масло в виде струй, брызг, капель.
Устройство работает следующим образом.
При закрытом клапане вследствие того, что вершина 14 находится на одном уровне с торцом 15 (или несколько выше), зазор Д между стержнем 5 клапана и направляющей втулкой 1 минимален и капиллярные силы препятствуют проникновению масла из полости 16 в зазор Л
В начале открытия клапан 3 при любом профиле кулачка распределительного вала
движется с положительным (направленным в сторону движения) ускорением. Сила инерции направлена всегда обратно ускорению, т.е. в начале открытия клапана сила
инерции движущегося клапана и всех масс, связанных с клапаном, направлена от головки 4 к хвостовику 6. Поэтому тот слой масла, который контактирует со стержнем 5 клапана 3, в начале от крытия отбрасывается
силой инерции из зазора Д , не позволяя маслу проникнуть в полость 9 цилиндра. Отводу способствует большой зазор между направляющей втулкой и проточкой заниженного диаметра в этот период.
Длина проточки 10 равна ходу клапана t положительным ускорением, т.е. к моменту смены направления действия ускорения и соответственно силы инерции, зазор Д между стержнем 5 клапана и направляющей втулкой 1 со стороны полости 16 вновь минимален. При этом то масло, которое натаскивается в зазор Д стержнем 5 клапана, силой инерции забрасывается в карман 13 и не может пройти в полость 9 цилиндра. Это
продолжается вплоть до полного открытия клапана. При закрытии клапана процесс протекает в обратной последовательности, т.е. в конце закрытия клапана масло, скопившееся в кармане 13, выбрасывается силой инерции в полость 16.
В результате обеспечивается уплотнение зазора между стержнем клапана и направляющей втулкой, Причем это уплотнение без трущихся деталей, а следовэтельно, имеет неограниченный ресурс работы.
Формула изобретения Клапанное устройство двигателя внутреннего сгорания, содержащее тарельчатый клапан, стержень которого размещен в направляющей втулке с зазором, отличающееся тем, что, с целью уменьшения утечки масла через зазор, стержень клапана
в хвостовой части снабжен профилированной конусной проточкой, заканчивающейся торообразным карманом для сбора масла и размещенной вне направляющей втулки так, что при закрытом положении клапана
карман располагается на уровне торца направляющей втулки, при этом размер проточки выбран равным величине хода клапана при положительном ускорении.
/6
7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Клапанный механизм | 1975 |
|
SU654190A3 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ КЛАПАН ДЛЯ ДОЗИРОВАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2002 |
|
RU2231672C2 |
Вращающийся силовой гидроцилиндр | 1990 |
|
SU1740136A1 |
ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКОЕ ГАРПУННОЕ РУЖЬЕ ДЛЯ СПОРТИВНОЙ ПОДВОДНОЙ СТРЕЛЬБЫ | 1995 |
|
RU2092768C1 |
ФОРСУНКА ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С АККУМУЛЯТОРНОЙ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМОЙ | 2002 |
|
RU2221930C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛЯТОР РЕЖИМОВ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ | 2008 |
|
RU2389621C2 |
БЫСТРОЗАПОРНАЯ ЗАХЛОПКА ПАРОВОЙ ТУРБИНЫ | 2000 |
|
RU2180404C2 |
ФОРСУНКА ДЛЯ ДИЗЕЛЯ | 2004 |
|
RU2254493C1 |
Клапанный механизм | 1990 |
|
SU1710789A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЫВАНИЯ ДВЕРИ | 2006 |
|
RU2312196C1 |
Сущность изобретения: клапанное уст-, ройство обеспечивает герметичность сопряжения стержня клапана с направляющей втулкой Для этого на стержне клапана выполнена профилированная конусная проточка заканчивающаяся торообразным карманом для сбора масла. За счет использования сил инерции жидкости, нах-одящейся в кармане, при возвратно- поступательном движении клапана утечки масла в зазор уменьшаются. 2 ил.
fivs.J
Фиг. 2
Райков И.Я., Рытвинский Г Н Автомобильные двигатели внутреннего сгорания, М Высшая школа, 1970, с 143 рис 43 2 |
Авторы
Даты
1992-05-30—Публикация
1990-05-18—Подача