Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания Советский патент 1992 года по МПК F01P11/06 

Описание патента на изобретение SU1740718A1

Изобретение относится к водоподготов- ке для систем охлаждения двигателей внут- реннего сгорания с использованием ингибиторов коррозии и позволяет повысить эффективность охлаждения путем уменьшения коррозионного и кавитацион- но-эрозионного износа внутренней поверхности охлаждающего контура двигателя, а также снизить нак пеобразование.

Известно применение ингибиторов коррозии в охлаждающих жидкостях для двигателей внутреннего сгорания, обеспечивающее долговечность двигателя путем сохранения чистоты внутренней поверхности охлаждающей системы, что облегчает тепловой обмен и уменьшает коррозионное разрушение.

Известны охлаждающие жидкости, содержащие композицию ингибиторов коррозии на основе нитритов, хроматов, бензоатов, буры, молибдатов, силикатов и также флокулянтов природного происхождения: декстринов и мелассы

Декстрин - крахмал, природный полифункциональный высокомолекулярный углевод с уменьшенным содержанием амилазы, имеющий макромолекулы меньших размеров. Декстрин получают обработкой крахмала кислотой; от режима обработки зависят его свойства. Указанный продукт представляет собой неионный фло- кулянт.

Меласса - сложная смесь полисахаридов, побочный продукт переработки сахарной свеклы - широко используется в животяоводстве, в процессах микробиологического синтеза биологическиактивных веществ (аминокислот, антибиотиков, ферментов и других лекарственных препаратов)

В ПНР применяется охлаждающая жидкость, содержащая композицию ингибиторов коррозии, состоящую из двузаме- щенного фосфата натрия в количестве 2,5-3,5 г/дм3 и декстрина в колличестве 1 г/дм3 Присадка к охлаждающей воде Силина, разработанная на заводе им. Малысл С

vj

-N О

ч|

оо

шева в г. Харькове, имеет в своем составе метасиликат натрия, тетраборат натрия, нитрит натрия, патока меласса, трилон-Б, фенолфталеин. Недостатком перечисленных ингибиторов является их высокая ток- сичность, некоторые из них (хроматы, нитрит натрия и др.) относятся к веществам первого класса опасности.

Природные высокомолекулярные углеводы - декстрин и меласса в условиях ка- витационного воздействия способны к распаду на низкомолекулярные соединения, что приводит к усилению коррозии металлов. Кроме того, в среде неорганических соединений декстрин и меласса способст- вуют развитию и росту микроорганизмов.

Хроматы и бихроматы являются окислителями любой органической примеси в системе и тем самым способствуют накоплению кислых продуктов окисления органи- ческих веществ.

Двуэамещенный фосфат натрия приводит к образованию дополнительных осадков в виде фосфатов кальция и магния в случае попадания жесткой воды в систему охлаждения ДВС.

Для введения отдельных компонентов присадки в охлаждающую жидкость (бензо- аты и др.) необходимо применение дополнительных органических растворителей

Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения путем уменьшения коррозии, кавитационной эрозии и накипе- образования за счет добавления в воду охлаждающего контура композиции из нетоксичных, экологически безопасных и не дефицитных ингибиторов коррозии.

Это достигается тем, что охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, содержащая в качестве ингибитора коррозии силикат натрия №25Юз. дополнительно содержит повышающие эффективность защиты от коррозии черных и цветных металлов нетоксичные, экологически безопасные природные флокулянты, а именно водорастворимые соли высокомолекулярных кислот лигно-гуминовой природы, карбокси- мети л целлюлозу Na-КМЦ при следующем соотношении компонентов, мае %:

Водорастворимые соли высокомолеку- лярных

кислот лигно-гуминовой природы0,30-0,50 №25Юз0,20-0,30 Na-КМЦ 0,020-0,030 Вода Остальное Ниже приведены три варианта охлаждающей жидкости на основе природных флокулянтов лигно-гуминовой природы

1Водорастворимые натриевые соли высокомолекулярных

сланцевых кислот0,30-0,50

Na2Si030,20-0,30

Na-КМЦ0,020-0,030

ВодаОстальное

2Водорастворимые натриевые соли высокомолекулярныхлигно-гуминовых

кислот0,30-0,50

NazSiOa0,20-0,30

Na-КМЦ0.020-0,030

ВодаОстальное

3Водорастворимые гуматы натрия бурых

углей0,30-0,50

NaaSlOa0,20-0,30

Na-КМЦ0.020-0,030

ВодаОстальное

Водорастворимые натриевые соли высокомолекулярных сланцевых кислот получают путем окисления керогена горючих сланцев кислородом воздуха в водно-щелочной среде в течение 3-4 ч при 195-205°С и давлении 3-4 мПа, подкисление оксидата и выделение осадка с последующим приготовлением водного раствора натриевых солей высокомолекулярных кислот.

Свойства и структура высокомолекулярных сланцевых кислот ВМК исследовались с применением ряда химических и инструментальных методов: масс-спектроскопии, электрофореза, гель-хроматографии, ультрафильтрации. Установлено, что ВМК это комплекс однотипных по строению и составу соединений, преимущественно, алифатической природы, содержащих различные кислородсодержащие функциональные группы - карбоксильные, спиртовые и фе- нольные гидроксилы, карбонильныеи хино- идные с незначительными включениями органоминеральных компонентов. Элементарный состав Na ВМК. мас.%:

Ма - 31 ± 0,5; С - 42 ± 0,5; Н - ,5; 0-20± 0.5;N-0.8± O.5.

По данным гель-хроматографического анализа молекулярная масса равна 120 тыс.ед.

ВМК является умеренно токсичным препаратом, по степени воздействия на организм человека относится к третьему классу опасности, генетически не активное вещество, не обладает мутагенными свойствами.

Водорастворимые натриевые соли лигно-гуминовых кислот получают окислением гидролизного лигнина (отход гидролизного производства) кислородом воздуха в воднощелочной среде в течение 3-4 ч при 150- 180°С и давлении 1,5 мПа, подкисление лигнина и выделение осадка с последующим приготовлением водного раствора натриевых солей высокомолекулярных лигно-гуми- новых кислот.

Исследование свойств и структуры высокомолекулярных лигно-гуминовых кислот (ЛГК) показало их сходство по физико-химическим свойствам с природными гуминовы- ми кислотами почв, торфов и буровых выветрившихся углей. Элементарный состав ЛГК находится в пределах значений, определенных для гуминовых кислот, мас.%:

С - 59,9Ю,5: Н - 3,8+0,5; N - 0,5tO,5: О - 35,8Ю,5.

Содержание, мас.%: карбоксильные группы 5.3-7,6; гидроксильные группы 1,9- 4,7; хиноидные 3,2-5,5.

Аналогичность химического строения ЛГК и природных гуминовых кислот подтверждается одинаковой оптической плот- ностью их растворов в 0.02Н NaHCOa.

Водорастворимые гуматы натрия буровых углей получают путем взаимодействия буровых выветрившихся углей (месторождение Александрия) с гидроксидом натрия. Полученный темно-коричневый раствор фильтруют и сушат. Элементарный состав. мас.%:

С - 58.5Ю.5: Н - 3.910,5; N - 1.2i0,5; О - 36,,5.

Физико-химические свойства идентичны свойствам природных гуминовых веществ.

Эксплуатационные испытания показали, что применение охлаждающей жидкости с содержанием высокомолекулярных полифункциональных флокулянтов гуминовой природы, Na-КМЦ - производной целлюлозы и силиката натрия приводит к снижению коррозионного и кавитационного износа двигателя. Омываемая поверхность охлаждающей системы дизеля ЗД6 после 4100 ч работы оставалась чистой, без продуктов коррозии; поверхность гильзы в цилиндре оставалась гладкой, блестящей, без явных эрозионных повреждений. Вся металлическая поверхность покрывается темной пленкой, толщиной порядка 50 А. В период навигации было замечено снижение температуры охлаждающей жидкости на 10°С. При опорожнении охлаждающей системы продукты коррозии не обнаружены. (Акт по эксплуатационным испытаниям прилагается).

Наличие антикавитационно-эрозион- ных, антикоррозионных и антинакипных

свойств природных полифункциональных флокулянтов гуминовой природы и Na-КМЦ объясняется образованием прочных координационных связей, указанных соединений с окисленными металлами образующимися в процессе коррозии, а отсутствие накипеобразования за счет комп- лексообразования с солями жесткости. Силикат натрия в процессе эксплуатации охлаждающей жидкости способен разлагаться выделяя слабую кремниевую кислоту, являющуюся наиболее распространенным флокулянтом, представляющим собой анионный полиэлектролит. В качестве

активаторов разложения силиката натрия могут служить ионы хлора, сульфатионы, кислые соли угольной кислоты, минеральные кислоты, которые присутствуют в среде охлаждающей жидкости или же образуются

в процессе эксплуатации ДВС.

Для экспериментальной проверки предлагаемого состава были подготовлены пятнадцать смесей ингредиентов, которые позволили определить их оптимальные граничные значения. Смеси получали простым смешением компонентов при 18,..22°С. Образцы, изготовленные из стали 38Х2МКЗА, чугуна СЧ-40 и Дюрали АМГ-6 помещали в полученные смеси и разрушали воздействием кавитации на ультразвуковом дисперга- торе УЗДН-2Т.

Степень защиты от кавитационной эрозии рассчитывалась по формуле

Ккэ -

ДСВ -AGn

ДСв

100%

где AGo - потери веса образца в воде;

ДСп - потери веса образца в охлажда- ющей жидкости.

Результаты испытаний позволяют сделать вывод о следующем соотношении компонентов охлаждающей жидкости и их процентном содержании от общего веса, мас.%.

Водорастворимые соли высокомолекулярных

кислот лигно-гуми- новой природы

(ВСВМК-ЛГ)0,30-0,50

Na-КМЦ- 0,020-0,030

Na2Si030,20-0,30

Вода Остальное

при котором достигается максимальный положительный эффект.

Формула изобретения Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания, содержащая силикат

натрия с высокомолекулярными углеводами природного происходждения NazSiOa, отличающаяся тем. что, с целью повышения эффективности охлаждения путем уменьшения коррозии, она дополнительно содержит водорастворимые соли высокомолекулярных кислот лигно-гуминовой природы и карбоксиметилцеллюлозу Na-КМЦ в следующем соотношении

0718

8

Водорастворимые соли высокомолекулярных кислот лигно-гуминовой природы Na-КМЦ №25Юз Вода

L

0,30-0,50

до2о,-аозо

0,0-0,30 Остальное

Похожие патенты SU1740718A1

название год авторы номер документа
ИНГИБИТОР КОРРОЗИИ МЕТАЛЛОВ 2001
  • Касаткина М.В.
  • Федоров С.Е.
  • Горохов М.В.
  • Кураторов А.В.
RU2221900C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ НА ОСНОВЕ ГЛИКОЛЕВОГО РАСТВОРА 1997
  • Новиков С.А.
  • Новиков А.А.
RU2095389C1
СУПЕРКОНЦЕНТРАТ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ АНТИФРИЗОВ И ТЕПЛОНОСИТЕЛЕЙ 2005
  • Аванесян Игорь Григорьевич
  • Бреженко Сергей Анатольевич
  • Белокурова Ирина Николаевна
RU2290425C1
КОМПОЗИЦИЯ, ОБЛАДАЮЩАЯ СМАЗОЧНО-ОХЛАЖДАЮЩИМИ СВОЙСТВАМИ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ 2001
  • Иванов В.Н.
  • Шипов В.П.
  • Трофимов В.А.
  • Касаткина М.В.
RU2212435C1
СОСТАВ ЧИСТЯЩЕГО СРЕДСТВА 1999
  • Малых Ю.А.
  • Шалыт А.Н.
RU2165452C1
КОНЦЕНТРАТ ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ 2008
  • Белокурова Ирина Николаевна
RU2362792C1
КОНЦЕНТРАТ АНТИФРИЗА 2004
  • Белокурова И.Н.
RU2263131C1
ЖИДКИЙ ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ, СОДЕРЖАЩИЙ СИНЕРГИЧЕСКУЮ СМЕСЬ СОСТАВОВ ИНГИБИТОРОВ КОРРОЗИИ 2019
  • Ян, Бо
  • Войсьесжес, Петер М.
RU2802675C2
СОСТАВ ДЛЯ ВРЕМЕННОЙ ИЗОЛЯЦИИ ПРОДУКТИВНОГО ПЛАСТА 1999
  • Гасумов Рамиз Алиджавад Оглы
  • Вагина Т.Ш.
  • Серебряков Е.П.
  • Минликаев В.З.
  • Каллаева Р.Н.
  • Пучков С.П.
  • Пестерников Г.Н.
RU2150573C1
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ОТРАБОТАННОГО ПОЛИМЕРНОГО БУРОВОГО РАСТВОРА 1993
  • Казанский В.В.
  • Брагина О.А.
  • Низовцев В.П.
  • Сараева И.Ю.
RU2070415C1

Реферат патента 1992 года Охлаждающая жидкость для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение м.б. использовано для создания охлаждающей жидкости для двигателей внутреннего сгорания, позволяющей повысить эффективность охлаждения путем уменьшения коррозии, кавитационной эрозии и накипеобразования за счет добавления в воду охлаждающего контура композиции из нетоксичных, экологически безопасных и недефицитных ингибиторов коррозии.

Формула изобретения SU 1 740 718 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1740718A1

Бестек Т
и др
Коррозия автомобилей и ее предотвращение
М.: Транспорт, 1985, с 255 ГОСТ 12.1.007-76.

SU 1 740 718 A1

Авторы

Кардаков Алексей Аркадьевич

Кардаков Владимир Аркадьевич

Трофимов Валерий Афанасьевич

Сибарова Маргарита Николаевна

Лукин Юрий Николаевич

Ткаченко Павел Васильевич

Ларин Валерий Александрович

Даты

1992-06-15Публикация

1989-07-20Подача